Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экзаменационный билет № 4



1. Наверное, в жизнь каждого человека рано или поздно приходит любовь. Кому-то она приносит радость и счастье, кому-то - горечь неразделенного чувства, а для кого-то становится источником страданий от невозможности удержать это чувство.

Не перечесть всех удивительных и тончайших оттенков любви.

Гениальный художник А. С. Пушкин имел удивительный талант - умение чувствовать любое движение сердца, передавать все оттенки чувств человека в своих стихах:

Могу ль на красоту взирать без умиленья,

Без робкой нежности и тайного волненья.

Через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была для поэта Женщина. Наверное, именно поэтому так многообразна в пушкинской лирике тема любви.

В жизни поэта было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь. И каждое рождало в душе поэта стихи.

Гимном высокому и светлому чувству Любви стало стихотворение Пушкина "Я помню чудное мгновенье...", посвященное А. П. Керн. Здесь, в Михайловском, Анна Петровна и Александр Пушкин увиделись спустя шесть лет после их первой встречи.

Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, о "мимолетном видении", на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это сокровенное воспоминание согрето таким трепетным и горячим чувством, что мы невольно приобщаемся к этому благоговейному преклонению перед святыней красоты. Всецело отдаваясь охватившему его чувству, поэт предает забвению мелкие житейские заботы, "тревоги шумной суеты", считая их ничтожными, да и ненужными, когда речь идет о любви:

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Поэт воссоздает иной настрой чувств и мыслей в период ссылки. В памяти его милые, небесные черты не стираются, а "голос нежный" все так же звучит, только, быть может, чуть более приглушенно:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

И вдруг, "душе настало пробужденье, и вот опять явилась ты...". И дальше - внезапно воскресшее чувство, порыв чувств, захвативших все существо поэта.

Удивительно, что самые обычные, привычные, часто употребляемые нами слова в стихотворении Пушкина дают ощущение необыкновенного счастья, радости, любви.

Именно эту "песнь торжествующей любви" услышал в стихотворении Пушкина композитор М. И. Глинка, написавший на стихи поэта романс. Судьбе было угодно распорядиться так, чтобы романс был посвящен композитором дочери Анны Петровны Керн.

Так любовь соединила стихи и музыку, создав гимн чистому и высокому чувству.

Среди жемчужин любовной лирики Пушкина выделяется еще одно стихотворение - "Я вас любил".

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Кому посвящены эти строки? Онегиной? Наталье Гончаровой? Это осталось тайной поэта. Безусловным остается одно: то высокое чувство, пережитое и переданное нам поэтом, было и остается воплощением истинного благородства и человеческого достоинства. Эти строки - пример уважения свободы чувств любимой, истинного мужества любящего человека отказаться от своего счастья во имя счастья любимой. А. С. Пушкин знакомится с семьей М. С. Воронцова. Блестящая графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова вводит поэта в свой салон, где он был принят просто, искренне, с любовью. Рядом с этой умной, красивой женщиной Пушкин был всегда оживлен, весел. Он любил и был любим!

Когда, любовию и негой упоенный,

Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,

Я на тебя глядел и думал: ты моя, -

Ты знаешь, милая, желал ли славы я...

Любовь эта оставила глубокий след в лирике поэта и подарила миру прекрасные строки:

...Но я любим... Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои

Так пламенны! Слова твоей любви

Так искренно полны твоей душою!

Вскоре наступила развязка: по приказу царя Александр Пушкин уезжает на север, в имение родителей, под надзор местных властей. Во время одиноких прогулок Пушкин с грустью вспоминает прекрасную Элизу Воронцову, их встречи, последнее свидание.

Безмолвным свидетелем пережитого был подарок Воронцовой - таинственный перстень-талисман:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

В последнем послании Елизавета Ксаверьевна просила Пушкина уничтожить все ее письма. Он исполнил ее просьбу: от писем остался только пепел и чудесные горькие стихи:

Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Мария Раевская, Елизавета Воронцова, Анна Керн, Екатерина Ушакова, Наталия Гончарова...

Благодаря им вспыхивало сердце поэта, благодаря им мы и сегодня можем с трепетом произносить стихи поэта. Всю гамму человеческих чувств отражают они: легкую, беспечную влюбленность, восторженную радость ответной любви, горечь неразделенной любви и угасающего чувства.

Любовная лирика Пушкина - это отражение его жизни. Это отражение того, что действительно было прочувствовано и пережито поэтом. Но каким бы ни было его чувство, оно обязательно несет на себе отсвет душевного благородства и нравственной чистоты.

Поэтому любовная лирика поэта пробуждала и еще будет пробуждать "чувства добрые" у многих поколений.

Белинский писал о Пушкине: "...читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства".

В заключение хотелось бы привести несколько строчек собственного сочинения, которые служили бы обобщением темы. Возможно, они не совсем совершенны, но идут от души, от сердца и посвящаются великому поэту Александру Пушкину:

Твоя любовь любому чувству может быть примером,

Хоть не всегда в любви ты постоянен был.

Но ангел в виде милой, чистой девы -

Всю жизнь тебя он бережно хранил!

2. Одно из самых ярких и сильных драматических произведений Горь­кого начала 1900-х годов XX столетия - пьеса «На дне». Герои пьесы, люди самого различного характера и социального положения, оказались в подвале, похожем на пещеру или даже тюрьму. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и вор Пепел, жаждущий правильной жиз­ни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своем былом успехе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они дос­тойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас.

Судьба обитателей «дна» - грозный обвинительный акт против существующей действительности. Горький не дает подробного опи­сания жизненного пути героев пьесы, но и те черты, которые он вос­производит, прекрасно раскрывают его замысел.

В немногих словах рисуется жизненная судьба Анны, которая' никогда досыта не ела, «всю жизнь мою дрожала..., мучилась...как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила...всю мою несчастную жизнь...»

И у рабочего Клеща доля тяжела: «Работы нет...силы нет! Вот -правда! Издыхать надо...».

Предметом изображения в драме Горького становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процес­сов на дно жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек пре­доставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные изломаны, изуродованы жизнью.

Среди героев ночлежки есть такие, кто ищет в человеке противо­стоящие уродливой действительности душевные силы. Эти силы, рож­денные больным воображением фантазии, оказываются несостоятель­ными, подчас смешными. Но само по себе желание найти прекрасное, возвышенное в жизни удивительно одухотворяет нищенскую действи­тельность. Автор не скрывает своей чуткости к смятенным мечтам Насти (жажда подлинной любви), Наташи (разрушить, изменить нуд­ную реальность), Актера (возвращение утраченного дара, таланта), Татарина (надо честно жить). О тайных идеалах все эти люди говорят редко, сбивчиво, с трудом подыскивают слова. Между тем принципы их поведения обусловлены представлениями о добре и красоте.

Представлен автором и другой тип характеров. В чем-то близки друг другу Бубнов, Сатин, Барон. Они смирились с положением «бо­сяков», откровенно занимаются шулерством, цинично издеваются над несчастьями и чудачествами ближних, равнодушны к преступлени­ям. Но Горький вкладывает в их уста верные и глубокие суждения о. жизни. Автору дороги эти персонажи проницательностью, смелос­тью суждений, какой-то затаенной, выраженной даже в песне тоской по воле и правде. Основное противоречие этих героев - природный ум, обреченный на бездействие.

Главное обвинение автора адресовано героям, неспособным най­ти в себе силы противопоставить свою волю действительности. Горькому удается вскрыть одну из характерных черт русского на­ционального характера: неудовлетворенность реальностью, резко критическое к ней отношение и полную неготовность что бы то ни было предпринять для того, чтобы эту реальность изменить. Имен­но поэтому столь теплый отклик находит Лука в сердцах ночлеж­ников: ведь он объясняет неудачи их жизни внешними обстоятель­ствами и вовсе не склонен винить самих героев в неудавшейся жиз­ни. Как улей, начинает гудеть давно застоявшаяся жизнь ночлежки. Почти каждый ее житель получает опасную игрушку - ложную надежду на спасение. Так «лечит» угасающие души Лука. И мысль о попытке как-то изменить обстоятельства не приходит в голову ни Луке, ни ночлежникам. Поэтому столь драматично переживают ге­рои уход Луки: надежда, разбуженная в их душах, не может найти в их характерах внутренней опоры; им всегда будет необходима вне­шняя поддержка.

Образ Луки, созданный М. Горьким на страницах пьесы «На дне», заставляет задуматься об истинном и ложном представлении о гума­низме. А ещё наводит на размышления о возможности человеческо­го счастья: не может быть человек счастлив, пока он несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Но человек досто­ин счастья и свободы потому уже, что он человек.

По мысли писателя, пассивная идеология может лишь примирить героя с его нынешним положением и не подвигнет его к попытке это положение изменить, как это случилось с Настей, с Анной, с Актером.

Каждый из последних трех актов пьесы заканчивается смертью: Анна, Костылев, Актер. В финале второго действия Сатин кричит: «Мертвецы - не слышат!, Мертвецы не чувствуют... Кричи... реви... Мертвецы не слышат!» Прозябание в ночлежке автор сравнивает со смертью. Обитатели «дна» так же глухи, слепы, как покойники. Дви­жение драмы Горького связано с пробуждением «живых трупов», их слуха, эмоций. В четвертом действии происходят сложные процессы в сонной душе, и люди начинают слышать, чувствовать, что-то пони­мать. Именно здесь таится главный смысл пьесы.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 218 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...