Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экзаменационный билет № 2



1. Понятия греха и добродетели, гордыни и смирения, добра и зла — вот о чем размышляет Ф. М. Достоевский на страницах своего рома­на «Преступление и наказание». Христианская идея о спасении и любви реализуется Достоевским в полной мере и оказывает силь­нейшее воздействие на читателя.

Раскольников несет в себе грех и гордыню. Причем, по замыслу автора, герой греховен не только совершенными поступками, но и затаенными помыслами.

Переосмыслив теорию «сверхчеловека» и пропустив ее через себя, герой убивает старушку-процентщицу, ее сестру Лизавету. Но при этом он убивает и себя. Пройдя по пути саморазрушения, Раскольников тем не менее с помощью Сони находит ключ к спасе­нию через страдание, очищение и любовь. Как известно, все эти по­нятия - самые главные в христианском мировоззрении. Люди, ли­шенные покаяния и любви, не познают света, а увидят темный заг­робный мир, страшный по своей сути.

Страшная сатанинская сила, черт, преследует Раскольникова. В конце романа он скажет: «Черт меня вел на преступление». И все-таки автор дает своему герою возможность очищения через приобщение к вере, религии. Мотив молитвы в романе свойствен не только Раскольникову (после сна о лошади он молится, но его молитвы не услышаны, и он идет на преступление). Постоянно молятся Соня, дочь квартирной хозяйки (готовит себя в монастырь), дети Катерины Ивановны. Молитва, неотъемлемая часть христианина, становится частью романа. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадле­жавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.

Христианское в романе усиливается от многочисленных анало­гий и ассоциаций с библейскими сюжетами. Присутствует реминис­ценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольни­кову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь вос­крес именно на четвертый день. И Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу («гроб» - каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его.

Соня пытается убедить Раскольникова в том, что жить без Бога нельзя, она своим примером направляет его в веру.

Позор и низость в Соне совмещаются с противоположными свя­тыми чувствами, она оказывается духовно выше, сильнее Расколь­никова. Соня сердцем верит в существование высшего божественно­го смысла жизни. Раскольников спросил Соню: «Так ты очень мо­лишься богу-то, Соня?», и Соня, стиснув его руку, ответила: «Что же бы я без бога-то была?». «А тебе бог что за это делает?» - допыты­вался Раскольников. «Все делает!» - отвечала Соня. Раскольников с любопытством всматривался в Соню, как это хрупкое и кроткое су­щество может так, дрожа от негодования и гнева, быть убеждена в своей вере.

Сцена чтения Евангелия показывает, насколько Раскольников и Соня нравственны. Это достаточно напряженный и интересный эпи­зод. Раскольников попросил Соню почитать про воскресение Лаза­ря. Соня колебалась, зачем это неверующему Раскольникову, он на­стаивал. Раскольников в глубине души помнил воскресение Лазаря и надеялся на чудо воскресения самого себя. Соня начала читать, сначала робея, подавляя спазмы горла, когда же дошла до воскресе­ния - голос ее окреп, звенел как металл, вся она дрожала в предвку­шении чуда воскресения и чуда, что Раскольников услышит и уверу­ет так же, как верует она. Раскольников с волнением слушал и на­блюдал за ней. Соня дочитала, закрыла книгу и отвернулась. Молчание продолжалось пять минут. Вдруг Раскольников с решимо­стью во взгляде заговорил: «Пойдем вместе, если я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!»

Чудо все-таки произошло, Раскольников понял, что оставаться по-прежнему не может, надо взять страдание на себя. Пример Сони был очень важен для Раскольникова, она укрепила его в отношении к жизни, к вере. Раскольников принял решение, и это был уже не тот Раскольников - мечущийся, колеблющийся, а просветленный, знаю­щий, что делать. Воскресение Лазаря - это воскресение Раскольни­кова.

Основная идея, которую автор проносит через весь роман: чело­век должен жить по-христиански, быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением истинной веры.

2. «Бунин с удивительным искусством возводит прозу в сан по­эзии», - пишет Юлий Айхенвальд. И с этим трудно не согласиться. Действительно, мир прозы Бунина также удивительно гармоничен, как и поэтический мир. Читая Бунина, мы убеждаемся, как много поэзии в нашей прозе и как обыкновенное сродни прекрасному.

В своем творчестве писатель обращается к самым различным темам. В мир художественной литературы И. А. Бунин входит как автор произведений о русской деревне. В 1910-1913 г. вышли в свет повести редкой глубины: «Деревня», «Суходол», - целая серия уди­вительных рассказов. К Бунину пришла слава, а вокруг этих произ­ведений развернулся жаркий спор.

Удивительным и постоянным был интерес Бунина к тайным, со­крытым процессам в человеческой душе, незаметно для нее самой теряющей полноту чувств, полет мечты. «Чаша жизни», «Сын», «Отто Штейн», «Легкое дыхание», «Петлистые уши», «Сны Чанга» - пере­чень этих произведений трудно прервать, так как тема мира челове­ческих чувств и переживаний присутствует практически во всех про­изведениях Бунина.

В середине 1910-х годов у писателя возникает интерес к совсем иной тематике - общемировые процессы, которые в ту пору имели самые мрачные прогнозы. Первую мировую войну писатель опреде­лил как «беспримерную катастрофу», сравнив её с начальными стра­ницами Библии. «Господин из Сан-Франциско» (1915) своим миром вопиющей фальши, парадоксального человеческого эгоизма и бли­зорукости должен был содействовать отрезвлению, хотя непосред­ственных откликов на войну не содержал.

Уже первая фраза о выборе Господином (господин не имеет име­ни) маршрута для увеселительного круиза насыщена определенным смыслом. Автор представляет мораль богатых путешественников. Интересно понаблюдать за деталями. Корабль назван «Атлантидой», что, несомненно, вызывает ассоциацию с неизбежной гибелью. Раз­ные «слои» плывущих располагаются на разных «уровнях жизни»: блестящие салоны с одной стороны, и «адские» топки кочегарки с другой. Все это можно сравнить с моделью неправого разобщенного мира. Жалкой щепкой выглядит корабль над могучими, грозными глубинами океана. А движение «Атлантиды» по замкнутому кругу и возвращение с телом уже мертвого Господина - символ бессмыслен­ного перемещения в пространстве. Чувство надвигающейся катаст­рофы ясно читается в обычном описании.

В рассказе Бунина мы видим как проявления зла бытового, социального, так и зла абсолютного, метафизического.

Социальное зло предстает в рассказе в виде несправедливого бур­жуазного миропорядка, изображения неравенства людей. Это также и непоколебимая уверенность одних людей в том, что они вправе повеле­вать другими. Это и притворство многих людей, которые не просто жи­вут, а лицедействуют, играют какую-нибудь роль, порой уже смертель­но им надоевшую. И, наконец, социальное зло проявляется в том, что люди живут, подчинившись не естественному человеческому началу, а «логике вещей» - важнее всегда оказывается социальный статус чело­века, его место на социальной лестнице, а не его подлинная сущность.

Но не только социальное неблагополучие оказывается в поле зре­ния автора. Все проблемы, обозначенные Буниным, можно назвать вечными, неустранимыми, они существуют в любом обществе, и со­циальное зло - лишь следствие зла вечного, космического, мирово­го. Космическое зло проявляется в вечности, неуничтожимое™ лю­бого зла. Не случайно в рассказе в качестве параллели судьбе госпо­дина упоминание о римском императоре Нероне Тиберии: «На этом острове две тысячи лет тому назад жил человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над мил­лионами людей».

Это зло не исчезло - оно возрождалось тысячи раз и возродилось в том же господине из Сан-Франциско. Космическое зло - это непонятность и враждебность человеку мировых стихий. Олицетво­рением мирового зла в рассказе является Дьявол, «громадный, как утес», следивший со скал за кораблем, - это символ темных, не под­властных разуму начал человеческой жизни. О борьбе за человечес­кие души Ф. М. Достоевский сказал так: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей».

Рассказ о жизненном крахе самоуверенного «господина жизни» перерастает в лирически насыщенное размышление о связи челове­ка и мира, о величии природного космоса и его неподвластности людским волям, о вечности и о непроницаемой тайне бытия.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 308 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...