Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Алебастр



Алебастр

Гипс - природный камень, который образовался в результате испарения древнего океана 110 - 200 миллионов лет назад. В недрах земли гипс присутствует в виде камня - породы осадочного происхождения нескольких разновидностей. Он может быть на вид плотным, с мелкозернистой структурой, сахаровидным в изломе или крупнозернистым, с беспорядочно расположенными кристаллами, состоять из нитевидных кристаллов с шелковистым отливом или быть пластинчатым, с прозрачными кристаллами слоистой структуры. Цвет породы - белый, желтоватый, светло-серый - зависит от наличия или отсутствия в породе различных примесей.
Гипс имеет уникальное свойство - при нагревании, химически связанная вода выделяется их кристаллической решетки, образуя полуводный гипс. Такой гипс может быть легко превращен в порошок. И наоборот, при добавлении воды минерал связывает ее в своей кристаллической решетке, возвращая гипсу изначальную прочность. Гипс - один из самых древних строительных материалов. Его белый цвет, способность твердеть при соединении с водой, возможность придания твердеющему составу любой формы давно используют строители и ваятели. Для них он главный рабочий материал. Благодаря способности быстро приобретать прочность и нужную форму, благодаря высокой степени экологичности самого материала велика роль гипса и в медицине. Известный в прошлом как "алебастр", он широко использовался во всем мире при производстве ремонтно-строительных работ - для внутренней отделки помещений, украшений интерьеров в виде лепнины на потолках и стенах. Древние египтяне открыли это уникальное свойство гипса в 3700 году до нашей эры. Позднее греки дали минералу название Гипрос, означающее "кипящий камень". Римляне перенесли знание о гипсе в Европу и в XV веке гипс начал широко применяться в качестве штукатурки. Чтобы гипсовый камень превратился в вяжущее, его подвергают температурной обработке, во время которой происходит обезвоживание. При обычных условиях вода выделяется в виде пара, при повышенном давлении она может быть получена в капельном состоянии. Такая вода из кристаллов - самая чистая в природе, а гипсовое вяжущее, как и вся продукция на его основе, - высокоэкологичный негорючий строительный материал. Декорирование при помощи лепнины известно с незапамятных времен. Еще в Древнем Египте помимо резьбы по камню использовались предметы декора из натурального гипса и алебастра, которые, кстати, дошли до нас в изумительном состоянии. Расцвета лепной декор достиг во времена античности. По раскопкам нам известны великолепные образцы архитектурных украшений, которые некогда создавали облик и интерьеры древних построек Греции и Рима. Именно с тех давних пор на протяжении всей истории искусств столь популярны изобразительные орнаменты, бордюры и карнизы, колонны и пилястры, розетки и консоли - элементы, которые во все времена придавали любому архитектурному творению парадный и респектабельный вид.

В зависимости от господствующего стиля и моды на отделочные материалы менялся внешний вид декоративных рельефов. Высеченные в мраморе или отлитые в гипсе, вырезанные из дерева и покрытые бронзой, они неизменно присутствовали в интерьере богатого дома, украшали фасады частных особняков, "формировали лицо", "вносили дух" и "создавали атмосферу". Традиции, заложенные античностью, бережно наследовались от эпохи к эпохе, совершенствовались и приобретали новые характерные черты. Так, лепнина служила достойным украшением ренессансного интерьера и стала не просто неотъемлемой частью, а своего рода визитной карточкой обстановки в стиле барокко и рококо. Очередного взлета и совершенства ей удалось достичь в эпоху классицизма. Столь непродолжительно царивший модерн также внес свои характерные черты в историю художественной лепнины, придав ей капризную элегантность, динамику и асимметричность изобразительного ряда. Независимо от стиля лепнина всегда считалась хорошим тоном. Естественно, она сохранила свой статус и сегодня, когда огромное количество частных интерьеров оформлено на самом высоком уровне и как "эксклюзив". Исторически сложилось так, что элементы лепного декора чаще всего напоминали стилизованные растительные формы. Подобные мотивы и по сей день считаются наиболее распространенными. Традиционная лепнина предполагает множество изящных, плотно скомпонованных деталей в виде стеблей и листьев, цветов и побегов. Лавр и эвкалипт, гирлянды из аканфа и пальмовых ветвей, виноградная лоза и перевитые стебли, запечатленные в гипсе, всегда служили атрибутами высокого стиля архитектуры и интерьера. Кроме того, в качестве лепных украшений нередко использовались орнаменты, имитирующие пластику морских волн, причудливо изогнутых раковин, диковинных рыб, птиц, животных и насекомых. При этом каждый элемент имел свое символическое значение. Например, цветы и фрукты олицетворяли плодородие, листья пальмы или лавра передавали хвалебный и прославляющий тон, а изображения совы и змеи означали спокойствие и мудрость. Наряду с декоративным в архитектурных формах присутствовал и строгий орнамент. Он украшал прежде всего классический античный интерьер. Не

менее популярны геометрические лепные узоры и сегодня. Так или иначе, архитектура прежних эпох всегда находила отражение в бордюрных фризах, напоминающих гирлянды, медальонах из стилизованных шишек и бутонов, колоннах и пилястрах с нарядными капителями. Лепнина в современном интерьере в большинстве случаев повторяет то лучшее, что создано на протяжении веков. Из множества материалов, пригодных для выполнения декоративных элементов фасада или интерьера, история и здравый смысл остановились на гипсе. Именно гипсовой лепнине суждено было стать техникой, традиционной для тех случаев, когда необходимо придать архитектурному творению и обстановке чуточку великолепия. Гипс - удивительный материал: живой и дышащий, трепетный и отзывчивый. Ему нет равных при создании таких важных мелочей, которые будет украшать только ваш интерьер, только ваш дом и только вашу жизнь. К тому же невозможно найти материал столь же экологически безвредный, дешевый в ремонте и реставрации и позволяющий комбинировать разные виды отделки. Приверженцы старого доброго гипса добавят в список его достоинств и высокую пожаробезопасность. Все правда, недаром он остается непревзойденным столько времени. Недаром именно он украшает большинство интерьеров и фасадов неподражаемого Петербурга, Рима, Парижа, Кельна, Лондона и других "жемчужин".

Асбест

Асбест – природное сырье, известное миру с доисторических времен.
Он упоминается в источниках Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Китая, Индии, Арабского Востока. В средние века считали, что асбест является шерстью существа, похожего на змею, живущего в огне и называемого саламандрой. В переводе с греческого асбест означает «неугасимый», «неразрушимый». Это качество на многие столетия определило главные области применения асбеста – обеспечение огнезащиты и тепловой защиты.

Арабские путешественники упоминают о применении асбеста в качестве «вечного» фитиля для светильников (в древней рукописи значится «фитильный камень»). Благодаря волокнистому строению асбест во многих странах издавна служил пряжей для несгораемых тканей. Асбестовая ткань ценилась так же дорого, как жемчуг.

Еще до нашей эры жрецы Китая и Индии надевали несгораемую одежду из асбеста, входя в огонь, и, к изумлению людей, выходили из жаркого пламени целыми и невредимыми. В I в. н. э. из асбестовой ткани делали одежду для воинов, обслуживающих машину с «греческим огнем». Спустя полторы тысячи лет в 1829 г. в Италии и Франции впервые сшили одежду из асбеста для пожарных.

С появлением письменности из асбеста стали делать бумагу.

Промышленный прогресс конца ХIХ – начала ХХ века обусловил широкий спектр использования хризотил-асбеста.

В России первое месторождение хризотил-асбеста было открыто в 1720 г. на реке Тагил около Невьянского завода (Средний Урал) местным жителем Софроном Согрою. При прядении асбестовые волокна смешивали со льном и добавляли растительное масло; готовые изделия прокаливали для удаления масла. Из асбестового полотна шили фартуки, рукавицы и колпаки для рабочих горячих цехов металлургических заводов, плели платки, перчатки, кошельки, чулки и делали бумагу. Однако производство хризотил-асбеста просуществовало недолго. К 1735 г. «...ввиду отсутствия практического значения» разработка месторождения была прекращена. А слава о чудесном минерале в народе жила.

Работы по поиску асбеста в России не прекращались. Cамое крупное из них – Баженовское месторождение хризотил-асбеста было открыто в 1885 г. землемером А.П. Лодыженским при отводе участков под разработку россыпного золота по реке Большой Рефт и ее притокам. Открытие А.П. Лодыженского привлекло большое число предпринимателей. К началу ХХ в. было выделено более 40 участков, из которых практически разрабатывалось лишь несколько. Промышленно значимая добыча хризотил-асбеста начата в 1889 г.

История асбестоцемента началась в 1901 г., когда австрийский инженер, чех по национальности, Людвиг Гатчек запатентовал свое изобретение на способ изготовления асбестоцементных плит. Изделия, получаемые по разработанной технологии, автор назвал этернит (в переводе с латинского обозначает «вечный», «долговечный»), а в народе его назвали асбестовым шифером.

В 1913 г. В Италии было организовано производство асбестоцементных труб, в этом же году был проложен первый напорный водопровод из них. С 1923 г. Началось массовое производство напорных труб во Франции, Англии, Германии, Японии, США. К 1938 г. асбестоцементные листовые изделия выпускали в 25 странах мира, трубы – в 15 странах.

В целом во время Второй мировой войны во всем мире потребление асбеста увеличилось. Особенно много асбеста применяли в производстве боевой техники, в основном для теплоизоляции корпусов, и при строительстве фортификационных сооружений. В некоторых европейских странах асбест начали применять при изготовлении железнодорожных шпал и укладке покрытий высокоскоростных дорог.

В наше время созданы современные материалы на основе хризотилового асбеста.

Всё больше зданий облицовано долговечным, негорючим и экологически чистым покрытием из хризотила.

Базальт

БАЗАЛЬТ, широко распространенная вулканическая (излившаяся) порода, образующая базальтовые лавы. Базальты в химическом и минералогическом отношении являются эффузивными аналогами габбро. Цвет их черный или почти черный, строение от тонкозернистого до стекловатого. Объемная плотность 2,75-3,1. Верхние части лавовых потоков могут быть пузыристыми, так как в ходе затвердевания магмы (лавы) их поверхность вспенивалась из-за выделения из расплава паров воды и других газов. Впоследствии в этих пузырях или порах могут отлагаться такие минералы, как кальцит, пренит, цеолиты и самородная медь (на п-ове Кивино, озеро Верхнее, США); так возникают миндалекаменные базальты. Многие базальты целиком сложены столь мелкими минеральными зернами, что их можно диагностировать только под микроскопом. Однако некоторые базальты имеют порфировую структуру, т.е. в них видны явные кристаллы, погруженные в тонкозернистую или стекловатую основную массу; эти кристаллы (фенокристы, или порфировые вкрапленники) представлены плагиоклазом, оливином или авгитом.

Базальты состоят из кальциевого полевого шпата (основного плагиоклаза, обычно лабрадорита) и авгита или другого пироксена. Часто присутствует оливин (оливиновые базальты). Основная масса порфировых разностей содержит лабрадорит, авгит и переменное количество вулканического стекла, которое может и отсутствовать (например, в долеритах — полнокристаллических базальтах). Измененные долериты называются диабазами.

Залегает базальт в виде даек, силлов (межпластовых тел) и особенно часто в виде лавовых потоков, образовавшихся при извержениях как центрального (через вулканическое жерло), так и трещинного типов. В самых больших объемах базальты залегают в виде мощных и обширных лавовых потоков на плато Декан в Западной Индии и на Колумбийском плато в Кордильерах (штаты Вашингтон, Орегон и Айдахо). Извержения вулканов в Колорадо, Нью-Мексико и Аризоне также сопровождались излиянием базальтовых лав. Гавайские острова представляют собой базальтовые вулканические конусы, возвышающиеся на несколько километров над дном Тихого океана. Базальтовыми вулканами являются Этна на острове Сицилия и Везувий в материковой части Италии (базальты Везувия содержат лейцит вместо части полевого шпата), а также некоторые действующие вулканы Камчатки и Курильских островов (где среди лав преобладают андезиты). Базальтовые потоки третичного возраста распространены в некоторых районах Европы; в Шотландии и Ирландии базальты имеют каменноугольный возраст. Чрезвычайно широко развиты молодые базальты в Исландии и Гренландии. В ряде областей развиты докембрийские базальты.

На платформах базальты, долериты и диабазы залегают либо в виде лавовых покровов (платобазальты), либо в виде серий пластовых тел (силлов), даек, куполов и т.п. (траппы Сибирской платформы, плато Декан и др.). Для обнажений базальтов характерна шестигранно-призматическая (столбчатая) отдельность, нормальная к поверхности лавового покрова (обычно вертикальная, напоминающая колоннаду) или к контактам даек (в случае их крутого залегания - субгоризонтальная, похожая на дровяную поленницу). Базальты легко опознаются по столбчатой отдельности, которая выглядит весьма эффектно: столбы могут достигать огромных размеров. Торцовая поверхность базальтовых покровов, разбитых трещинами призматической отдельности, производит впечатление «мостовой гигантов» вымощенной громадной фигурной брусчаткой (как, например, в Исландии).

Базальты добывают открытым способом в карьерах. Они используются в качестве строительного камня, сырья для каменного (базальтового) литья, в виде щебня — как железнодорожный балласт, в виде щебня и брусчатки — в дорожном строительстве. Базальтовые столбы находят применение в портовых сооружениях.

КАМЕНЬ БРУСЧАТЫЙ (БРУСЧАТКА)

Изготовливается из изверженных горных пород или из литых огненно-жидких металлургических шлаков и литых горных пород и предназначается для устройства покрытий на городских площадях, улицах, трамвайных путях и городских автомобильных дорогах.

Брусчатый камень должен иметь форму усеченной пирамиды с параллельными прямоугольными верхним и нижним основаниями, перпендикулярными оси. При механизированном производстве допускается изготовление брусчатых камней в виде прямоугольных параллелепипедов.

Бутовый камень

Бутовый камень - это куски известняка или песчаника. Бут может быть рваным, плитчатым (плитняк) или постелистым.

Используемый на строительстве дома бутовый камень должен быть чистым, без трещин, расслоений и других дефектов. Для удобства в работе масса одного камня не должна превышать 50 кг.

Качество бута определяют, нанося по нему удары молотком. Если камень издает чистый звук и не рассыпается - он годен для строительства.

Бутовый камень служит материалом для кладки фундаментов, стен не отапливаемых зданий и сооружений, подпорных стенок и др. Отходы при заготовке бутового камня дробят и используют в виде щебня для бетонов.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 428 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...