Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В качественном исследовании для поиска типических паттернов (образцов) поведения и сознания, а также их интерпретации на теоретическом языке могут использоваться достаточно разнообразные методы. Л.Ньюман2 выделяет пять из них: иллюстративный, поступательную аппроксимацию, аналитическое сравнение (техники согласия и различия), анализ доменов и построение идеальных типов.
• Иллюстративный метод используется для того, чтобы проиллюстрировать или «привязать» теорию. При помощи
' См.: Клюшкина О.Б. Указ. соч. С. 94. 2 Newman L. W. Op. cit. P. 416.
такого метода исследователь примеривает теорию к конкретной социальной ситуации или организует данные, содержащиеся в документах, в соотвествии с предшествующей теорией. Существовавшая ранее теория предоставляет «открытые ящики» (белые пятна), а исследователь смотрит, в какой мере информация, содержащаяся в документах, может заполнить эти «ящики». Эта новая информация подтверждает или не подтверждает теорию, которую исследователь использует как инструмент для интерпретации изучаемых документов.
• Поступательная аппроксимация предполагает возобновляемые итерации (повторения) или циклические возвраты при прохождении шаг за шагом сквозь текстовую информацию к результату — мини-концепции. Социолог начинает с исследовательских вопросов, а также с некоторых предположений (гипотез). Затем он апробирует их на данных, содержащихся в первых документах массива. Это позволяет увидеть, насколько предварительная гипотеза соответствует данным, раскрывает их характеристики. При несоответствии создается новая гипотеза, в большей степени соответствующая текстовой информации.
Затем исследователь анализирует следующий документ, чтобы проверить уточненную гипотезу на предмет ее соответствия данным второго документа. На этой стадии все повторяется сначала. Гипотеза может уточняться или быть отброшенной вовсе. Тогда исследователь формулирует новую гипотезу. На каждой такой стадии свидетельства и теория оформляют друг друга. Этот процесс называется аппроксимацией, сближением, так как «модифицированные концепции приближаются к более полным свидетельствам и модифицируются снова и снова, пока постепенно не становятся более аккуратными»1. Каждое прохождение через «сырые» данные здесь принципиально предварительно и неполно, выступает лишь этапом в циклическом движении к адекватной мини-концепции.
• Логические процедуры согласия и различия, составляющие суть метода аналитического сравнения, были разработаны
' Newman LW. Op. cit. P. 94.
английским философом Дж.Ст.Миллем как возможные логические основания эксперимента (логика «единственного различия» и «единственного сходства»). Вместе с тем они могут успешно применяться и при анализе информации в качественном исследовании. В отличие от иллюстративного метода, где нужно в готовой теории только заполнить «пустые ящики», исследователь здесь в полном соответствии с логикой качественного подхода ищет повторяющиеся образцы «внизу», в текстовой информации, чтобы противопоставить их альтернативным объяснениям и теоретически описать.
Используя логический прием согласия, социолог акцентирует свое внимание на том, что является сходным во всех текстах. Он устанавливает тождественный результат, а затем пытается найти общие черты, которые можно было бы квалифицировать как причины. При этом типические черты ищутся путем исключения (элиминирования) тех возможных причин, которые не являются общими для всех анализируемых текстов. Затем те сходные моменты, которые могут быть причинами одинакового результата, могут объединяться в более общие термины. Смысл такой логики заключается в том, чтобы доказать, что в изучаемых документах, несмотря на некоторые различия, есть сходные типические черты, которые могут быть квалифицированы социологом как некоторые причины и их следствия (результаты).
Логический прием различия состоит в том, что социолог классифицирует документы как по сходным чертам, так и по противоречащим им. При этом он не только фиксирует тождественные причины и результаты в документах, но и ищет сходства (общие причины и результаты) в альтернативных случаях. Определенная симметрия в анализируемых документах в этой логике усиливает доказательность предположительной гипотезы. Обобщения, получаемые с помощью такой логики (в т. ч. и логики согласия), не носят универсального характера, т.е. не являются законом, и тем не менее теоретически описывают явление в определенном социальном контексте (время, место, условия).
Например, в одних транскриптах нарративного интервью с жителями Самары трудоспособного возраста в конце 1990-х годов мы фиксируем высокий уровень образования и высокую ценность работы в сочетании с достаточно высоким уровнем материального достатка. В другой совокупности текстов мы отмечаем низкий уровень образования в сочетании с другим набором ценностных ориентации и низким материальным статусом. В итоге мы можем сделать обобщение: уровень образования, а также характер ценностных ориентации являются факторами, определяющими успешность или неуспешность экономического поведения трудоспособного населения Самары в конце 1990-х годов.
• Анализ доменов как метод обработки информации в качен венном исследовании был разработан американским исследователем Дж.Спрэдли'. Доменом Спрэдли называет единицу культурного окружения, организующую концепцию. Домены включают три части: покрывающий термин или фразу, семантическое отношение и включенный термин. Покрывающий термин — это просто название домена. Включенные термины — это подтипы или части доменов. Семантическое отношение показывает, каким образом включенный термин логически встраивается внутрь домена. В качестве семантического отношения могут быть использованы такие суждения: «такой стиль жизни, как», «человек подобного рода», «товары этого вида» и т.д.
Л.Ньюман2 как пример домена приводит исследование В.Зелицер, которая изучала изменение ценности «дети» в американском обществе, анализируя документы, так или иначе относящиеся к детской смертности в конце XIX века. В этом исследовании в качестве домена выступало отношение к детской смертности (покрывающее суждение). Суждения о различных представлениях по поводу этого явления, которые были обнаружены в текстах, — это включенные термины. Семантическое отношение здесь, включающее эти термины в домен, «является примером чего-либо». Такого рода домены называются аналитическими: покрывающие термины «идут от исследователя», из его предварительных гипотез, предзнания в целом. Они — конструкция исследователя, пытающегося таким
1 Spradley J.P. The Ethnographic Interview. N.Y: Halt, Rinehart and Winston, 1979.
2 Newman L.W. Op. cit. P. 422.
образом структурировать анализируемый текст. В то время покрывающий термин «вырастает из текста», соответствует ему.
Исследователь, использующий этот метод, «продвигаясь по тексту», создает аналитические заметки, из которых потом и черпает покрывающие термины, формируя домены. После того как домены созданы, осуществляется организация доменов путем установления различия и сходства между ними. Исследователь затем объединяет домены, где это возможно, в типы как более общую конструкцию, куда домены входят уже в качестве включенных терминов. Так происходит индуктивное восхождение от «сырых данных» к некоторым обобщающим категориям, к построению типологии социального явления, «вырастающей» из текстовой информации.
• Метод идеальных типов, предложенный М.Вебером, предполагает использование моделей, ментальных образований, описывающих то или иное социальное явление, в качестве базы для сравнения с «живой» социальной реальностью. Модель представляет собой «чистый» образец, идеальную умозрительную конструкцию, созданную исследователем. Сравнение ее с конкретным «случаем», как правило, далеким от идеала, помогает исследователю понять специфические черты изучаемого объекта, его «особость», увидеть сходство или различие с подобными явлениями, подчеркнуть уникальность контекста. В этом смысле идеальный тип выступает своеобразным инструментом, организующим текстовую информацию в определенном направлении для реконструкции социального явления.
Вопросы для самоконтроля
1. Как понимается термин документ в социологии?
2. Опишите основания для классификации видов документов.
3. Что такое человеческие документы?
4. Какие виды анализа документальной информации используются в классическом социологическом исследовании?
5. Что такое традиционный анализ документов?
6. Опишите основные понятия контент-анализа.
7. Как обрабатывается информация в контент-анализе?
8. Опишите сущность и назначение информативно-целевого анализа документов.
9. Опишите условия появления интереса к человеческим документам.
10. Опишите алгоритм обработки документальной информации в логике grounded theory.
11. В чем состоит основная идея метода аналитической индукции?
12. Опишите основные этапы этой логики.
13. Опишите основную идею поступательной аппроксимации.
14. В чем особенности метода аналитического сравнения?
15. Как используется метод анализа доменов при обработке текстовой информации?
Литература
1. Исупова О. Г. Различные подходы к анализу текстов и возможность их применения в социологических исследованиях // Методология и методы социологических исследований. Программа магистерского обучения. М.: Ин-т социологии РАН, 1996.
2. Киблицкая М. Дневники как метод тендерной социологии: стратегии выживания одиноких матерей // Женщина не существует: современные исследования полового различия. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1999.
3. Плюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных // Социс. 2000. № 10.
4. Козлова Н. Документ жизни: опыт социологического чтения // Socio-Logos'96. M: Socio-Logos, 1996.
5. Козлова В., Сандомирская И. «Наивное письмо» и производители нормы // Вопросы социологии. 1996. Вып. 7.
6. Малышева М. Способы кодирования и анализа качественных данных // Возможности использования качественной методологии в тендерных исследованиях: Материалы семинара. М., 1997.
7. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1990. Кн. 2.
8. Рябинская Н.С. Текст и социальная структура // Социологический журнал. 2000. № 3/4.
9. Татарова Г. Методология анализа данных в социологии. М: Стратегия, 1998.
10. Чу раков А. Н. Компьютерный контент-анализ. М.: Институт социологии РАН, 1996.
11. Ярская-Смирнова Е. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: СГТУ, 1997.
12. Ярская-Смирнова Е. Социальное пространство глухоты: анализ кинорепрезентации //Трансформация социального пространства в посткоммунистических странах и новые подходы в социальных науках. Тез. докл. Междунар. науч. конф. 25—27 сентября 1998 г. Самара, 1998.
13. Newman L.W. Social Research Methods: Quantitative and Qualitative Approaches. Boston: Allyn and Bacon, 1991.
14. Silverman D. Doing Qualitative Research. A Practical Handbook. L.; Thousand Oaks; New Delhy: Sage, 2000.
15. Strauss A.L. Qualitative Analysis for Social Scientists. Cambridge: University Press, 1987.
Тема 6
Качественный и количественный
подходы: возможности сочетания
в одном отдельно взятом исследовании
Ключевые понятия: Законодательный разум, интерпретативный разум, радикальная, экзистенциалистская, прагматическая, узкоэмпиристская позиции, параллельное сочетание, последовательное сочетание, интерфейс
Черное и белое — Только не горелое.
Детская считалка
1. Соотношение подходов
Эта тема является своеобразным итогом нашего разговора о качественном и количественном подходах в социологическом исследовании. Мы более или менее подробно рассмотрели теоретические предпосылки становления каждого из них, описали их сущностные черты, основные типы и свойственные им исследовательские стратегии, познакомились со спецификой методов интервью, наблюдения и анализа документов в каждой из этих парадигм. Теперь «законным образом» встает вопрос «Как сочетаются эти два подхода и возможно ли это сочетание вообще?». Сегодня можно выделить по меньшей мере четыре позиции социологов по этой проблеме.
• Первая, назовем ее радикалистской, разделяется прежде всего методологами З.Бауманом, Ж.Габриумом, Дж.Холстей-пом и др. Она состоит в том, что эти две социологии, «взаимоотношения которых воспроизводят пропасть, разделяющую
законодательный и интерпретативный разум, нельзя примирить»1.
Законодательный разум здесь — методология классического социологического исследования, в рамках которой исследователь — «востроглазый обществовед» — производит закон, единственно верную истину для всех остальных людей, «сборища невежд» здесь.
Интерпретативный разум — это методология качественного исследования, где в режиме диалога на равных рождается множественность толкований социальной реальности2. Интерпретативный разум, по З.Бауману, — это разум, который отказывается законодательствовать.
• В наиболее радикальной версии в рамках этой позиции считается, что вместе с «медленным разложением модернистского проекта» должна уйти со сцены и классическая социология (законодательный разум), как ошибочная, устаревшая, уступая место качественной социологии (интерпретативному разуму). Здесь отношения между этими социологиями — отношения исторической последовательности: сначала — потом. Эта версия справедливо вызывает возражения: пришествие эпохи «постмодернизма» вовсе не означает, что «модернистские» социологические практики уйдут со сцены.
Более умеренная форма этой позиции состоит в том, что принципиально полярные социологии существуют все же синхронно, параллельно, но вес качественных исследовательских практик, как более соответствующих «духу времени», будет возрастать. Фактически такая позиция достаточно жестко или в мягкой форме рассматривает эти два подхода в терминах «лучше —• хуже».
• Вторая позиция, назовем ее экзистенциалистской, заключается в том, что каждая из этих парадигм имеет свой спектр познавательных возможностей, свои достоинства и не-
1 Бауман 3. Философские связи и влечения постмодернистской социологии. С. 14.
2 В целом законодательный и интерпретативный разум по З.Бауману — более широкие понятия, соответствующие методологии классического и неклассического гуманитарного знания. См.: Бауман 3. Указ. соч. С. 15.
достатки, и потому не может быть оценена по шкале «лучше — хуже». Главный пафос такой позиции в том, что «не существует критериев, которые позволили бы окончательно доказать превосходство» одного подхода над другим. Вопрос о том, «к какому знанию мы стремимся... есть экзистенциальный выбор»1 исследователя.
• Третья позиция, назовем ее прагматической, является в некотором смысле продолжением второй, и разделяется прежде всего социологами, имеющими значительный опыт эмпирических исследований. В западной социологии это Д.Силверман, К.Нанч, К.Риссман и др., в российской социологии — О.М.Маслова, В.Б.Якубович, Г.Г.Татарова, Ю.Н.Толстова и др. Она заключается в том, что каждая из этих парадигм имеет свою «зону релевантности», т.е. область исследовательских задач, где использование конкретного подхода является наиболее эффективным или может быть единственно возможным. Выбор того или иного подхода определяет сам исследователь, руководствуясь целями и задачами своего исследовательского проекта.
Каковы же эти «зоны релевантности» для каждой из анализируемых нами парадигм? Фрагментарно мы так или иначе уже говорили об этом. Здесь лишь в компактном виде постараемся еще раз «собрать все».
Итак, считается, что классический подход необходимо использовать в такой исследовательской ситуации, где требуется определить:
— меру выраженности, распространенности того или иного социального свойства в изучаемой социальной общности;
— меру представленности отдельных элементов изучаемого социального явления или процесса, т.е. описать количественно его структуру;
— меру представленности типов изучаемого явления в той или иной социальной группе;
— взаимосвязь между социальными признаками, ее тесноту и направленность.
1 Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию. М.: Весь мир, 1995. 0.13.
Мы уже говорили, что этот класс исследовательских задач может быть реализован в рамках классического подхода, если в распоряжении исследователя есть теоретическое описание изучаемого явления или процесса (их может быть несколько); только в этом случае возможна эмпирическая интерпретация, осуществление эмпирического исследования в целом. Это означает, что в рамках данной парадигмы могут быть исследованы только относительно изученные, теоретически осмысленные социальные явления, при этом их теоретическое описание удовлетворяет исследователя.
Качественный подход в наибольшей степени соответствует такой исследовательской ситуации, когда:
— изучается малоизученное или вовсе новое, неизученное явление, т.е. когда отсутствует его теоретическое описание или исследователя не устраивает имеющееся;
— необходимо изучить социальный объект в его изменчивости во времени;
— необходимо изучить уникальное явление в его целостности и неповторимости;
— необходимо дать «слово» замалчиваемым социальным группам.
• Четвертая позиция, назовем ее узкоэмпиристской, если ее упростить, сводится к тому, что различия между качественным и классическим подходом не столь уж велики: социологи издавна используют самые различные методы. Поэтому сама дискуссия об этих подходах носит надуманный характер и непродуктивна.
Наиболее популярная в социологическом сообществе сегодня — прагматическая позиция, которая, признавая «особость» каждого из этих подходов, тем не менее не водружает между ними «китайской стены». Сторонники такой точки зрения полагают, что применительно к отдельно взятому исследованию возможно сочетание двух подходов — количественного и качественного, если это обусловливается целями и задачами исследовательского проекта. Введенные авторами этой точки зрения новые для социологии словосочетания: «принцип дополнительности», «метод золотой середины» — тому свидетельство. В рамках подобной позиции отвергается все еще распространенная среди российских социологов точка зрения, что качественный подход (и, соответственно, «мягкие» методы) может выступать только вспомогательным средством: или в качестве разведывательного этапа до осуществления основного классического, или в качестве уточняющего, детализирующего, после него.
Конечно, в рамках разведывательного этапа традиционного социологического исследования действительно чаще всего используются «мягкие» методы: свободное интервью, включенное наблюдение и т.д. Вместе с тем его все-таки нельзя назвать качественным: мы уже говорили, что здесь не производится полноценного знания. Задача разведывательного этапа — бытт. вечнт.тм лгтетчанием», «до того знанием»: отрефлекси-рованные здесь проблемы и предмет исследования не имеют самостоятельного статуса.
Еще раз подчеркнем, что идея взаимосвязи двух парадигм в едином исследовательском цикле предполагает их равнозначное «сосуществование», равный вес и значимость исследовательских задач, которые решаются в их рамках.
Как возможно сочетание этих парадигм? Какие организационные, логические очертания оно принимает? Социологическая практика показывает, что возможно по меньшей мере два вида сочетания:
— качественный и количественный подходы используются параллельно;
— качественный и количественный подходы используются последовательно, на разных этапах социологического исследования.
2. Параллельное использование качественного и количественного подходов
Для такого «параллельного» сочетания характерно изучение различных срезов одного и того же предмета исследования. Это различные методологические фокусы исследуемого интереса. Они могут «накладываться, соединяться и перекликаться в процессе познания»1. Т.Шанин для такого
' Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни // Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. С. 328.
сочетания парадигм в одном отдельно взятом исследовании вводит термин «интерфейс». Он полагает, что близкие термины «связь», «взаимодействие», подчеркивая единство поля исследования, тем не менее не отражают принципиальной разнородности качественного и количественного фокусов исследования.
Блестящим использованием такого «интерфейса» было исследование российского крестьянства под его руководством, о котором мы уже говорили ранее (Тема 4, Часть I). В нем, например, в рамках классической методологии проводились бюджетные обследования домохозяйств1 — анализ доходов и расходов, вобравшие традицию сельских статистических бюджетных исследований. Такие исследования проводились еще в 1920-х годах в рамках ЦСУ и Тимирязевской академии и связаны с именами А.В.Чаянова, В.С.Немчинова и др. В исследовании под руководством Т.Шанина чаяновские таблицы были скорректированы и с их помощью собирались количественные данные о балансах семейного производства, об инвестициях, комбинировании натуральных и денежных ресурсов.
Параллельно в этих же семьях шел сбор качественных данных о стратегиях материального обеспечения, планах производства, использования труда, материальных ресурсов и денег, а также бартера и неэквивалентного обмена в рамках сети взаимопомощи родственников и соседей.
Такое сочетание двух полярных методологических подходов применительно к одному и тому же предмету исследования дало возможность соотнести «сухие» цифры доходов и расходов с субъективно значимыми решениями, соображениями членов изучаемых семей, позволило понять их способ организации своей собственной экономической жизни, а в конечном итоге и российского крестьянства образца начала 1990-х годов в целом.
Попытки такого параллельного сочетания характерны и для польских социологов, которые еще в конце 1960-х годов использовали «жесткие» и «мягкие» методы для перепроверки
1 Домохозяйство в исследовании рассматривалось как семейная единица производства.
данных. Так, В.Адамский1 в своем исследовании польского движения скаутов комбинировал мемуарные материалы с почтовым анкетным опросом, а Б.Гамбьевский2 использовал стратегию «историй жизни» в сочетании с анкетным опросом для изучения проблем сельской молодежи.
3. Последовательное сочетание качественного и количественного подходов
В мировой социологии сегодня существует целый ряд эмпирических исследований, представляющих собой сочетание качественного и количественного подходов на разных этапах одного исследования. Чаще всего на первом этапе используется качественная методология и, соответственно, «мягкие» методы, а на втором — традиционная, классическая, с соответствующими процедурами. При этом на первом, качественном этапе исследователь «схватывает» явление как целостность, как палитру, содержащую самые разнообразные его краски. Именно на этом этапе изучаемое явление предстает своими новыми, неожиданными для исследователя гранями.
На втором, количественном этапе, как правило, определяется мера выраженности найденного, описанного на предыдущем этапе. Следует подчеркнуть, что качественный этап здесь имеет самостоятельное значение: в его рамках уже произведено знание, представляющее интерес для исследователя. Чаще всего это описание («тонкое» или «толстое») малоизученного или не изученного вовсе социального явления. Продолжение исследовательского поиска, переход ко второму этапу здесь вовсе не обязателен и диктуется только соответствующими целями и задачами исследования.
В отечественной социологии примерами такой логической последовательности — качественный—количественный этапы — могут быть известная аксиобиографическая методика выявления ценностных ориентации социальной группы А.П.Вардо-
' Томпсон П. Гуманистическая традиция и жизненные истории в Польше. С. 57.
2 Там же. С. 57.
матского', а также методика анализа экономических стереотипов, разработанная и реализованная молодым исследователем О.Н.Ваниной2 в 1999 году под руководством автора. Остановимся на них подробнее.
На первом, качественном этапе аксиобиографическая методика А.П.Вардоматского предполагает выделение ценностных ориентации индивидов. Для этого информантов просят написать (или рассказать) о самых значимых для них событиях в их жизни (вот откуда вторая часть названия этой методики — «биографическая»). После этого интервьюер, используя метод глубинного интервью, пытается понять те смыслы, которыми информант наделяет выделенные события. Анализируя получаемую информацию, исследователь (он же, как правило, здесь и интервьюер) конструирует в итоге ценностные ориентации индивидов как некоторые обобщающие теоретические понятия.
На втором, классическом этапе изучается представленность выделенных ценностных ориентации в той или иной социальной общности, которая выступает объектом исследования3.
Теперь обратимся к последовательному использованию качественного и количественного подходов для изучения экономических стереотипов современного российского общества4. Цель его заключалась в выявлении и определении уровня распространенности в различных социально-демографических группах стереотипов новых экономических групп, появившихся в российском обществе в 1980-х годах: богатых, бедных, наемных работников, хозяев, безработных.
На первом, качественном этапе исследования задача состояла в описании всего спектра стереотипов каждой из выделенных групп, а также в выявлении структуры стереоти-
1 Вардоматский А. П. Аксиобиографическая методика.
2 Ванина О.Н. Экономические стереотипы россиян в постсоветский период: социологический анализ.
3 Подробнее см.: Вардоматский А.П. Указ. соч. ' Ванина О.Н. Указ. соч.
па1. При этом представление полноты разнообразия этих стереотипов относительно объектов оценивания: богатых, бедных и т.д. — имело самостоятельную ценность, демонстрируя «веер», разброс восприятия новой постсоветской социально-экономической реальности российскими людьми.
Так, например, применительно к группе бедных методом свободного интервью были получены различные, хотя и преимущественно негативные стереотипы. По мнению опрошенных, бедные — это:
— «безынициативные, пассивные, апатичные люди»;
— «лентяи»;
— «слабаки-неудачники»;
— «злые, агрессивные».
Был выделен также и единственно положительный стереотип бедных — «нравственно совершенные», добрые, сострадательные, готовые помочь другим, стереотип, видимо, берущий свое начало из христианского православного вероучения.
Относительно социальной группы богатых были выделены всего два вида стереотипов:
— позитивный — «честный бизнесмен, трудоголик»;
— негативный — «нечестный, вороватый, с сомнительными источниками дохода (мафиози)».
Здесь уже сам факт существования таких стереотипов бедных и богатых свидетельствовал о тех сдвигах в ценностном сознании россиян, которые начали происходить в связи с кардинальными общественными преобразованиями. В самом деле, трудно предположить существование таких стереотипов бедных в советском обществе, когда сам термин этот применительно к советским людям никогда не использовался: в соответствии с идеологическими установками такого феномена просто не было в Советском Союзе. В то же время присутствие полярных стереотипов в общественном сознании показывает сложность переориентации общественного сознания, его двойственность, расколотость.
На втором этапе исследования, количественном, определялся уровень распространенности выявленных стереотипов
1 На этом этапе был использован целевой отбор, объем опрошенных составлял 50 человек.
в различных социально-демографических группах населения'. В ходе исследования было установлено, что отрицательные стереотипы бедных характерны для 64% населения, и лишь 13,9% воспринимают бедных как нравственно совершенных людей2. Было также получено, что в целом в общественном сознании преобладает, хотя и несущественно, отрицательный стереотип богатых (38,1%), в то время как его антипод — положительный стереотип — характерен для 27%3.
Кроме того, на этом этапе было выяснено, например, что носителями наиболее распространенного стереотипа бедных как пассивных, безынициативных фаталистов, плывущих по течению, являются прежде всего люди с высшим образованием. Стереотип бедных как ленивых («нет бедных, есть ленивые») прежде всего характерен для молодежи.
Отрицательный стереотип богатых свойствен преимущественно людям зрелого возраста (41—50 лет), чей период социализации проходил в советское время4.
Возможно и принципиально другое последовательное сочетание рассматриваемых подходов. Оно обусловливается иным сочетанием целей и задач исследования. Здесь на первом этапе осуществляется классическое исследование с присущими этому подходу «жесткими» методами, а на втором — качественное исследование с соответствующими процедурами. В качестве примера такой логики исследования в западной социологии можно привести исследование проблемы внебрачного материнства французского социолога Н.Лефошера, которое анализирует Жан-Пьер Альмодавар в своей известной статье «Рас-
1 На этом этапе методом анкетного опроса опрашивались 450 жителей г. Самары, отобранные с помощью квотного отбора по трем критериям: пол, возраст, образование.
2 «Недостающие» 22,0% характеризуют людей, у которых стереотип бедных пока не сформирован.
3 Здесь так же, как и в ситуации со стереотипом «бедных», у 35,3% опрошенных определенный (со знаком «+» или «—») стереотип не сформирован.
4 Подробно см.: Ванина О.Н. Указ. соч. С. 53.
сказ о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа»1.
Первый этап этого исследования — количественный — включал статистический анализ официальных документов: карточек гражданского состояния, административных досье 250 молодых женщин, матерей-одиночек2. С помощью собранной статистической информации исследователь сумел проследить некоторые вехи социальной и семейной траектории женщин.
На втором, качественном этапе, который осуществлялся через несколько лет, Н.Лефошер использовал исследовательскую стратегию «история жизни». Рассказы о жизни 6 матерей-одиночек антильского происхождения позволили воссоздать макросоциальный контекст, т.е. те изменения в социальных нормах, которые произошли в течение жизни одного поколения на Антильских островах: женщины, происходящие из семей, в которых «наблюдается в некотором роде генеалогическая непрерывность внебрачного материнства, осуждают его»3, стараются дистанцироваться от него.
Еще одним примером такого исследовательского цикла может быть наше исследование социально-экономической адаптации населения Самарской области (1999—2000), о котором фрагментарно мы уже говорили. Цель первого, количественного этапа состояла в определении представленности типологических групп, различающихся по уровню социально-экономической адаптированное™, в составе населения Самарской области4. Для этого была сконструирована теоретическая гипотеза
1 Альмодавар Ж.-П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа.
2 Вся эта информация была собрана в приюте для матерей-одиночек.
3 Альмодавар Ж.-П. Указ. соч. С.101.
* Подробно см.: Готлиб А.С. Социально-экономическая адаптация россиян: опыт сочетания количественной и качественной методологии в одном отдельно взятом исследовании.
о существовании четырех таких групп, которая и проверялась на данном этапе:
— успешные адаптанты; - -
— успешные дезадаптанты;
— неуспешные адаптанты;
— неуспешные дезадаптанты.
С помощью формализованного интервью было опрошено 1162 человека, отобранных методом квотного отбора по критериям пола, возраста, образования.
Ранее в Теме 2, Часть I, мы уже говорили о результатах этого этапа. Здесь лишь добавим, что статистический анализ полученной информации позволил нам определить и социально-демографическое «лицо» каждой из выделенных групп. Для этой цели нами был использован метод структурных коэффициентов^, в рамках которого сравниваются доли определенной социально-демографической группы в общем массиве опрошенных и в конкретной типологической группе. Значение структурного коэффициента больше 1 означает, что данная конкретная социально-демографическая группа преимущественно представлена в данной типологической группе, является чертой ее своеобразия. Так, например, анализ показал, что группа «успешных адаптантов», представленная прежде всего предпринимателями и управленцами разных уровней, имеет преимущественно мужское и очень молодое «лицо». Для этой группы характерен довольно высокий уровень образования. Напротив, группа «неуспешных адаптантов» представлена прежде всего специалистами-гуманитариями с лидирующим возрастом 41—50 лет и преимущественно высшим образованием.
В целом использование типологического анализа как логики классического социологического исследования позволило нам на первом этапе представить население Самарской области как совокупность определенных типологических групп, раз-
1 Величина структурного коэффициента рассматривалась как отношение доли конкретной социально-демографической группы в обьеме опрошенных определенной типологической группы к доле этой группы в общем объеме опрошенных.
личающихся по уровню и результату процесса социально-экономической адаптации, определить количественную представленность этих групп, описать их социально-демографические параметры.
На втором этапе в соответствии с другой задачей исследования — определение спектра факторов, обусловливающих успешность социально-экономической адаптации, была использована качественная методология с соответствующими процедурами: методом нарративного интервью и grounded theory как способом обработки качественной информации Игппгплование этой методологии вызвано тем простым обстоятельством, что сегодня в российской социологии отсутствует теоретическое знание, корректно описывающее этот аспект изучаемого процесса. На этом этапе нами изучались жизненные истории двух полярных групп: «успешных адаптантов» и «неуспешных дезадаптантов», по 25 человек в каждой1.
Содержательно на данном этапе ставились такие исследовательские вопросы: есть ли что-то сходное (типичное) в жизненных историях, социальных ситуациях людей, удачно вписавшихся в новые становящиеся социально-экономические условия? Есть ли что-то сходное в индивидуально-психологических, социальных характеристиках этих людей? Если эти черты все же существуют, то каковы они? Этот же круг вопросов был адресован нами и другой полярной группе — тем, кто не предпринимал сколько-нибудь значимых усилий для изменения своей жизненной ситуации к лучшему. Главный исследовательский вопрос, который ставился здесь, сводился к поиску различий между этими противоположными группами.
В итоге нами были выделены три группы факторов, так или иначе являющихся условиями успешности адаптационного процесса: социальные, личностные и индивидуально-психологические.
' Для корректности выводов нами были взяты группы, одинаково включающие информантов в возрасте 25-45 лет.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит основная мысль радикалистской позиции?
2. Какова основная идея экзистенциалистской позиции?
3. В чем смысл прагматической позиции?
4. Какова суть узкоэмпиристской точки зрения?
5. Опишите зоны релевантности количественного и качественного подходов.
6. Что означает параллельное сочетание качественного и количественного подходов?
7. Опишите возможные варианты последовательного сочетания этих подходов.
Литература
1. Альмодавар Ж.-П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа // Вопросы социологии. 1992. №2. T.I.
2. Бауман 3. Философские связи и влечения постмодернистской социологии // Вопросы социологии. 1992 № 2. Т. 1.
3. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М.: Наука, 1993.
4. Вардоматский А.П. Аксиобиографическая методика // Социс. 1991. №7.
5. Ванина О.Н. Экономические стереотипы россиян в постсоветский период: социологический анализ // Трансформация социального пространства в посткоммунистических странах и новые подходы в социальных науках: Тез. докл. Междунар. науч.-прак-тич. конф. 23-25 сентября 1998 г. Самара: САГА, 1998.
6. Готлиб А.С. Социально-экономическая адаптация россиян: опыт сочетания количественной и качественной методологии в одном отдельно взятом исследовании // Социология-4М. 2000. Т. 12.
7. Готлиб А.С. Социально-экономическая адаптация: факторы успешности-неуспешности // Социс. 2001. № 7.
8. Демин А.Н. О совмещении количественного и качественного подходов в исследовательском цикле // Социология-4М. 2000. Т. 11.
9. Маслова О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы // Социология-4М. 1995. Т. 5
10. Маслова О.М. Методология и методы // Социология в России. М: Институт социологии РАН, 1996.
11. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение). М.: Стратегия, 1998.
12. Телешова Ю.Н. Идеи моделирования, системного анализа, «качественной социологии»: возможность стыковки (на примере метода репертуарных решеток) // Социология-4М. 1997. Т. 8.
13. Томпсон П. Гуманистическая традиция и жизненные истории в Польше // Биографический метод. История, методология, практика. М.: Институт социологии РАН, 1994.
14. Шанин Т Метогтотогия двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни // Ковалев Е.М., Штейн-берг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999.
15. Якубович В. Б. Качественные методы или качество результатов // Социс-4М. 1995. Т. 5-6.
16. Gubrium J.F., Holstein J.A. The New Language of Qualitative Method. N.Y.; Oxford: Oxford University Press, 1997.
17. Punch K.F. Introduction to Social Research. Qualitative and Quantitative Approaches. L.; Thousand Oaks; New Delhi: Sage, 1998.
Приложение
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1033 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!