Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификатор контент-анализа текстов брачных объявлений



Соотнесение обобщенных групп социальных и психофизи­ологических характеристик женщин с их индикаторами в текс­тах брачных объявлений.

Обобщенные группы социальных и психофизиологических характеристик: смысловые единицы анализа Индикаторы характеристик в тексте (единицы счета)
1. Качества жены Люблю готовить, вкусно готовлю, заботливая, хороший друг, умею соз­давать уют, конфликтов по пустя­кам стараюсь избегать, домашний труд не в тягость, домашним хозяй­ством занимаюсь с удовольствием
2. Качества характера Мягкая, спокойная, веселая, жизне­радостная, ровная в общении, добро­желательная, скромная, уважаю лю­дей открытых, добра, общительна
3. Увлечения в свободное время Люблю ходить в походы, люблю путе­шествовать, люблю шить, предпочи­таю проводить время на даче, пред­почитаю свободное время проводить дома, люблю книги, обожаю театр, люблю активный отдых, ценю поэ­зию, увлекаюсь игрой на гитаре, люб­лю хорошие книги по вечерам в уют­ной квартире
4. Характеристики уровня мате­риальной и жилищной обеспе­ченности Материально независима, в жилпло­щади не нуждаюсь, рассчитываю на улучшение жилищных условий, мате­риально и жилищно обеспечена
5. Внешние данные Выгляжу соответственно возрасту, внешность приятная, небольшого рос­та, полная, к полноте склонна, внеш­ность не приносит огорчений

Считается, что получившееся таким образом «простран­ство» единиц счета достаточно полно «представляет» опреде­ленную смысловую единицу в массиве текстов, которые будут анализироваться. Именно с этим «пространством» кодировщик будет сверять каждый анализируемый текст из общего объема текстовой информации'.

Возможно ли появление в нем тех единиц счета (понятий, словосочетаний, тем и т.д.), которые не попали в классифика­тор? Конечно, возможно: мы помним, что существует ошибка репрезентативности (см. Тему 2, Часть I). В этом случае коди­ровщик вмеые с исследователем решает вопрос о соответствии новой единицы счета смысловой единице и дополняет класси­фикатор.

В полном соответствии с идеями классического подхода доказательство выдвинутой гипотезы в контент-анализе про­исходит средствами математики. Для этого может определять­ся объем внимания, уделяемый смысловой единице в содержании текста. Он, в свою очередь, может доказываться двумя спо­собами:

1-е помощью оценки частоты употребления в тексте смысловой единицы. В этом случае рассчитывается удельный вес (частотность) соответствующих выделенных единиц счета в об­щем объеме знаков текстовой информации.

Например, можно подсчитать удельный вес единиц счета, репрезентирующих такие смысловые единицы анализа, как ос­новные социальные группы российского постсоветского обще­ства: рабочие, интеллигенция, предприниматели, коммерсан­ты, политики и т.д.2 В исследовании, посвященном анализу

1 Кодировщик — это определенная роль в рамках контент-анализа, главное содержание которой состоит в переводе текстовой информации в количественные показатели в со­ответствии с классификатором. Считается, что это доста­точно механическая работа, не представляющая особой сложности, которую может выполнять и не исследователь. Чаще всего в роли кодировщиков выступают Специально проинструктированные люди.

2 Кармадонцев ЮЛ. Престиж и пафос как жизненные страте­гии социоэкономической группы (анализ СМИ) // Социс. 2001. №1.

представленности этих групп в ведущих российских средствах массовой информации, был сделан вывод о колебаниях в прести­же этих групп в последнее десятилетие, а также о «возвышении» некоторых из них в общественном сознании (политиков, пред­принимателей) и «падении» других (рабочих, интеллигенции);

2 — через оценку удельного веса фрагмента текста, высту­пающего в качестве единицы счета. В этом случае может быть рассчитан удельный вес площади определенного абзаца или все­го текста в общем объеме площади материалов газеты, а также удельный вес строк, колонок, печатных знаков, минут вещания, выступающих единицами счета той или иной смысловой сди ницы в общем объеме текста.

Таким способом можно сравнивать объемы внимания кразным смысловым единицам анализа в рамках одного и того же средства массовой информации или к одной и той же смысло­вой единице — в различных каналах информации. Например, можно сравнить объем внимания к вопросам защиты прав че­ловека в разных городских газетах или, наоборот, соотнести масштабы правового и экологического просвещения в рамках одного ведущего издания города.

Лоуренс Ньюман вводит еще ряд понятий, характеризую­щих технику контент-анализа, — единица анализа (не путать со смысловой единицей анализа — категорией анализа) и «попу­ляция». Прежде всего эти понятия используются там и тогда, когда исследователь проводит контент-анализ с помощью вы­борочного метода. Единицей анализа здесь выступает элемент выборки: статья, газета, журнал и т.д. Популяция же включает всю совокупность единиц анализа, относящихся к определенно­му периоду времени. Термин «популяция» созвучен понятию «генеральная совокупность» в теории выборочного метода. Из популяции выбранных единиц анализа социолог выборочным путем, используя известные технологии отбора, формирует ту совокупность материалов, которую будет непосредственно анализировать. Рассмотрим пример такого отбора, который приводит американский исследователь1. Вот как автор пишет об этом:

' Neuman LW. Social Research Methods: Qualitative and Quantitative Approaches. P. 260.

Например, я хочу узнать, как изображаются женщины и предста­вители меньшинств в американских еженедельных журналах. Избран­ная мною единица анализа — статья. Избранная мною популяция включает все статьи, опубликованные в Time, Newsweek, U.S.News & World Report между 1969 и 1989 гг. Прежде всего я проверяю, издава­лись ли названные журналы в указанные годы, и тщательнейшим об­разом определяю, что понимается под «статьей». Например, являются ли статьями тексты, представляющие собой обзоры кинофильмов? Можно ли определить минимальный размер текста (например, текст, состоящий из двух предложений), позволяющий квалифицировать ели статья состоит из нескольких частей (и печатает­ся в нескольких номерах), следует рассматривать эти части как от­дельные статьи или же как одну? Далее я исследую указанные три журнала и обнаруживаю, что в среднем каждый номер содержит 45 статей. В год издавалось 52 еженедельных номера. С учетом 20 лет определенных мною временных рамок популяция состоит примерно из 140 000 статей (3x45x52x20=140 400). Рамочные параметры для вы­борки задаются перечнем всех этих статей. Затем я принимаю реше­ние о размере выборки и дизайне. Учитывая размер бюджета и време­ни, я решаю ограничить выборку размером 1400 статей. Таким образом, пропорция выборки составляет 1%. Я также избираю дизайн выборки. Я избегаю систематизированной выборки, поскольку жур­нальные издания выходят в свет циклично, в соответствии с календа­рем (например, интервал между выходом каждого из 52 номеров на протяжении каждого года — всегда неделя). Все номера важны для ис­следования, поэтому я использую стратифицированную выборку. Стратификация проводится по журналам: 1400/3=467. И так как я хо­чу быть уверенной, что статьи репрезентируют каждый из 20 годов, выборка стратифицируется также и по годам. Результат — примерно 23 статьи из каждого журнала за год.

Наконец, я описываю пространство случаев для выборки, используя таблицу, в которой случаи описываются по номерам, чтобы присвоить 23 номера для 23 отобранных статей из каждого журнала за каждый год.

Роберт Мертон выделил шесть типов контент-анализа в за­висимости от целей исследования и его объекта*.

1 Merton ft. Social Theory and Social Structure. N.Y: Sage, 1964. P. 509.

Первый из них осневан только на подсчете символов (определенных ключевых слов, словосочетаний), содержащих­ся в текстовой информации. Такой анализ позволяет опреде­лить объем внимания канала к той или иной проблеме, теме: ее представленность в общем объеме информации. Кроме того, таким способом можно определить и намерение коммуникато­ра, его позицию. Так, анализируя объем внимания к темам, представленным в материалах одной из новокуйбышевских га­зет (мы уже упоминали это исследование — Тема 1, Часть II), мы смогли определить, что главная целевая аудитория этой газе­ты — пенсионеры: проблемам, которые могли бы быть интерес­ны для молодежи, здесь уделяется незначительное внимание.

В рамках такого анализа можно получить информацию, ка­сающуюся не только того или иного канала массовой инфор­мации, но и относящуюся к социальным явлениям, процессам. Так, например, анализ брачных объявлений, классификатор которого представлен в табл. 1, позволяет получить знание о социокультурных нормах, действующих на рынке брачных ус­луг, оценить направленность развития брачно-семейных отно­шений в той или иной культуре.

Второй тип включает и анализ отношения, позиции га­зеты относительно того или иного явления. Анализ здесь также основан на подсчете символов, но сами символы выражают то или иное отношение.

В исследованиях, как правило, фиксируется положительное, отрицательное и нейтральное отношение. Возможен и вариант так называемой сбалансированной позиции, когда отрицательное отношение к одним аспектам социального явления «мирно со­существует» с положительным восприятием коммуникатором (автором или редакцией) других граней этого явления.

Следует сказать, что реальное осуществление такого вида контент-анализа — достаточно сложная задача: практически отсутствуют критерии, по которым можно было бы точно определить «знак» тех или иных ключевых слов. Конечно, сло­ва, используемые в тексте, несут в себе тот или иной «знак» от­ношения к явлению. Например, такие слова, как «предприни­матель» или «новые русские», маркируя одну и ту же новую социальную группу, появившуюся в постсоветском социально-экономическом пространстве, тем не менее характеризуют рач ный знак отношения к ней. Это же самое можно сказать относи­тельно словесной пары «коммерция — спекуляция»: одно и то же явление — факт продажи продукта с выгодой для себя — здесь оценивается полярно.

Вместе с тем подлинное отношение коммуникатора, види­мо, можно оценить не столько, измеряя частоту употребления «положительных» или «отрицательных» ключевых слов, сколь­ко оценивая с этой позиции весь материал. Впрочем, сделать это также нелегко: тексты, как правило, не так часто содержат открытые, явно выраженные оценки, намерения автора. Чаще всего то ипи иное отношение присутствует в тексте в неявной, скрытой форме, «уловить» которое с помощью контент-анализа практически невозможно. В этом случае говорят об общем оце­ночном контексте, восприятие которого исследователем как положительного, нейтрального или отрицательного произво­дится с помощью традиционного анализа.

Социолог может количественно, т.е. с помощью контент-анализа, определить одну из граней отношения коммуникатора к представленному в тексте явлению: модальность сообщения. Под модальностью здесь понимается целевая установка текста, его отношение к реальности. Так, отношение к реформе школь­ного образования может быть выражено разной модальностью (в тексте это — различные ключевые слова). Присутствие в текс­те слов «необходима», «обязательна» говорит об одной модаль­ности текста, «выдавая» позицию автора. Наличие в тексте, нап­ример, других слов: «возможна», «стоит попробовать» — свидетельствует о более осторожной позиции автора относитель­но реформы школьного образования или отдельных ее аспектов.

Спектр различных модальностей достаточно широк: это и разрешение или запрет («запрещено», «допустимо», «разреше­но», «нельзя допускать» и т.д.), и долженствование («обязан», «должен», «входит в обязанность», «святой долг каждого», «не обязан» и т.д.), и желательность («следовало бы», «было бы хо­рошо», «имело бы смысл» и т.д.), и побуждение к действию («мы должны разобраться», «надо освоить», «давайте подумаем вмес­те» и т.д.).

Анализ модальности текста можно дополнить анализом ха­рактера сообщения: прямого или косвенного. Прямое сообще­ние предполагает текст, идущий от имени автора, либо ссылку на реальные факты. В косвенном — делается ссылка на источ­ник мнения. Здесь автор как будто снимает с себя ответствен­ность за сказанное, предоставляя читателю самому решать, прав ли автор высказывания или нет.

Например, суждение: «В последние 2—3 года наметилось некоторое оживление экономики» — пример прямого характе­ра текста. При косвенном характере это сообщение выглядело бы так: «По мнению правительства, в последние 2—3 года на­метилось некоторое оживление экономики».

Третий тип контент-анализа — это анализ по элемен­там. Элементами обычно выступают сцены в фильме, фотог­рафии к статьям, песни в радиопрограмме и т.д. Здесь выделя­ются главные и второстепенные материалы. Так, анализ содержания фотографий, расположенных на первых и послед­них страницах той или иной газеты, мог бы говорить о ее пред­почтениях относительно конкретных социальных групп, представители которых изображены на фотографиях. В этом плане обязательность фотографий рабочих на первых страни­цах наиболее покупаемых советских газет «Правда», «Комсо­мольская правда», «Известия» демонстрировала их лояльность к идеологии пролетарского государства.

Еще один тип контент-анализа — тематический анализ материалов газеты. Он предполагает определение исследовате­лем всего «многоцветья» явных и скрытых тем, выделение крупных классов этих тем, подсчет частоты их представленно­сти на страницах газеты.

Еще два типа анализа, встречающиеся достаточно редко, — это структурный, направленный на анализ взаимоотношения различных тем, и такой же, ориентированный на изучение вза­имоотношений различного рода материалов для достижения единой цели. Оба этих типа используются при исследовании пропагандистских кампаний.

В целом контент-анализ рекомендуется использовать в том случае, когда исследователь имеет дело с большим количеством информации, которую с помощью традиционного анализа не возможно охватить. Обращение к этому типу анализа документов целесообразно и тогда, когда гребуется достаточно досто верное знание - о социальных пилениях ими процессах Не случайно результаты контент-анализа могут рассматриваться в судебном разбирательстве по тому или иному делу в качестве доказательства.

Вместе с тем сегодня к контент-анализу как к «выразителю» идеологии количественного подхода есть и принципиальные претензии. В последние десятилетия все больше осознается, что текст следует рассматривать в качестве социального объек­та, взаимодействующего со своей аудиторией. Это означает, что вне социального контекста отдельные высказывания или даже тексты могу иметь неопределенное значение либо восприни­маться как бессмыслица. Следовательно, с этих позиций для социального анализа недостаточно изучение сообщения самого по себе без учета взаимных ориентации участников коммуника­тивного процесса и социального контекста, как это делается в контент-анализе. Базовое допущение этого типа анализа о суще­ствовании однозначного объективного смысла текста, который достаточно просто может быть восстановлен из него самого, начинает казаться сомнительным.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1534 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...