Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Драматургическая социология И.Гофмана



Крупнейший американский социолог Ирвинг Гофман (1922—1982), который к тому же был прекрасным писателем (его даже называли Кафкой нашего времени), был последовательным «мидовцем». Это означает, что его драматургическая социология «выросла» из символического инте-ракционизма, вобрав в себя основные его положения:

— социальное поведение людей, решающих очередные проблемы в очередных ситуациях, определяя и переопределяя их, создает социальные правила, социальную жизнь в целом;

— все явления, которыми занимается социолог, должны объясняться в координатах социального взаимодействия, где социальное взаимодействие — не средство, проводящее какие-то «извне воздействия» на человека, но сам процесс социальной жизни, обусловливающий любое социальное явление;

— подавляющая часть человеческих взаимодействий носит символический характер в том смысле, что большинство реакций индивидов на других опосредовано фазой интерпретации, на которой происходит наделение значениями предмета взаимодействия.

Гофман использовал эти принципы для микроанализа особой реальности, возникающей в ситуации «лицом к лицу», ситуации, где участники находятся в физическом присутствии друг друга и имеют возможность непосредственно реагировать на действия других. Для Гофмана — это самостоятельная и полноправная область исследований, не претендующая на «подъем» в «большую социологию». Сосредоточенность на проблемах участников микровзаимодействия, происходящих, как правило, в обособленных социальных пространствах, в относительно закрытых микросистемах (организациях, учреждениях), дает основание исследователям Гофмана утверждать, что «опыт Гофмана подрывает надежду на исполнение заветной мечты теоретиков социологии — построить мост между наблюдениями и обобщениями на уровне повседневных житейских ситуаций и обобщениями макросоциологии... Кажется, из чтения Гофмана надо сделать вывод, что лучше эти разные миры исследовать по отдельности»1.

Гофман принял концепцию множественности социальных личностей, имеющуюся в прагматизме (У.Джеймс), в качестве отправной точки в своем анализе микросистем взаимодействия. Человек, согласно этой концепции, участвует во множестве разных групп, и поэтому он имеет столько же разных социальных Я, сколько" существует групп, состоящих из лиц, чьим мнением он дорожит. Каждой из этих групп человек показывает разные стороны своей личности. Таким образом, взаимодействие происходит не столько между индивидами как неделимыми личностями, сколько между разными социальными ликами индивидов, как бы между изображаемыми ими персонажами. Гофман изучает эти маски, личины социальных акторов (или актеров: и то и другое верно. — А. Г.), которые в конце концов прирастают к лицу и становятся более подлинными Я, чем то воображаемое Я, каким хотят быть эти люди.

Драматургический подход Гофмана — это изучение социальных микрообразований, в которых осуществляется определенного рода деятельность с точки зрения управления создаваемыми там впечатлениями и определения ситуации. Это описание приемов управления впечатлениями, затруднений в этом деде, главных его исполнителей и исполнительских команд, организующихся на этой почве. По его мнению, драматургический подход должен дополнить традиционные, имеющиеся в арсенале социологии, для изучения социальных образований: технический (с точки зрения организации деятельности); политический (с точки зрения властных отношений); структурный (проясняющий совокупность горизонтальных и вертикальных отношений); культурологический (направленный на изучение культурных норм) и т.д. По Гофману, люди в ситуации непосредственного взаимодействия действуют так, чтобы намеренно и ненамеренно самовыразиться, в то время как другие должны получить впечатления о них. Способность индивида к самовыражению (т.е. к созданию впечатлений о себе), по Гофману, имеет две составляющие: произвольное самовыражение, когда он дает информацию о себе, и непроизвольное, которым он выдает себя. Первая включает вербальные символы, используемые общепризнанно, чтобы передавать информацию (например, речь). Это и есть коммуникация в традиционном и узком смысле. Для Гофмана важна вторая составляющая — непреднамеренная, невербальная и более театрализованная. При использовании двух этих видов коммуникации действуют объективные ограничения непосредственного взаимодействия между людьми. Эти ограничения влияют на участников и преобразуют объективные проявления их деятельности в театрализованные представления. При этом вместо простого исполнения рабочей задачи и свободного проявления чувств люди начинают усиленно изображать процесс своей деятельности и передавать свои чувства окружающим в нарочитой, но приемлемой для других форме. У Гофмана для обозначения такого рода поведения используется язык театрального представления: «декорации» и «передний план», разделение сценического пространства житейских игр на заднюю (закулисную) зону, где готовится исполнение повседневных, рутинных действий, и переднюю зону, где это исполнение представляется другим. Гофман вводит даже аналог театральной труппы — понятие команды исполнителей для участников взаимодействия.

Акцент на сценических аналогиях, использование языка театра для И.Гофмана не самоцель, но — тактический маневр, своего рода уловка. На самом деле его главная исследовательская задача — это «выявление той структуры социальных контактов, непосредственных взаимодействий между людьми, той структуры явлений общественной жизни, которая возникает каждый раз, когда люди физически соприсутствуют в замкнутом социальном пространстве». Его интересует, как в социальных ситуациях люди преподносят и воспринимают себя, как они координируют свои действия. Очень точно о нем сказал немецкий исследователь ХАбельс: «Он прослыл таким социологом, который в точных выражениях рассказывает, что особенного и даже немного тревожного на самом деле творится с нами».





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 5698 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...