Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Субботин Александр Леонидович (род. 24.01. 1927 г.) — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН. Работает в области логики и истории европейской философии. Автор книг: “Традиционная и современная формальная логика”, “Фрэнсис Бэкон”, “Бернард Мандевиль” и многих статей. Отв. редактор ряда русских изданий сочинений классиков философии (Ф. Бэкона, Д. Локка, Лейбница). Переводчик английской поэзии (поэм Поупа, Мандевиля, Батлера, лирики Геррика). Публикации стихов: А. Субботин. Поздние цветы. Лирика. М.: Фонд “Новое тысячелетие”, 1994; А. Субботин. Ливень. Стихи разных лет. М., 1996.
* * *
Отшумели восторги, тревоги, волненья,
За узорчатой пеной возникла волна;
То, что было, уже не имело значенья,
В том, что стало, едва ли есть наша вина.
Умирает надежда, которой не сбыться,
И ушедшему не возвратиться опять;
Что случилось, того не могло не случиться,
Просто этого мы не хотели понять.
* * *
Ну зачем убеждать, тратить время напрасно:
Дурака не пронять, умный знает и сам;
Есть такие, которым настолько все ясно,
Что готовы не верить своим же глазам.
Каждый видит лишь то, что способен увидеть;
Каждый знает лишь то, что способен узнать;
Так же трудно любить, как уметь ненавидеть;
Так же трудно творить, как уметь понимать.
ЛЕОПАРДИ
Певец тоски, певец печали,
Невольник скорби мировой,
Не лавр, а терния венчали
Недолговечный гений твой.
О, как близка мне, как знакома,
Непринужденна и строга,
Твоя тревожная, Джакомо,
Проникновенная строка!
И всякий раз в душе волненье,
Когда прочитываю вновь
“Воспоминанья”, “Пробужденье”,
“Сон” или “Первую любовь”.
ЭЛЕГИЯ
Вот вечер наступил, и я опять
Хочу, уединившись, помолчать;
В предчувствии ночных безмолвных снов,
Внять шёпоту невысказанных слов;
Вернуться в те ушедшие года,
Которых уж не будет никогда.
Года, года, которых больше нет,
Но на душе рубцом лежит их след.
В каком же вихре окаянных сил
Наш век три поколенья закружил!
Какие же бесовские дела
Риторика его произвела!
Года, года, которых больше нет,
Я вспоминаю их на склоне лет...
А за окном идет и тает снег.
Свой доживает век двадцатый век.
1997
С Первого российского философского конгресса
Эволюция студента философского факультета:
1-й курс — существую только Я.
2-й курс — Я и Гегель.
3-й курс — Гегель и Я.
4-й курс — А может быть и Я?
5-й курс — А все-таки бытие определяют еда и питье.
В передаче Анатолия Матвеева (СПб)
Армянское радио на вопрос о соотношении категорий “форма” и “содержание” отвечает, что по его мнению, если форма хороша, то ее можно брать на содержание.
В передаче Анатолия Матвеева (СПб)
В суде разводится пожилая пара.
Судья спрашивает у мужа о причинах развода.
Муж отвечает, что причины чисто философские и поясняет, что он материалист, а жена идеалистка.
В разговор вступает жена: “Я отдала ему всю свою романтическую возвышенную душу, а он говорит, что ему нужно молодое тело”.
В передаче Анатолия Матвеева (СПб)
Пока нас не перестанут спасать, будем погибать
Прусский Дмитрий (аспирант из Спб)
В заключительной речи на секции по культуре проф. М.С. Каган сказал: завершая работу секции я Вам расскажу философский анекдот:
У фермера, разводившего кур, начался падеж. Ветеринары не могли его остановить. Посоветовал ему обратиться к мудрому раввину. Раввин спросил: “А чем вы кормите их?” Фермер сказал — пшеном. “Тогда,- сказал ребе,- поливайте пшено постным маслом и посыпайте солью”. На следующий день фермер пришел к ребе и говорит: “Еще 50 кур сдохли”. “Тогда,- сказал ребе,- изменим их питание — не пшено, а рис, и поливайте молоком и посыпайте перцем”. На следующий день фермер снова пришел и говорит: “Ребе, еще 50 кур сдохли”. “Тогда,- говорит ребе,- перейдите на кормление их хлебным мякишом и посыпайте его сахаром”. Еще через день фермер пришел к раввину и говорит: “Сдохли последние куры...” — “Как жалко, — сказал ребе.- Ведь у меня еще столько идей!”
* * *
Анекдот
У Мартина Хайдеггера берут интервью.
Журналист: д-р Хайдеггер! Занимаетесь ли Вы философией?
Хайдеггер: я не могу заниматься философией, так как заниматься, значит, стоять за ним, за именем философии. Я имаюсь философией.
Журналист: д-р Хайдеггер, как Вы имаетесь философией?
Хайдеггер: И имаюсь, и имаюсь...
В передаче Алексея Петяева 11.12.97.
* * *
Чанышев А.Н.
Зачем философу жена?
Ведь не субстанция она!
Ты, философ, истину скрываешь -
И за это денежки гребешь.
Ты преподаешь чего не знаешь,
А что знаешь — не преподаешь.
О Канте
Был когда-то я юным студентом.
Не блистая особым талантом,
Я провел свои лучшие годы,
Подыхая от скуки над Кантом.
Я хотел бы начать все сначала:
Не полез бы тогда я в науку,
Уходил бы я в синее море
От пропахшего рыбой причала.
* * *
Приходит еврей к раввину и спрашивает его:
- Рабби, в чем смысл бытия?
- Сын мой, отвечает раввин, этот вопрос сложный.
Если мы обратимся с ним к одному из первых евреев — Моисею, — то он показал бы на небеса: именно там надо искать смысл бытия.
А если спросим самого мудрого еврея — Соломона, — то он показал бы на лоб: смысл бытия — в разуме человеческом.
Если обратимся к одному очень известному еврею — Иисусу, — то он показал бы на сердце. Именно в нем, по его мнению, надо искать смысл бытия.
Еще один известный еврей — Маркс — показал бы на живот.
Если же мы спросим Зигмунда Фрейда, то он сказал бы, что смысл бытия надо искать между животом и коленками.
Но, сын мой, есть еще один известный еврей — Альберт Эйнштейн, который ответил бы: “всё относительно”.
В передаче Н.З. Ярощука
* * *
ЕГОР ШУГАЕВ
КТО (ЧТО) ПОЯВИЛОСЬ РАНЬШЕ:
КУРИЦА ИЛИ ЯЙЦО? [115]
(на соискание Нобелевской премии)
Человечество на протяжении многих столетий билось над проблемой генезиса курицы и яйца в их соотношении.
Мне удалось решить эту проблему постановкой нескольких вопросов и нескольких ответов.
Вопрос первый. В историческом развитии (в филогенезе) кто (что) появилось раньше?
Ответ первый. Очевидно, что птицы возникли позднее ящериц, а ящерицы размножились посредством яиц. Ergo, яйцо как таковое возникло раньше курицы.
Вопрос второй. В индивидуальном развитии (в онтогенезе) кто (что) появилось раньше?
Ответ второй. Очевидно, что в одно и то же время, в одном и том же месте связь между курицей и яйцом:
а) может отсутствовать;
б) имеется, ибо курица могла снести яйцо, ergo, курица могла появиться на свет раньше яйца.
Иными словами, только очень испорченное яйцо при сопоставлении с конкретной курицей может возникнуть раньше.
Вопрос третий. А какого рода курица?
Ответ третий. Если курица женского рода, то смотри ответ второй, а если мужского, т.е. петух, то он, как известно, яиц не несет.
Таким образом, яйцо как таковое возникло раньше курицы как таковой, но любое конкретное яйцо лишь в потенции может стать курицей (петухом).
Замечание редактора: соискателю не светит Нобелевская премия, поскольку он допустил грубые ошибки в ответе первом и вопросе третьем.
1. Ответ первый несоразмерен означенному в заголовке вопросу в части яйца. Ведь изначально речь идет о курином яйце и никаком другом! Вопрос родился из наблюдения над тем, что курица появляется из куриного яйца, а куриное яйцо появляется из курицы.
2. Вопрос третий вообще неуместен, поскольку изначально речь идет о курице-самке. См. третье предложение п. 1.
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 376 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!