Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Степень отличия от свойств Творца



Как разъяснялось в статье «Дарование Торы», [69] наслаждение и блаженство определяются степенью подобия Творцу по свойствам, а страдания и нетерпение – степенью отличия от Творца. Сообразно с этим, эгоизм нам отвратителен и невыносимо тягостен, поскольку противоположен Создателю.

Бааль Сулам высказывает здесь логичную мысль, только мы не совсем улавливаем ее. Все без исключения страдания, которые мы испытываем, вызваны тем, что наша природа противоположна природе Творца. Нам недостает лишь осознания причины собственных страданий. А причиной является противоположность наших свойств свойствам Творца.

Рисунок 6.2.

Однако отвратительность эгоизма не одинакова для каждой души, и мера ее разнится меж нами. Дикий и совершенно неразвитый человек не считает эгоизм плохим качеством, а потому открыто пользуется им, проявляя полную беззастенчивость и беспредел. На глазах у всех он грабит и убивает каждого, кто находится в его досягаемости.

Степень осознания зла зависит от индивидуума. Иное дело животное: оно отличается от человека тем, что никогда не вредит другим преднамеренно. Если животное набрасывается на кого-то, то к этому его обязывает природа, а не желание, обусловленное свободным решением. В животных заложена программа «поедать других, чтобы удовлетворить свой голод». Как только голод удовлетворен, они перестают обращать внимание на окружающих.

В отличие от животных, человек неуемен в своих притязаниях. Ради собственного блага он готов поглотить весь мир, использовать все творения. Он получает наслаждение от страданий других людей – качество, которого лишен животный уровень. Иными словами, человек обладает неограниченным эгоизмом.

Однако в отличие от животного, человек способен к осознанию зла своей природы – своего эгоизма. Одни осознают его в большей степени, другие – в меньшей. По мере осознания собственного эгоизма мы начинаем скрывать его. Это не исправление: мы просто заслоняем его красивыми словами «спасибо» и «извините». Мы знаем, что относиться к другим нужно так, чтобы вежливо использовать их. Это не исправление эгоизма, а «правильное» его применение, так или иначе вытекающее из осознания зла.

Например, к тебе подходит ребенок и вырывает что-то из рук. Он не сознаёт, что это плохо. Взрослый тоже может подойти и отнять, однако может также деликатно попросить или прибегнуть к хитрости. Так или иначе, это не исправление, но все-таки осознание зла: теперь человек понимает, что не может использовать эгоизм напрямую. Бааль Сулам говорит, что это тоже свидетельствует об отличии развитого человека от неразвитого.

Еще более развитый человек начинает сознавать, что эгоизм есть зло для него самого. Ему уже не нужно скрывать эгоизм, используя других для его наполнения – человек начинает осознавать свое эго относительно цели, относительно законов природы, относительно альтруистического свойства Творца. Тогда он видит, что его эгоистическая природа является злом. Это очень тонкий внутренний расчет, поэтому единственный путь развития, рекомендуемый каббалистами – это воспитание личным примером без принуждения. «Нет принуждения в духовном.» [70] В своем развитии мы должны постоянно подниматься по ступеням осознания зла. Человек сам решает для себя, что для него плохо, и, в соответствии с этим решением, отстраняется от зла.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 219 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...