Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

КОНСПЕКТ 11 7 страница



(по-славянски - "Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна") запрещает

вредить ближнему ложным свидетельством на суде или же вообще ложью вредить ему в

обществе.

Стих 17

Десятая заповедь: "Не желай ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни

поля его,) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого

скота его,) ничего, что есть у ближнего твоего" (по-славянски - "Не пожелай жены

искренняго твоего: не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни

рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть

ближнего твоего"). Ею запрещаются не только худые дела, но даже желания и

помышления, составляющие источник худых дел.

Заповеди, изреченные Богом на Синае, именуются "Десятисловием" или "Декалогом"

(Исх. 34, 28; Втор. 14, 13; 10). Все заповеди Десятисловия определяют отношения

человека, во-первых, к Богу, и, во-вторых, к ближним. На такое разделение

заповедей указал Сам Христос Спаситель, когда на вопрос искушавшего Его

законника: "Какая наибольшая заповедь в законе", - ответил, - "возлюби Господа

Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия

есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего

твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки

(Мф. 22, 35-40, ср. Лк. 10, 25-28).

Стихи 3-8

После получения Моисеем церковных и гражданских законов, изложенных в 20, 22-23

главах, евреи торжественно вступили в завет с Богом. Торжество это состояло в

следующем:

Моисей, опустившись с горы, сообщил все полученные им законы народу, который,

единогласно выразил готовность исполнять их (ст.З). Затем, записав полученные

законы, Моисей на утро другого дня создал под горою алтарь и поставил 12 камней,

что указывало на участие в завете всех колен Израиля (4 ст.). На построенном

алтаре "юноши" из сынов Израилевых, то есть, по всей вероятности, первенцы,

которые по обычаям патриархальных времен и по закону (Исх. 13, 1-2; 11-16) до

установления левитского священства, имели право священнодействия - принесли

жертвы всесожжения и мирную (слав. "Спасения" - 5 ст.). Моисей же половину

жертвенной крови вылил в чашу, а другую - на алтарь (6 ст.). После этого он взял

книгу завета, прочел её вслух народу, который единодушно дал обещание исполнять

волю Господа (7 ст.) Наконец, Моисей жертвенной кровию окропил весь народ и

сказал: "Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих" (8

ст.). По дополнительному указанию Апостола, при заключении Синайского завета,

кроме тельцов были принесены в жертву козлы, кровь жертвенных животных была

соединена с водою, кропление произведено "волною" (шерстью) "червленою" и

иссопом и, наконец, окроплен был не народ только, но и книга завета (Евр. 9,

19).

Выясняя значение совершенных священнодействий, Моисей назвал жертвенную кровь

кровью завета между Богом и народом. Таким образом, в силу этого великого

завета, совершенного при подножии Синая, Израиль выделяется из среды всего

человечества, поставляется в особые близкие, сыновние отношения к Богу, делается

народом избранным, царством священников, народом святым (Исх. 19, 5-6). Как

непременное условие этого завета, со стороны народа требуется точное исполнение

заповедей Господа, поэтому самая книга, прочтенная Моисеем вслух, называется

книгою Завета (4 и 7 ст.).

Таинственно-прообразовательное значение Синайского Завета выясняется в

новозаветном Писании. По объяснению святого апостола Павла, Синайское

законодательство указывало на новозаветное законодательство через Христа

Спасителя (Евр. 12, 18-29) и Ветхий Завет, заключенный Богом при Синае с

плотскими чадами Авраама, был прообразом Нового Завета, заключенного Богом с

духовным Израилем (Евр. 8, 8-13; 10, 16-17).

"Просветивый древле Израиля Моисейским законом, - поет Святая Церковь, -

просветил еси мир явлением Твоего пришествия, Христе Боже" (тропарь по шестой

песни канона 28 июля). При этом кровь жертвенных животных, которою окроплен

народ, по Апостолу, прообразовала кровь Христа Спасителя (Евр. 9, 13-14).

Поэтому Святая Церковь взывает к новозаветному Израилю - христианам: "Приемли,

Израилю, Божие царство и пребывай во тьме и свет велий да узрит, и кроплением да

обновятся людие божественная крове" (тропарь по шестой песни канона в неделю

Ваий).

13. Ходатайство Моисея за согрешивший народ (Исх. 33)

Снисходя на ходатайство Моисея о помиловании народа, поклонившегося золотому

тельцу, Господь однако сказал, что в дальнейшем странствовании уже не Сам Он

непосредственно будет руководить народом, а поручит это Ангелу, который введет

евреев в землю обетованную (1-3 стихи). Народ, услышав грозное определение

Господа, с плачем снял свои украшения и сложил их у горы Хорива (4-6 стихи).

Моисей же палатку, временно заменявшую скинию, поставил вне стана. Когда Моисей,

оставляя по утру стан, удалялся в эту временную скинию, у входа её остановился

облачный столб, а весь народ, стоя у шатров, взглядом провожал своего вождя;

один только ближайший служитель Моисея, Иисус Навин не отлучался от скинии (7-11

стихи). Здесь, в этой временной скинии, Моисей обратился с горячею молитвою к

Господу, чтобы Он простил грех народа и Сам вел Израиль в дальнейший путь (12-16

стихи). Господь преклонился на милость ходатайством Своего верного раба и дал

обещание исполнить все же его просьбу.

Тогда вождь Израиля обратился к Господу с новою дерзновенною просьбою, чтобы Он,

во свидетельство Своей милости к народу, показал Моисею славу Свою. Господь

милостиво ответил на это обещанием провести перед Моисеем всю славу Свою,

провозгласить перед ним Свое имя и открыть Свои милостивые свойства, но при этом

сущность Божия, полнота Божества не будет показана и открыта Моисею (18-23 ст.).

Стихи 18-23

Обращаясь с молитвою к Богу: "покажи мне славу Твою" Моисей очевидно желал,

чтобы явлением Своей славы Господь ясным и очевидным образом засвидетельствовал

Свое благорасположение к Моисею и народу, показал, что преступление народа в

поклонении тельцу забыто, нарушенный завет вновь восстановлен и народ опять

может считать себя под особенным покровительством Господа.

Но что разумел Моисей под славою Господа? В общем смысле в словах Моисея

выразилось желание, чтобы Господь показал ему Свое божественное существо -

особым, видимым и осязательным образом явил Свое присутствие среди народа. Но

Моисей знал, что Господь явит видимым образом полноту Своей славы (Кол. 2, 9) в

спасении человека через Мессию. Поэтому в словах Моисея, обращенных к Господу

"покажи мне славу Твою", можно видеть не простое желание удостовериться в

помиловании и прощении согрешившего Израиля, но пророческую пытливость (ср. 1

Петр. 1, 10-11), желающую проникнуть в тайну помилования и спасения всего

человечества через Мессию. Такое понимание просьбы Моисея основывается на

указании святого апостола Павла, который слова Господа, сказанные в ответ Моисею

"кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею" объясняет в смысле

неизменности божественного предопределения о спасении людей через Мессию (Рим.

19, 15-16).

Обещаясь показать Свою славу, провозгласить Свое таинственное имя Иеговы (слав.

"и воззову о имени Моем, Господь пред Тобою") указать на Свои

правосудно-милостивые свойства, Господь говорит в то же время, что человек не

может видеть лица Божия и остаться в живых. В общем смысле слова Господа

указывают на то, что по ограниченности своей природы человек не может видеть и

постичь существа Божия во всей его полноте (Ин. 1, 18; Тим. 6, 16). С другой

стороны, отвечая Моисею, желавшему проникнуть в тайну воплощения Сына Божия, что

он не может видеть лица Божия, Господь хочет узнать, что эту тайну во всей ее

полноте не суждено было познать ветхозаветному человечеству, которое могло

созерцать только тень грядущих благ, а не самый образ вещей (Евр. 10, 1; Кол. 2,

17). Моисей должен был созерцать славу Божию под покровом скалы (слав. "в

расселине камене") покрытой рукой Господа, видеть не лицо, а "задняя Божия", то

есть как бы отблеск Божества, но не самое сияние Его, в отношении же к тайне

искупления - видеть ее не во всей полноте, а созерцать только некоторое

очертание, тень будущего спасения людей. "Каменем покрывся, - поет о Моисее

Святая Церковь, - не видел еси лица Божия яко утаена, о боговицче, воплощение же

познал еси Слова, яко задняя" (тропарь по пятой песни канона 18 сентября).

14. Восстановление Завета и прославление Моисея (Исх. 34)

Стихи 1-10

Для полноты восстановления нарушенного завета Господь повелел Моисею вытесать

две новые каменные скрижали и утром взойти с ними на гору, обещаясь написать на

них слова, которые были написаны на первых скрижалях, разбитых Моисеем, когда он

увидел поклонение евреев золотому тельцу (стихи 32, 19).

Никто не должен был подниматься с Моисеем на вершину горы (1-3 стихи). На утро

другого дня, вытесав две новые скрижали, Моисей взошел на гору. Господь сошел

сюда в облаке и остановился близь Моисея (слав. "предста ему тамо Моисею"), это

явление Бога Моисею было исполнением просьбы, ранее обращенной им к Господу

"покажи ми славу Твою" (38, 18). Явившись Моисею, Господь провозгласил Свое имя

Иегова (слав. "и призва именем Господним") - имя, указывавшее на вечность и

неизменность Господа (стихи 3, 14-15). Вместе с этим Господь благоволил открыть

и другие свойства Своего существа - милосердие и правосудие. Господь назвал себя

Богом щедрым и милостивым, долготерпеливым и многомилостивым, творящим милости

"в тысящи", отъемлющим беззакония, и неправды, и грехи. Эти свойства безмерной

("в тысящи") милости Господа выражались ближайшим образом в прощении

согрешившего и раскаявшегося народа еврейского, а в высочайшей степени имели

выразиться в искуплении всего человечества от греха и духовной смерти через

Христа Спасителя, как на это указывалось в объяснении предыдущей главы. Но

будучи милостивым, Господь является в то же время Богом истинным, не оставляющим

виновных без наказания, наводящим грехи отцов на чада, на чада чад, до третьего

и четвертого рода. Таким образом, божественное правосудие, противопоставляемое

безмерному милосердию, является простирающимся только до третьего и четвертого

рода.

С благоговением поклонившись Господу, Моисей умолял Его простить грех народа,

по-прежнему руководить им: и Господь дает обещание восстановить нарушенный

евреями закон, вновь взять под Свое покровительство народ и явить среди него

великие знамения и чудеса (4-10 стихи).

Стихи 11-28

Как непременное условие завета, Господь поставляет, чтобы народ в точности

исполнял уже известные ранее данные законы. Эти условия завета Моисей, по

повелению Божию, должен был записать, на новых же скрижалях были написаны

заповеди десятисловия (27-28 стихи).

Стихи 29-35

Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на горе, спустился в стан, лицо

его от близкого общения с Богом сияло лучами (слав. "прославися зрак плоти лица

его"), так что народ не смел взирать на прославленное лицо своего вождя. Передав

народу все слова Господа, Моисей с этого времени стал покрывать лицо свое

покрывалом, которое снимал только тогда, когда являлся перед Господом и когда

передавал волю Божию народу (29-35 стихи).

Прославление Моисея свидетельствовало о его высоком нравственном достоинстве,

указывало евреям на его высокое назначение и внушало необходимость полного

послушания ему. Кроме того, прославление Моисея, по объяснению святого апостола

Павла (2 Кор. 3), имело таинственно-прообразовательный смысл. По указанию

Апостола, прославление Моисея и покрывало, возложенное им на свое лицо,

указывало на совершенное свойство Ветхого Завета и будущее ослепление евреев. То

обстоятельство, что евреи могли видеть прославленное лицо Моисея только через

покрывало, указывало, по объяснению Апостола, что сокровенную в Законе тайну

искупления человечества через Христа можно было созерцать через покров обрядов

жертв. Вообще, всю внешность Ветхого Завета евреи видели таким образом, как бы

чрез некоторое покрывало, в противоположность христианам, которые созерцали

искупление, совершенное Христом Спасителем. С другой стороны, покрывало,

возложенное Моисеем на свое лицо, предуказызало будущее ослепление евреев.

Ослепление это выражалось в том, что уже после совершения тайны искупления,

евреи читая богодухновенные писания Ветхого Завета, в частности писания Моисея,

не понимают истинного смысла Писания, истина Писания остается скрытой от них как

бы некоторым покрывалом, которое снимается с их сердца только тогда, когда они

обратятся к Господу, то есть сделаются христианами (14-17 стихи). Поэтому, как

говорит церковная песнь: "Моисей своим покровенным лицом евреев неверные сердца

изобличи" (стихира на литии на Сретение Господне).

15. Сооружение Скинии (Исх. 35-37)

Слово "скиния" (евр. "огел", греч. "скини") значит палатка, шатер, куща. Этим

именем называется переносной подвижный храм евреев, служивший

единственно-законным местом для их общественного богослужения.

Как место, куда собирался народ для богослужения, исходный храм евреев назывался

"скиниею собрания" ("огелмоед"); как место, где Господь открывал Себя народу,

сообщая ему Свою волю, он назывался "скиниею откровения" ("огел га - едут"). В

Септуагинте слова "моед" и "едут" переводятся словом "свидетельство" и походный

храм евреев, и называются "скиниею свидетельства" или "свидения" (скини ту

мартириу). Это наименование указывает на скинию, как видимое место,

свидетельствовавшее о духовном пребывании Бога среди народа еврейского; для

самого народа скиния служила свидетельством, указывавшим на его

богослужебно-религиозные обязанности к Богу.

Скиния состояла из двух частей: первая - двор, окружавший скинию, вторая - самая

скиния, разделявшаяся в свою очередь на два отделения: святилище и святое

святых.

1. Двор скинии, простираясь в длину по линии восток-запад на сто локтей, а в

ширину от юга к северу, на 50 локтей (локоть - около 0,47 м), представлял собою

продолговатый четырехугольник, открытый сверху и обнесенный со всех сторон

особою оградою из деревянных столбов, основанных на медных подножиях, вверху

соединенных серебряными шестами и завешиваемых полотняными завесами. Вход был с

восточной стороны.

Во дворе скинии, предназначавшимся для обычных жертвоприношений, стояли

жертвенник всесожжения и умывальница.

2. Самое здание скинии (мишпан) представляло собою палатку в тридцать локтей

длины и десять ширины и высоты. Оно разделялось на два отделения: первое

называлось святилищем, второе - Святое Святых.

Святилище занимало две трети скинии, отделялось от святого святых расшитою

изображениями херувимов завесою. Принадлежностями святилища были:

а) алтарь кадильный или жертвенник курений (для воскурения фимиама), стоявший

прямо против входа в скинию, перед завесою, отделявшей святилище от святого

святых;

б) на правой (северной) стороне святилища стояла "трапеза" или стол для "хлебов

предложений", на который каждую субботу, по числу колен Израиля полагались 12

хлебов предложения, заменявшиеся новыми по прошествии недели;

в) на левой (южной) стороне стоял золотой светильник семисвечник (лампадный).

Западная часть здания скинии, имевшая в длину, ширину и высоту по 10 локтей и

отделенная от светилища завесою, носила название Святого Святых. Главную и

единственную принадлежность Святого Святых представлял "ковчег завета" или

"кивот свидения". Это был род ящика длиною в 2,5, шириною и высотою в 1,5 локтя.

Он был сделан из дерева ситтим (аравийской акации) и внутри и снаружи облажен

золотом. Сверху ковчег покрывался золотою крышкою, которая называлась

"очистилищем". На краях этой крышки были поставлены два золотых изображения

херувимов, преклонивших свои лица и осенявших ковчег своими крыльями. В ковчеге

хранились скрижали завета, на которых было начертано десятисловие, стамна

(сосуд) с манною; сюда же впоследствии был положен прозябший жезл Ааронов и, по

предсмертному завещанию Моисея, сбоку ковчега хранилась книга закона (Втор. 31,

26).

V. ТРЕТЬЯ КНИГА МОИСЕЕВА - ЛЕВИТ

1. Наименование книги

Третья законоположительная книга Ветхого Завета у евреев называется "Ваййкра"

("И воззвал"), по первому слову книги. В славяно-русском переводе с греческого -

книга Левит, то есть книга Левитов, Левитская книга, потому что содержит в себе

свод законов о богослужении и обрядах, совершение которых возложено было на

левитов - потомков Левия, как Богом поставленных служителей ветхозаветной

Церкви.

2. Время написания

Книга написана после поставления скинии сведения - во втором году по исшествии

евреев из Египта.

3. Изложение содержания

Книга состоит из 27 глав и разделяется на 4 части.

Первая часть (главы 1-7) - богослужебная, включает законы о жертвах всесожжения,

бескровной, мирной, о грехе и преступлении и хлебных приношениях.

Вторая часть (главы 8-10) - иерархическая, содержит законы и обряды, касающиеся

посвящения первосвященника (Аарона) и священников.

Третья часть (главы 11-22) - обрядовая в собственном смысле; включает законы и

обряды служения левитского в очищении от различных осквернений; в ней говорится

о чистых и нечистых животных, о нечистотах рождения, о проказе и прокаженных, об

обрядах в праздники очищения, о нечистотах брачного сожительства в разных

степенях родства и других языческих непотребностях - главы 11-20, а в главах

21-22 - о внешних и внутренних качествах жрецов и их отношениях к святыне.

Четвертая часть (главы 23-27) - каноническая; содержит законы о годовых

праздниках ветхозаветных (субботе, пасхе, пятидесятнице, празднике труб, кущей,

субботних, то есть седьмых, и юбилейных, то есть пятидесятых годах), о

непрерывном горении светильника и хлебах предложения, В 26 и 27 главах

возвещаются милости Господни за исполнение всех законов и обрядов и угрозы за

небрежение и излагается устав о десятинах, первородных и обетах.

Между обрядовыми законами и в книге Левит местами встречаются законы

нравственные, гражданские и судебные.

4. Значение книги

Все изложенные в книге Левит законы по достоинству своему недосягаемо высоко

стоят перед законами других древних народов, показывая свое божественное

происхождение. Многочисленные предписания обрядового закона Моисеева не обладают

безусловным значением для всех времен, в противоположность закону нравственному,

но в свое время и по отношению к народу еврейскому они имели важный

воспитательный смысл.

Поддержание телесной чистоты обращало мысль к чистоте душевной. С другой

стороны, эти обрядовые законы направлены были к тому, чтобы положить резкую

границу между народом Божиим и народами языческими и тем предохранить Израиль от

языческих пороков и суеверий.

В основе всех ветхозаветных законов лежит мысль о святости Бога и греховности

человека, о необходимости очищения грехов, о невозможности достигнуть этого

силами самого человека и необходимости Божественного искупления. Таким образом,

эти обрядовые законы обращали мысль к Искупителю, в Котором Одном только находят

свое объяснение все богоустановленные жертвы, ибо невозможно, как говорит святой

апостол Павел, чтобы кровь тельца и козлов сама по себе очищала грехи (Евр. 10,

4). Словом, все говорило евреям о прообразовательно-мессианском значении этих

обрядов, как это разъясняет апостол в своем Послании к евреям.

5. Богослужебное употребление книги Левит

Фрагмент 12, 1-8 (об очищении нечистот рождения) используется в качестве паримии

в день Сретения Господня (15 февраля).

Фрагменты 26, 3-12, 14-17, 19-23 (об обетованиях за исполнение и угрозах за

нарушение законов Божиих) - в качестве паримии 14 сентября - в день церковного

новолетия.

6. Постановления о жертвоприношениях (Лев. 1-7)

О происхождении жертвоприношений Священное Писание не дает ясных указаний.

Несомненно, однако, что с самого начала истории падшего человечества жертвы

являлись даром, который человек по естественному религиозному чувству приносил

Богу (Быт. 4, 3-4), Господь же принимал этот дар, освящал его и сообщал ему

известное символическое и таинственное значение.

На основании первых семи глав книги Левит постановление закона Моисеева о

жертвах можно представить в следующем виде. Местом для принесения всех жертв

была скиния, где животное, закалаемое с северной стороны жертвенника, потом

возносилось на него для сожжения (Лев. 1, 3). В жертву могли быть принесены пять

видов чистых и непорочных животных, из крупного скота - тельцы, из мелкого -

овцы и козы, из птиц - горлицы и голуби.

В некоторые жертвы приносились животные исключительно мужского пола (Лев. 1, 3,

10; 4, 3, 14, 23; 5, 15, 16, 18; 6, 6), в другие - женского пола (Лев. 4, 24,

32; 5, 6), в третьи - мужского и женского пола безразлично (Лев. 3, 2, 6), при

этом требовалось, чтобы животное было без физических недостатков. Кровавые

жертвы обыкновенно соединялись с хлебными приношениями, елеем и ладаном (Лев.

2), причем на жертвенник мог возлагаться только пресный хлеб. Кроме того, жертвы

осолялись (Лев. 2, 13) и соединялись с возлиянием вина (Числ. 15, 5).

Обряды, с которыми совершались жертвоприношения представляются в следующем виде.

Приносящий жертву возлагал свои руки на голову жертвенного животного,

представленного перед скинией; после заклания кровию животного кропился

жертвенник всесожжения. При жертве всесожжения на жертвеннике сжигалось все мясо

животного, а при прочих жертвах - только тучные части и почки. При некоторых

жертвах кровь животного вносилась во святилище, причем мясо животного сжигалось

вне стана; в обычных случаях оно поступало в пользу священников, а в жертве

мирной часть мяса поступало в пользу приносившего жертву, который устраивал из

него жертвенный пир.

Жертва всесожжения допускала приношение всех родов жертвенных животных, но

только мужского пола (Лев. 1, 3, 10, 22, 18, 19). По своему внутреннему значению

она означала полную всесовершенную преданность человека Богу, знаменуя собою и

прошение, и благодарение, и умилостивление. Кроме случаев частных

жертвоприношений, эта жертва неизменно приносилась два раза в сутки - вечером и

утром, и притом так, что вечерняя жертва курилась до утра, а утренняя - до

вечера, таким образом, всесожжение непрерывно продолжалось на жертвеннике и все

остальные виды жертв совмещались с этим непрерывным всесожжением.

Жертва мирная приносилась из всех родов жертвенных четвероногих животных

мужского пола или женского, имела праздничный характер и сопровождалась пиром,

устроенным из жертвенного животного по сожжении тука и почек и по отделении

груди и плеча в пользу жрецов. Мирная жертва приносилась или в благодарение

Богу, или в умилостивление Его при прошениях.

Жертва о грехе (за грех) приносилась в зависимости от положения или состояния

жертвователя - из тельца, козла, козы, овцы, двух горлиц или голубей, или

десятой части ефы муки. Эта жертва имела покаянный характер и приносилась за

грехи, допущенные по слабости, неведению и нечаянности, а также и за грех

первородный - родительницы (Лев. XII). Кающийся исповедовал свой грех при жертве

(Левит 5, 6; ср. Числа 5, 5-8).

Жертва о преступлении или повинности приносилась из овна и была видоизменением

жертвы о грехе. Она приносилась за грехи, хотя сознательные и выходящие из ряда

обыкновенных, но допущенные все-таки по увлечению, а не по убеждению, то есть не

являвшиеся прямым возмущением против Господа, за которое закон полагал смерть.

Поставление жертвенного животного перед скинией символизировало представление

дара Господу. Возложение руки на голову жертвы и исповедание над ней своей

греховности означало возложение грехов на жертвенное животное. Заклание

животного, кропление кровию его и сожжение частей указывало, что божественное

правосудие, по неизреченной милости Господа, удовлетворяется не смертию человека

грешника, а жертвою за него. Но нельзя думать, что ветхозаветный человек получал

полное очищение и духовное обновление через пролитие крови животного (Евр. 10,

4). Многочисленные места Писания ясно показывают, что ветхозаветные жертвы имели

прежде всего прообразовательное значение, указывая на искупительную жертву

Христа Спасителя (Евр. 9, 13-14, 26; 10, 12, Еф. 5, 2).

В связи с этим, по толкованию святых отцов и учителей Церкви, все обряды

ветхозаветных жертв имели духовно-таинственный, прообразовательный смысл.

Поставление жертвы перед скинией предизображало преданность воли Божией и

готовность Христа Спасителя пострадать за род человеческий (Евр. 10, 5-11, ср.

Пс. 39, 7-8). Возложение рук на голову жертвы прообразовательно указывало, что

Искупитель возьмет на себя грехи человечества. Заклание жертвенного животного,

окропление его кровию и сожжение его прообразовало крестную смерть Христа

Спасителя за грехи мира.

7. Ветхозаветное священство (Исх. 28-29; Лев. 8)

Ветхозаветное священство имело три степени:

1) степень левитская;

2) степень священническая;

3) степень первосвященника.

Помазание миром и особую одежду имели только последние две степени.

1. Левиты

Левитами были потомки Левия, за исключением фамилии Аароновой, членам которой

принадлежало священническое достоинство. Левиты охраняли здание скинии, ее

принадлежности, наблюдали за чистотою и порядком во дворе. Они же переносили на

себе все части скинии и богослужебную утварь во время странствования по пустыне

Аравийской. Помогали священникам во время жертвоприношений, подавали воду,

приносили дрова и т.п. После построения храма они были исполнителями

богослужебных гимнов-псалмов посредством пения и игры на музыкальных

инструментах.

2. Священники

Священниками были сыновья и дальнейшие прямые потомки Аарона. Они приносили

жертвы, поддерживали священный огонь на жертвеннике всесожжения, следили за

горением светильника и скинии, воскуряли фимиам на алтаре кадильном,

приготовляли и через неделю потребляли хлебы предложения. Они созывали народ ко

входу скинии и к снятию станов звуками священных серебряных труб и ими же

объявляли военную тревогу. Им же принадлежало исполнение обрядов очищения после

проказы и других нечистот, на них возлагались учительство народа в законе Божием

и судебные обязанности.

К одежде священника относились:

1) "надраги льняны" (нижнее платье), которое покрывало служителя скинии от бедер

до голеней (Исх. 28, 42-43);

2) хитон или "подир" (Лев. 8, 7), иначе - "срачица" - длинная льняная одежда с

рукавами (Исх. 29, 5);

3) пояс узорчатой работы, стягивающий хитон для удобства при священнодействии;

4) "кидар" (особенная головная повязка из виссона) (Исх. 28, 40).





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 198 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.044 с)...