Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Технических устройств. 3.1. Ассоциативные методы ТТУ



3.1. Ассоциативные методы ТТУ

Первоначально учащиеся должны изучать ассоциативные методы первой группы в рекомендуемой последовательности:

1) метод проб и ошибок (МПО), заключается в том, что изобретатель при поиске решения задачи перебирает всевозможные варианты и среди них находит тот, который удовлетворяет поставленным требованиям;

2) метод использования случайностей (МИС), состоит в том, что исследователь в своей изобретательской деятельности опирается на различного рода стечения случайных обстоятельств, изучение и анализ которых способствует возникновению новых способов решения творческих технических задач;

3) метод конференции идей (МКИ), предусматривает предложение максимального количества идей по определённой проблеме участниками широкой аудитории;

4) метод музейного эксперимента (ММЭ), ориентирован на реконструирование и изобретение новых объектов техники после посещения музеев;

5) метод контрольных вопросов (МКВ), состоит в использовании при поиске решений творческих задач списка специально подготовленных вопросов;

6) метод фокальных объектов (МФО), заключается в том, что признаки несколько случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию;

7) метод гирлянд случайностей, ассоциаций и метафор (МГСАМ), основан на использовании большого числа сочетаний конструируемого объекта со случайными. Расширение этих сочетаний осуществляется при помощи синонимов объекта;

8) метод "мозгового штурма" (ММШ), состоит в том, что поиск решений технических задач проводит коллектив, состоящий из "генераторов" (предлагающих большое количество разнообразных идей) и "экспертов" (дающих критическую оценку выдвинутых идей);

9) метод синектики (МС), заключается в генерировании изобретательских идей на сессиях синекторов (5-7 человек) под общим руководством одного человека, который посвящён в конкретные условия решаемой задачи и оценивает целесообразность возникающих идей;

10) метод морфологического анализа (ММА), предполагает выделение характерных для технической системы структурных или функциональных морфологических признаков, которые располагаются в специальных таблицах (морфологическом ящике или матрице);

11) метод "чёрного ящика" (МЧЯ), основан на анализе внутреннего устройства технической системы при условии когда известны её входные и выходные величины.

В процессе развития общества каждое поколение овладевает социальным опытом. Основными его элементами являются знания о мире (природе и обществе, науке и технике) и деятельности человека в нём. Большое значение принадлежит процессу творчества, являющемуся высшей формой человеческой активности в научной, художественной и технической деятельности.

Техническое творчество может быть рассмотрено в двух аспектах: результативном и процессуальном. Результаты труда отличаются степенью субъективной и объективной новизны, которая определяет открытия, изобретения и рационализаторские предложения. Процессуальный аспект каждого вида творчества характеризуется тремя ключевыми этапами: замыслом, поиском и реализацией.

Главные трудности этапов замысла и поиска в творческом процессе исследователи связывают с бессознательной работой человека. Я.А. Пономарёвым [62] экспериментально получен факт неоднородности результата действий человека - наличие в этом результате прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов деятельности мозга. Момент догадки, открытия и внезапного решения переживаются индивидуумом в виде особо ярких состояний сознания и описываются в психологии как “инсайт” - акт творческого озарения. Неожиданное новое решение возникает в основном в экспериментальных условиях при соответствующей организации процесса творчества.

На всех стадиях развития технического творчества применяется множество различных методов его организации. Они базируются на объективных закономерностях, открытых наукой, и являются основой создания неизвестных решений. Систематизация и классификация этих методов должна осуществляться с соблюдением ряда дидактических принципов: доступности, наглядности, последовательности и др.

Учёт дидактических основ организации технического творчества позволяет по характеру деятельности учащихся условно разделить методы поиска решений творческих задач на две основные группы: ассоциативные и алгоритмические.

Ассоциативные методы базируются на двух общих механизмах – ассоциативном мышлении и заведомо случайном характере поиска учащихся. Они направлены на использование в творческой технической деятельности связейассоциаций, возникших между психологическими образованиями (восприятиями, осмыслениями, ощущениями и др.) при определённых условиях. К ним относятся: метод “проб и ошибок”, метод использования случайностей, метод конференции идей, метод музейного эксперимента, метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, метод гирлянд случайностей, ассоциаций и метафор, метод “мозгового штурма”, метод синектики, метод морфологического анализа, метод “чёрного ящика”.

Суть метода “проб и ошибок” заключается в том, что изобретатель при поиске решения задачи перебирает всевозможные варианты и среди них находит тот, который удовлетворяет поставленным требованиям. Недостатком является то, что нельзя разработать методику его использования. При решении каждой новой задачи исследователю приходиться действовать по-новому. Поэтому метод “проб и ошибок” трудоёмкий, а его применение не гарантирует успешного решения задачи.

Метод использования случайностей, состоит в том, что исследователь в своей изобретательской деятельности опирается на различного рода стечения случайных обстоятельств, изучение и анализ которых способствует возникновению новых способов решения творческих технических задач.

Метод конференции идей предусматривает предложение максимального количества идей по определённой проблеме участниками широкой аудитории;

Метод музейного эксперимента ориентирован на реконструирование и изобретение новых объектов техники после посещения музеев;

Метод контрольных вопросов (А. Осборн, Т. Эйлоарт, Д. Пирсон, Д. Пойа и др.) состоит в использовании при поиске решений творческих задач списка специально подготовленных вопросов (контрольных вопросников);

Метод фокальных объектов (Ч. Вайтинг) заключается в том, что признаки несколько случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию;

Метод гирлянд случайностей, ассоциаций и метафор (Г.Я. Буш) основан на использовании большого числа сочетаний конструируемого объекта со случайными. Расширение этих сочетаний осуществляется при помощи синонимов объекта;

Метод "мозгового штурма" (А. Осборн) состоит в том, что поиск решений технических задач проводит коллектив, состоящий из "генераторов" (предлагающих большое количество разнообразных идей) и "экспертов" (дающих критическую оценку выдвинутых идей);

Метод синектики (Дж. Гордон) заключается в генерировании изобретательских идей на сессиях синекторов (5-7 человек) под общим руководством одного человека, который посвящён в конкретные условия решаемой задачи и оценивает целесообразность возникающих идей;

Метод морфологического анализа (Ф. Цвикки) предполагает выделение характерных для технической системы структурных или функциональных морфологических признаков, которые располагаются в специальных таблицах (морфологическом ящике или матрице);

Метод "чёрного ящика" основан на анализе внутреннего устройства технической системы при условии когда известны её входные и выходные величины.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 566 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...