Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Таким образом, движение от человека к человеку, опосредованное созидаемой им предметностью, – это круг культуры.
Если рассматривать эти процессы в исторической плоскости, это – спираль культуры.
Благодаря этому ансамблю качеств культура становится исторически развивающейся формой бытия человечества, которая реализуется в деятельном существовании индивидов.
Культура есть системная, исторически образовавшаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность специфически человеческих способов деятельности и её опредмеченных результатов – материальных, духовных и художественных (материально-духовных).
Онтогенез (греч. ontos – сущее + генезис) – индивидуальное развитие растительного или животного организма, охватывающее все изменения, которые он претерпевает от момента зарождения до окончания жизни.
Филогенез (греч. phyle – племя, род, вид + генезис) – историческое развитие органическогшо мира, его типов, классов, отрядов, семейств, родов и видов.
Как и в биологии, филогенез и онтогенез культуры изоморфны.
Изоморфность филогенеза и онтогенеза свидетельствуют о том, что
культура есть целостно-всесторонний способ очеловечивания человека (и человеческого рода и отдельного его представителя) в процессе обретения им таких качеств, которые природе неизвестны и порождаются преобразованием биологической формы бытия в социокультурную.
История человечества – постоянное изменение, расширение, обогащение способов и средств деятельности. Отсюда следует, что культуре имманентно такое качество деятельности, как творчество. Закон существования культуры – диалектическое отношение традиция/инновация.
Таким образом, культурапроизводна от деятельности человека. Человеческая деятельность должна рассматриваться как целостная система. В том, что и какчеловек делает и как это на нём отражается, есть нечто общее, отличающее деятельность человека от поведения животных. Это общее, единое, целостное и есть культурное качество.
Структура этого качества – взаимосвязь трёх модальностей:
Таким образом,
культура – преображение человеком природы по законам общества.
Культура противостоит природе, но близка человеку и обществу.
Культура – реальный способ связи природного и социального в человеческом бытии.
Культура – не только вне природная и анти природная сфера, но и специфический аспект «сверх ъестественного» бытия, диалектически взаимосвязанный с социальным и человеческим его аспектами.
Культура может быть рассмотрена по отношению к другим подсистемам бытия (экстракультурологический аспект) и в аспекте внутренних отношений (интракультурологический аспект).
Экстракульурологический аспект предполагает рассмотрение отношений:
Интракультурологический аспект предполагает рассмотреть:
Так как субъект деятельности может быть индивидуальным, групповым и родовым, то культура обладает тремя масштабами модуса:
Такое трёхслойное строение культуры обусловлено философской триадой общее-особенное-единичное.
Интракультурологический аспект предполагает типологическое рассмотрение культуры.
Типология культур определяется структурой хронотопа – диахроническим и синхроническим его измерениями.
Временн а я координата – историческая. Несмотря на то, что изменения в истории происходят разного характера (количественные и качественные, эволюционные и революционные, плавные и скачкообразные), относительная «простота» диахронического аспекта заключается в том, что диахроническая ось структурирует историю культуры стадиально.
Сложность синхронистического аспекта связана с многоуровневым, многоаспектным членением социального субъекта культуры.
Система культуры формируется взаимодействием множества субкультур: этнической, национальной, демографической, образовательной, социологической, профессиональной, конфессиональной (объединение на основе веры).
Эти субкультуры могут быть представлены в виде иерархически систематизированных уровней:
Культура является динамической развивающейся системой, в ней диалектически сопрягаются дифференцирующие и интегрирующие процессы.
Таким образом, интракультурологическое синхронистическое рассмотрение культуры охватывает три круга вопросов:
1. филогенетические проблемы – изучение законов самодвижения культуры в его относительной самостоятельности по отношению к влиянию экстракультурологических факторов – развитию природы, общества и человека;
2. типогенезис культуры – изучение законов самодвижения конкретных социальных форм культуры: национальных, сословно-классовых и т.п. как относительно автономного процесса, имеющего свою внутреннюю логику;
3. онтогенетические проблемы – изучение законов формирования и развития культуры личности как биографического, психолого-педагогического и самодеятельного процесса.
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 266 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!