Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Устное народное творчество



Понятие "устное народное творчество". Взаимосвязь устного народного творчества с другими видами народного художественного творчества, с народной картиной мира, с древ неславянской мифологией, с традиционным укладом народной жизни и истории.

Основные виды и жанры устного народного творчества:

Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.

Русские народные сказки: Особенности жанра и педагогический потенциал. Сказка – вид фольклорной прозы, «нарочитая фикция» (Пропп В.Я.).

Содержание не вписано в реальное пространство и время.

Идейная устремлённость. Сказка предлагает утопическое разрешение конфликта.

Сказка обладает национальными особенностями, отражая исторические и природные условия жизни каждого народа; в то же время сюжеты большинства сказок интернациональны.

В основе сказок – антитеза между мечтой и действительностью.

Разделение персонажей по полюсам добра и зла.

Герои статичны, это образы-типы, зависящие от своей сюжетной роли.

Композиция: экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка.

Язык сказок: эпитеты, сравнения, метафоры, пословицы, поговорки, прозвища, живая разговорная речь.

Сказка – система жанров: сказка волшебная, социально-бытовая, о животных.

Особенности сказок как народных средств воспитания.

а) В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одарённость, верность в бою, в дружбе и труде, безграничная преданность народу и родине.

б) Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Страдания положительного героя и его друзей являются временными, за ними обычно приходит радость, причём эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

в) Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способным ещё к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.д. (за одну ночь: построить дворец, посеять лён, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить, одеть народ и т. д. – приём гиперболизации).

г) Дидактизм сказок: «добрым молодцам урок» даётся не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом – источник педагогической эффективности сказок.

д) В сказках явно проводится мысль о том, что человеком может называться только тот, кто трудится. Труд – это радостное творчество, он делает человека сильным, спасает его от всех житейских бед.

Былины, их происхождение и классификация. Былина – фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории. Термин «былина» (научный) был введён в 1830-х гг. на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» «былинах сего времени». В первоначальном виде былины возникли в Киевской Руси, выразив уже оформившееся национальное сознание русского народа. Былины сложились на почве архаичной эпической традиции, унаследовав от неё многие мифологические черты, однако фантастика оказалась подчинённой историзму видения и отображения действительности. С точки зрения народа, значение былин заключалось в сохранении исторической памяти, поэтому их достоверность не подвергалась сомнению.

Былины киевского и новгородского циклов, героические и новеллистические былины.

Несказочная проза: жанровые особенности преданий, легенд, быличек; соотношение реальности и вымысла в их содержании.

В фольклоре легендажанр несказочной прозы, фантастически осмысляющий события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром людей (племена, народы, отдельные личности), со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистый дух). В основе фольклорных легенд лежит представление о чуде, воспринимаемом как достоверность, что определяет их структуру, систему образов, поэтику. В отличие от мифов легенды независимы от ритуала; в отличие от преданий события легенды протекают одновременно в прошлом, настоящем и будущем.

Классификация легенд: этиологические (объясняют причины и условия возникновения чего-либо), религиозно-назидательные (о Боге, ангела, святых; сюжетные толкования народного календаря, имён святых; легенды о старцах, юродивых), социально-утопические (выражают мечту народа о справедливом общественном устройстве).

Предание – жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Основное назначение предания – сохранять память о национальной истории. Тема преданий всегда общезначима, их конфликт – национальный, либо социальный, персонажи – представители государства, нации, конкретных классов или сословий. Общее, типическое изображается посредством частного, конкретного. Преданиям свойственна локальная приуроченность к селу, городу, озеру, реке, горе, дому. Их достоверность иногда подкрепляется материальными свидетельствами: героем построена церковь, подарена вещь. События концентрируются вокруг исторических деятелей, которые предстают чаще всего в идеальном свете.

Классификации преданий, их условность. Предания исторические, топонимические (о происхождении географических названий), этногенетические (о происхождении народа, племени), о заселении и освоении края, этиологические, культурологические и т.д.

Былички (демонологические рассказы) – это суеверные повествования, связанные с персонажами низшей мифологии. В быличках отразились представления и понятия о сверхъестественных силах, о вмешательстве в людскую жизнь всемогущей воли существ из низшей демонологии. Былички обращены к настоящему, случившееся в них - невероятно. Сюжеты быличек обычно небольшого размера, одномотивные. Персонажи – человек и демоническое существо.

Педагогический потенциал устного народного творчества. Роль устного народного творчества в современном обществе. Возникновение новых жанров устного народного творчества. Использование устного народного творчества в различных формах досуговой практики.

Литература:

1. Аникин В. П. Русская народная сказка: пособие для учителей. - М., 1977.

2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1957.

3. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х т. - М.-Л., 1936.

4. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения Славян на природу. В 3-х т. - М., 1994.

5. Бахтин В.А. Пространственные представления в волшебной сказке //Фольклор народов РСФСР. Вып. 1.- Уфа, 1974.

6. Бахтина А.В. Время в волшебной сказке // Проблемы фольклора. - М., 1975.

7. Былины. - М., 1969.

8. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М„ 1975.

9. Голубиная книга. Русские народные стихи П-Х1Х вв. - М., 1991.

10. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - Л., 1967.

11. Даль В.И. Пословицы русского народа в 2-х т. - М.,1984.

12. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор, колдовство в России. - М., 1994.

13. Кравцов Н.Н., Лазутин С.Г. Русское устное поэтическое творчество. - М.,1983.

14. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - Смоленск, 1995.

15. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Избранные произведения в 3-х т.-М., 1987.

16. Пропп В.Я. Морфология сказки. - М., 1969.

17. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. - Л., 1984.

18. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия. - Л., 1984.

19. Русские народные пословицы и поговорки. - М., 1965.

20. Русская народная словесность. - М., 1994.

21. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике. -М.,1986.

22. Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. - М., 1991.

23. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 3508 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...