Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мифологические истоки народной художественной культуры. Мифы древних славян



Понятие о мифе, мифологии. Мифологическая картина мира. Мифы как древнейший пласт этнических культур. Образы древнеславянской мифологии. Древнеславянская мифология как воплощение языческой картины мира.

Мифами принято обозначать создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающих действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными.

По своей природе и сущности мифология была не столько отражением жизни в сознании людей, сколько самой жизнью. Мифы зародились в тот период истории, когда человек не знал знаковости и виртуальности.

Миф – наиболее ранняя форма духовной культуры человека. Мировоззрение, выращенное в праславянских и славянских мифах, называется язычеством. Здесь всё базируется на вере в сверхъестественные силы, которые самым активным образом участвуют в развитии всех жизненных процессов. По своей сущности все эти верования являются типично аниматическими – всё в природе живое, всё имеет душу.

Не обладая научными знаниями, человек пытался увеличить свои силы и вызвать необходимые изменения окружающего мира путём выполнения магических действий. Ритуалы и сопровождающие их танцы и песни служили заклинаниями, при помощи которых можно было добиться удачной охоты, благополучия, хорошего урожая и т.д. Миф – не жанр искусства, а определённое представление об окружающей действительности. В них есть образность, но это бессознательная образность. Искусство всегда видит разность между собой как отражением реальных явлений и самими явлениями, которые объективно наличествуют в жизни. На уровне мифологии ещё не существует выделения эстетической сферы. Образы здесь фигурируют как овеществлённые в прямом смысле этого слова. Соответственно, в структуре мифа не может быть ни метафор, ни аллегорий, ни иных тропов. Это типичный духовный синкретизм, где зачаточные элементы художественной образности сливаются с первобытной религией, наукой и философией. В значительной мере именно через ритуалы прокладывается путь от древних мифологических структур к фольклору – одной из первых форм НХК.

Первичная модель мира как одна из составляющих общественного сознания, родившись в недрах мифологии, переходит затем в уже ином, изменённом виде в содержание НХК. В мифах она представляет собой описание основных пространственных и временных координат, определяющих место и роль человека в мифологизированном космосе. Здесь всё основано на противопоставлениях типа верх-низ, небо-земля, день-ночь и т.д. Эти и прочие противопоставления лягут затем в основу НХТ. Но система взглядов на мир (модель мира) тут превращается уже в более детализированную, художественно-образную систему. Народное искусство развивалось, с одной стороны, отрекаясь от мифов, а с другой – используя и совершенствуя мифологическое наследие.

Временные представления: календарь древних славян как отражение мифологического сознания (циклический характер), два времени года – зима и лето, симметричные типы обрядов (зимние святки-зелёные святки, после христианизации – Никола морозный – Никола травный и т.д.).

Постоянная смена холодной и тёплой поры, умирание и возрождение сил природы представали как извечный и бесконечный всеобщий цикл: жизнь – смерть – жизнь – смерть…Это легло в основу культа предков.

Ритуальное умерщвление символических фигур не только воспроизведение акта смерти, но и магическое средство, способствующее плодородию – земледельческие культы.

Представления о пространстве – образ мирового древа – отразились в ритуалах (катание с гор на масленицу), постройках (устройство избы), орнаменте, в вербальных текстах.

Культ дерева (берёза, дуб, клён, верба).

Двоичные противопоставления: жизнь – смерть, правый – левый, правда – кривда, мужской – женский, чёт – нечет, юг – север и т.д.

Древнеславянская мифология: уровни: боги, персонажи, связанные с хозяйственной и аграрной деятельностью (масленица, Ярила, Купала, Род, Чур), культурные герои (образы Пахаря, Кузнеца, Гончара (на уровне мифологии они несколько абстрактны, характеры их обычно не детализируются, поведение обрисовывается в самых общих чертах; всё это несколько позднее восполнит фольклор, где появятся колоритные фигуры мудрого земледельца Микулы Селяниновича, искусных кузнецов Кузьмы и Демьяна и т.д.), низший уровень – берегини и упыри, олицетворявших духов добрых и злых предков; домовые духи: домовой, кутный бог, спорыш, дрема, баюнок и др.; лесные духи - лешие, их разновидности: лесовик, лесунок, дикий мужик, черти, оборотни, лихо одноглазое и др.; русалка как древнейший вид берегини, жившей в воде; особый вид берегинь - птицы с женскими лицами (Сирии, Феникс, Стратим, Жар-птица, девушки- лебеди); мифические полуживотные - полулюди (химеры): Полкан, Конек-Горбунок, Сивка-бурка и др.

Образы, символы, знаки древнеславянской мифологии в устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве, народной хореографии, семейно-бытовых и календарных праздниках и обрядах. Теория Ф.Буслаева о происхождении сказок, былин, легенд и других фольклорных жанров из мифов.

Литература:

1. Асов А.И. Русские веды. Звездная книга Коляды. - М., 1996.

2. Асов А.И. Мифы и легенды древних славян. - М., 1998.

3. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. - М., 1988.

4. Афанасьев А.Н. Народ - художник: Миф. Фольклор. Литература. - М., 1986.

5. Белякова Г.С. Славянская мифология. - М., 1995.

6. Велесова книга. - М., 1994.

7. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. - М., 2003.

8.Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий. – Нижний Новгород, 1995.

9.Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. - Нижний Новгород, 1996.

8. Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. - Спб.,1996.

9. Коринфский А.А. Народная Русь. - Смоленск: Русич, 1995.

10.Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. – М., 2000.

11. Максимов С.В- Культ хлеба. - М., 1982.

12. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - СПб., 1994.

13. Мифологический словарь. - М., 1992.

14. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2Т. - М., 1982-1984.

15. Мифы древних славян. - Саратов, 1993.

16. Померанцева Е.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. - М., 1975.

17. Попович М.В. Мировоззрение древних славян. - Киев, 1985.

18. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М., 1987.

19.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1981.

20. Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М., 2001.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 3974 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...