Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Рассматривая вопрос о преемственности и взаимодействии культур, надо быть предельно осторожным, дабы не давать примитивных оценок культурного наследия, а с другой стороны, не утверждать принцип саморазвития культуры, когда культура превращается в независимый ни от каких процессов поток. В развитии культуры закон преемственности играет чрезвычайно важную роль, но его действие носит не абсолютно, а относительно самостоятельный характер. Преемственность в развитии культуры может быть следующей:
Здесь возникает еще одна проблема – проблема взаимодействия культур, которую тоже можно рассматривать как преемственность, но относящуюся уже к процессу развития не одной, а нескольких культур.
В исторической и философской литературе активно обсуждается вопрос о характере русской культуры в контексте ее взаимодействия с культурами Запада и Востока. Со времен славянофилов и западников споры о характере русской культуры и русского менталитета носят не только общекультурный, но и политический характер, отсюда – повышенная актуальность данной проблемы и в современных исторических условиях развития России.
Понятия “Запад” и “Восток”, сопоставляемые с Россией, выступают в этих спорах не как географические регионы, а как два особых типа цивилизационного и культурного развития. Запад – техногенная цивилизация, для которой характерно безудержное стремление к овладению силами и богатствами природы, ускоряющееся развитие технологической базы, непрерывное изменение социальных связей и отношений. Восток – традиционное общество и традиционная культура, характеризующиеся позицией невмешательства в природные процессы, установкой на адаптацию личности к сложившейся социальной среде, а не на ее преобразование. Что же такое российская культура? Вспомнив тех же славянофилов и западников, можно описать две концепции:
Каждая из этих концепций тяготеет к абсолютизации. У подобной абсолютизации есть отрицательные стороны: стремление к механическому заимствованию западного опыта, не учитывается воздействие русской культуры на западную, игнорируются восточные моменты и мотивы в русской культуре. Как реакция на категоричность данных концепций должна была появиться альтернативная, и она появилась. Россия представляет специфический тип культуры – евразийский, связанный с ее географическим положением, историческими особенностям России, взаимодействием с восточными и западными соседями. Евразийство как особая концепция социокультурного места России возникло в начале 20-х годов нашего века в среде русской эмиграции, пытавшейся разобраться в причинах произошедшего и представить перспективы дальнейшего развития России. Евразийцы считали, что на протяжении своего развития Россия впитывала различные элементы западной культуры. Особое место в культурно-историческом развитии России евразийцы отводят роли “азиатского элемента”. Азиатское воздействие глубоко вошло в ткань русской культуры.
Говоря о взаимодействии Востока и Запад, мы упомянули термин “цивилизация”. Представляется необходимым конкретизировать это понятие.
Вопросы для самопроверки
1. Какие виды преемственности в развитии культуры вы можете назвать?
3. Охарактеризуйте основные концепции взаимоотношений России с цивилизациями Востока и Запада.
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 334 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!