Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

3 страница. Главной тенденцией философии непротивления Толстого стал анализ основных противоречий жизни, выразившийся в своеобразном “сведении к абсурду” фактов



Главной тенденцией философии непротивления Толстого стал анализ основных противоречий жизни, выразившийся в своеобразном “сведении к абсурду” фактов современной действительности, выявлении всей ее неестественности, странности, неразумности и даже безумия насильственных форм жизни. Это обусловило новый поворот в философии непротивления Толстого, состоящий в рассмотрении противоречий жизни в свете соблазнов и суеверий человеческого сознания, как бы примиряющих человека с абсурдом его существования. Толстой ставит задачу сделать очевидными соблазны собственности, власти, семьи и т. д., объяснить их природу и наметить пути избавления от них. Именно эта тема, затронутая в трактате “Царство Божие внутри вас”, стала центральной на следующем этапе эволюции учения Толстого о непротивлении в конце 90-х годов. Итогом работы этого периода, завершившего разработку проблемы непротивления и положившего начало систематизации учения, стало сочинение “Христианское учение” (1897).

4. “Христианское учение” преследует двоякую цель. С одной стороны, - это первая серьезная попытка систематизировать свое учение, как оно сложилось к концу 90-х годов, дать сжатый очерк своего мировоззрения. С другой же стороны, в этой работе Толстой стремится исследовать причины, препятствующие проявлению любви и единению людей и постоянно подталкивающие человека к противлению злу силой. Обращение к проблеме препятствий, мешающих проявлению любви, продиктовано логикой всей предшествующей эволюции учения. Так, сочинение “О жизни” Лев Николаевич заканчивает рассмотрением блага любви, условиями его обретения и вытекающими из него ценностями. В свою очередь, трактат “Царство Божие внутри вас” заканчивается рассмотрением насильственных форм жизни с точки зрения “государственного гипноза”, общественного внушения, искажающего истину учения, препятствующего нормальному, естественному восприятию бедственного положения человека. Поэтому вполне закономерно, что в своем новом произведении Толстой рассматривает причины, препятствующие обретению блага любви.

Эти причины, или “препятствия к проявлению любви”, он называет грехами, соблазнами и суевериями.

“Христианское учение”, особенно в той его части, которая касается методов борьбы с препятствиями, мешающими проявлению любви, несет на себе отпечаток духовного опыта самого Толстого. В этом смысле перед нами образец целостного и завершенного учения, в котором в определенном смысле подводится итог религиозным и нравственным исканиям Толстого в области философии непротивления.

5. Уже на первом этапе развития принципа непротивления Толстой делает эпизодическую попытку вывести новое жизнепонимание за рамки учения Христа. «Для того, чтобы понять учение Христа о спасении жизни, надо, прежде всего, понять то, что говорили все пророки, что говорил Соломон, что говорил Будда, что говорили все мудрецы мира о личной жизни человека»[66]. В это же время, т. е. в период открытия евангельской истины непротивления, он записывает в “Дневнике” парадоксальную мысль: «Без Конфуция и Лао-Цзы Евангелие не полно»[67]. Наряду с этим Толстой ставит перед собой задачу “составить круг чтения”, включив в него таких мыслителей, как Эпиктет, Марк Аврелий, Лао-Цзы, Будда, Паскаль (запись в “Дневнике” от 12 марта 1884 г.). Очевидно, что уже в этот период Толстой стремится основать свое учение не столько на Евангелии Христа, сколько на “Евангелии всемирной мудрости”.

Однако воплотить этот свой замысел он смог только в 1903 г., когда непосредственно приступил к составлению сборника изречений “Мысли мудрых людей. На каждый день”. До конца жизни ему удалось создать еще три обширных сборника мудрых мыслей: “Круг чтения: мысли многих писателей об истине, жизни и поведении” (1904-1908); “На каждый день: учение о жизни, изложенное в изречениях” (1906-1910) и “Путь жизни” (1910). К жанру “мудрых мыслей” Толстой обратился неслучайно. Он полагал, что ему удалось найти совершенный язык для изложения и популяризации своего учения, поскольку мудрая мысль есть одновременно и разумное суждение, и эмоциональное побуждение к действию. Поэтому не удивительно, что итоговый труд Толстого написан в форме изречений и мудрых мыслей, т. е. на языке, в наибольшей степени соответствующем духу его учения.

Многолетняя работа по систематизации и классификации мудрых мыслей позволила Льву Николаевичу более адекватно оценить степень разработанности проблемы непротивления в мировой религиозно-философской традиции. К концу жизни (1908) Толстой уже ясно представлял себе, что идея непротивления в ее чистом, классическом виде внесена в мир учением Христа. То, что говорили на эту тему древние – “языческие” - мудрецы было в лучшем случае предощущением, предчувствием истины непротивления.

6. Главная задача, которую пытается решить Толстой в работе “Закон насилия и закон любви”, - это доказательство того, что закон любви не может допускать никаких исключений в виде насилия. «Допущение хотя какого бы то ни было исключения из требования исполнения закона любви уничтожает все значение, весь смысл, всю благодетельность закона любви, лежащего в основе и всякого религиозного и всякого нравственного учения»[68]. В конечном итоге Толстой приходит к полной абсолютизации основного принципа своего учения, рассматривая его как естественный и вечный закон человеческой жизни. «Исполнение в наше время высшего закона любви, исключающего насилие, так же неизбежно для нас, как неизбежен для птиц закон перелета, витья гнезд, закон питания растениями для травоядных и мясом для хищных животных, и всякое наше отступление от этого закона губительно для нас»[69].

III. Принцип неделания

Принцип неделания тесно связан с позицией непротивления. По мнению Толстого, не противиться злому может только тот, кто не имеет зла в себе и не способен делать зло другим. Не удивительно, что неделание становится одним из ключевых понятий философии непротивления: для того чтобы реакция непротивления стала естественным выражением чувств, человек должен последовательно сформировать соответствующую духовную установку.

Лев Николаевич рассматривает принцип неделания в системе своего религиозно-нравственного учения как этическое понятие. В целом, неделание в понимании Толстого имеет отрицательный и положительный акценты. Принцип неделания в его понимании представляет собой две взаимосвязанные характеристики. С одной стороны, неделание понимается как отказ от зла, греха. «Главное усилие, которое должен делать над собою человек для доброй жизни, это - то, чтобы не делать того, чего не должно делать»[70]. С другой стороны, отрицательное значение принципа неделания предполагает формирование положительного основания. В этом смысле неделание означает неустанное делание добра. Прежде чем начать делать добро, необходимо уметь воздерживаться от зла.

Таким образом, принцип неделания содержит в себе не только пассивный элемент отказа, но и конструктивное начало делания добра.

Неделание как отказ от зла представляет собой обоснование нравственного выбора, рациональную мотивацию свободы в принятии соответствующей духовно-нравственной системы ценностей.

Неделание как делание добра характеризуется следующими понятиями.

Воздержание. Оно понимается Толстым как такое поведение, которое позволяет “настраивать свой ум выше своих влечений - это и есть смысл воздержания”, “это не добродетель, а великое дело добродетели”. «Воздержание, - подчеркивает Лев Николаевич, - не означает подавление силы, не означает приостановки в добре, в проявлении любви или веры, наоборот, проявление силы духовной, препятствующей делать то, что человек считает дурным»[71]. Таким образом, воздержание - первая ступень в делании добра. Воздержание имеет следующие характеристики: 1) воздержание от страстей тела; 2) воздержание мысли: воздержание от злых мыслей и от лишних слов; 3) от безнравственной (греховной) деятельности.То есть воздержание требует от человека отказа от выражения зла не только в поведенческом, деятельном аспекте, но и на уровне мотивации. Само воздержание выступает при этом как одно из основных условий свободы. «Хочешь быть свободен - приучай себя воздерживаться в своих желаниях».

Усилие неделания. Согласно Толстому оно имеет отрицательный и положительный смыслы.

Отрицательное усилие неделания он усматривает, прежде всего, в том, чтобы стать свободным от внешней причинно-следственной зависимости. «Для того, чтобы наступило Царство Божие, людям нашего времени нужно одно: нравственное усилие... Усилие это не есть усилие движения, усилие открытия нового миросозерцания, новых мыслей и совершенно особенных новых поступков. Усилие, которое нужно для вступления в Царство Божие или в новую форму жизни, есть усилие отрицательное, усилие неследования за потоком, усилие неделания поступков, не согласных с внутренним сознанием»[72]. Отрицательное усилие неделания представляет собой основу для положительных усилий сознания, непосредственно проявляющихся в борьбе с грехами, соблазнами и суевериями.

Положительные усилия - это “усилия мысли”, которые предполагают следующие ступени: внушение, рост, воля.

Внушение формирует мотивационные установки сознания. Именно поэтому Толстой считает, что внушение - необходимое условие общественной жизни, которое требует от человека осторожности в его “сознательном употреблении”, ведь “большая часть ложных и вредных мнений распространяется и поддерживается внушением”, а человеку “свойственно усваивать те взгляды и мысли, которые разделяются людьми, живущими с ним”. Согласно Толстому, «большая часть поступков людей совершается не по рассуждению, даже не по чувству, а по бессознательному подражанию, внушению»[73]. Являясь важным фактором мотивации поступков, внушение может приводить к нравственно положительному и отрицательному результату, в силу чего “поступки, совершаемые по внушению могут быть добрые и злые”. Согласно Толстому, нравственные поступки - те, которые “совершены сознательно, по требованию совести”. Безнравственные большей частью совершаются по подражанию “внешнему чужому воздействию”, в основе которого - суеверие, лжеучение и т. д. Отрицательное внушение приводит к заблуждению разума, отклонению от истины. Лев Николаевич считает, что отрицательное внушение вменяется людям, психологически склонным к подражательству, не имеющих самостоятельной позиции. В определенном смысле такое положение вещей трагично, ибо человек отдает в собственность самое дорогое, что у него есть: свой разум, способность мыслить самостоятельно. «Кто не мыслит самостоятельно, тот находится под внушением другого, мыслящего за него. Отдать кому-нибудь в собственность свою мысль есть более унизительное рабство, чем отдавать кому-нибудь в собственность свое тело»[74]. С другой стороны, Толстой более сдержан в оценках поступков людей, склонных к внушению, в тех случаях, когда они заблуждаются. Он, таким образом, высвечивает ту опасность, которая возникает, если человек теряет самостоятельность и свободу. В то же самое время он подчеркивает, что именно эти обстоятельства «заставляют нравственного человека быть вдвойне строгим к словам, поступкам, которые могут воздействовать на других»[75].

Лев Николаевич приводит систему средств, помогающих преодолевать подобные состояния сознания и формирующие положительные усилия. Он считает, что человек, живущий в обществе, не может не зависеть от этого общества. Поэтому как член общества человек обязан: а) не подчиняться бессознательно общественному воздействию в нравственной деятельности; б) доверять собственному разуму, основываясь на собственном мнении («быть готовым воспринимать мысли и убеждения других, но твердо держаться священного права собственного суждения, воспринимать побуждения от других, но действовать по требованию своей души"; действовать с другими, но следовать своей совести: уметь соединять уважение к мнению других и самоопределение»; [76] в) определять мотивацию своего поступка, исходя из нравственного примера: «Нет ничего заразительнее примера. Он заставляет нас совершать поступки, которые мы никогда не совершили бы без воздействия примера. И потому общение с развратными, чувственными и жестокими людьми губит душу. И наоборот» [77]; г) понимать, что нравственное внушение и усилие тесно взаимосвязаны: “благотворное внутреннее последствие всегда сопутствует усилию”.)

Ключевым понятием и главным средством борьбы выступает здесь “усилие сознания”. «Чтобы раскрыть для самого себя свою душу, человеку нужно делать усилия сознания; и потому в этих усилиях сознания главное дело жизни человека. Только усилиями сознания человек может избавиться от грехов, соблазнов и суеверий, лишающих его блага». [78]

Духовный рост - это тяжелый труд, который способствует нравственному росту личности, ее самосовершенствованию. Толстой, утверждая примат деятельности в настоящем, связывает начальную позицию усилия сознания с неделанием. В первом случае он говорит о “творении добра” в настоящем; во втором - о свободе воздержания от зла. При этом Лев Николаевич полагает, что «усилие нужно для делания добра, но еще нужнее для воздержания от зла» [79].

Воля - это возможность избавиться от грехов, соблазнов и суеверий “телесными усилиями”, этого можно достичь только усилиями мысли: “все великие перемены в жизни человека и всего человечества и совершаются в мысли”. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, считает Толстой, должна произойти, прежде всего, перемена мысли. Для того чтобы произошла умоперемена, необходимо усилие. Таким образом, усилие в его положительном значении - одна из важнейших категорий религиозно-нравственного учения Толстого.

Анализ религиозно-нравственных работ Толстого дает возможность выделить следующую структуру понятия “усилие” в его отрицательном и положительном значениях: а) усилие в воздержании от зла; б) усилие в делании добра.

Усилие в воздержании от зла. Умоперемена возможно только тогда, когда человек совершает усилие в изменении прежних привычных представлений о жизни. Усилие мысли необходимы для того, чтобы контролировать направление своих мыслей к нравственному началу, воздерживаясь, таким образом, от зла. «Работай над очищением мысли, если у тебя не будет других мыслей, то не будет и дурного поступка». «Точно также нельзя нам воспрепятствовать дурным мыслям промелькнуть в голове нашей, но в нашей власти не давать им свить себе там гнездо, чтобы высиживать и выводить злые поступки»[80].

Усилия мысли характеризуются вниманием к совершению поступков: “Будь внимателен к тому, что делаешь, и ничего не считай недостойным внимания”. Внимание вырабатывает привычку к нравственным мыслям и поступкам. Лев Николаевич считает, что привычку саму по себе “никогда нельзя признать добром, даже привычку к добрым поступкам”. Привычка к добрым поступкам всегда связана с усилием, ведь “добро только то, что добывается усилием”. Тем не менее, необходимо постоянное, неукоснительное добросовестное исполнение простых обязанностей, привычное делание которых должно быть связано с нравственным чувством. Все это есть “действительное средство самосовершенствования” при “постоянном терпеливом усилии, руководимом мудрым рассуждением”. Усилие мысли помогает определить нравственную позицию: «Когда определится взгляд на вещи, то будет определено знание, когда приобретено знание, то воля будет стремиться к правде, когда стремление воли удовлетворено, то сердце сделается добрым»[81].

Разработку понятия усилия сознания Толстой предпринял еще в трактате “Царство Божие внутри вас”. “Усилие сознания” рассматривается им как целостная духовная установка в борьбе со злом. Объясняя смысл и назначение “усилия” Лев Николаевич прибегает к аналогии из области сна: «Мы делаем усилие проснуться и действительно просыпаемся, когда сон становится ужасен и нет уже больше сил переносить его. То же надо делать и в жизни, когда она становится невыносима. В такие минуты надо усилием сознания проснуться к новой, высшей, духовной жизни»[82].

Главный вопрос, характеризующий смысл усилия сознания: заключается в возможности человека сделать такое усилие, так как человек чаще всего не может изменить течение событий, поставить под контроль сознания, “управлять” образами сновидений. Главная проблема, в связи с этим, - это проблема свободы воли как условия практической реализации усилия сознания. Толстой ставит возможность свободы в зависимость от внутренних причин, которыми человек руководствуется в своих поступках. Человек, несвободный в своих поступках, всегда чувствует себя свободным в том, что служит причиной его поступков, - в признании или непризнании истины. Так, человек, совершив под влиянием страсти поступок, противный сознаваемой истине, остается все-таки свободным в признании или непризнании ее, т. е. может, не признавая истину, считать свой поступок необходимым и оправдывать себя в совершении его, и может, признавая истину, считать свой поступок дурным и осуждать себя в нем.

Таким образом, свобода есть возможность признания или непризнания истины: человек может, признавая открывшуюся ему истину и исповедуя ее, стать свободным и радостным деятелем “вечного и бесконечного дела”, совершаемого Богом или жизнью мира; или же может, не признавая этой истины, сделаться рабом ее и быть “насильно и мучительно влекомым туда, куда он не хочет идти”. Толстой замечает при этом, что не каждая истина может служить предметом свободного выбора - признания или непризнания. Он приводит три рода истин. 1) Истины, которые давно признаны или самим человеком, или переданы ему воспитанием и приняты им на веру; следование им стало для человека привычкой, второй природой. 2) Второй род истин - интуитивные “бессознательные предчувстви” вероятных событий и процессов. «Человек, - полагает Лев Николаевич, - одинаково несвободен в непризнании первых и в признании вторых». 3) Истины, которые не стали еще для человека бессознательным мотивом деятельности, но вместе с тем «уже с такою ясностью открылись ему, что он не может обойти их и неизбежно должен так или иначе отнестись к ним: признать или не признать их. По отношению этих-то истин и проявляется свобода человека».

В результате исследования границ человеческой свободы Толстой приходит к выводу, что возможность усилия сознания коренится в свободе признания и выбора духовных истин. Лев Николаевич подчеркивает, что свобода проявления усилия сознания определяется тем фактом, что духовная, истинная жизнь человека протекает только в настоящем времени. Только “в мгновении настоящего человек всегда свободен” и “только в настоящем проявляется свободная божественная сила жизни”. Поэтому «только в мгновении настоящего человек может сделать то усилие, которым берется Царство Божие и внутри, и вне нас»[83].


Заключение

религиозное нравственное учение толстой

Целью данной работы было исследование основных положений религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого. Для того чтобы ее достичь нужно было проанализировать метафизическую и этическую составляющую системы Толстого. В первой главе была рассмотрена метафизическая основа учения, разобраны ее основные положения – вера, душа и Бог, следовательно, первая задача была выполнена. Во второй главе мы проанализировали базис, на котором строится толстовская этика – принципы любви, неделания и непротивления, решив тем самым вторую задачу. Таким образом, через последовательное выполнение задач мы достигли цели работы – исследовали основные положения религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого.

Размещено на Allbest


[1] Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 39. Статьи 1893-1898. Религия и нравственность. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - С. 11

[2] Там же.

[3] В.Н. Ильин. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. - СПб.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2000. - С. 148.

[4] Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 41. Круг чтения: избранные, собранные и расположенные на каждый день Львом Толстым мысли многих писателей об истине жизни и поведении 1904-1908. Т. 1. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - С. 264

[5] Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 24. Соединение и перевод четырех Евангелий. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - С.12

[6] Указ.соч. С.13

[7] Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 45. Путь жизни. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. – С.425

[8] Л.Н. Толстой. Соединение и перевод четырех Евангелий. С.14

[9] Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 23. Произведения 1879-1884. Исповедь. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - С.35

[10] Указ.соч. С.48

[11] Л.Н. Толстой. Круг чтения. Т. 1. С.318

[12] Л.Н. Толстой. Круг чтения. Т. 1. С.77

[13] Указ.соч. С.107

[14] Л.Н. Толстой. Путь жизни. С.33

[15] Там же.

[16] Л.Н. Толстой. Путь жизни. С.32

[17] Указ.соч. С.38

[18] Указ.соч. С.47

[19] Указ.соч. С.48

[20] Л.Н. Толстой. Путь жизни. С.50

[21] Там же.

[22] Указ.соч. С.52

[23] Горький М. Лев Толстой // Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. Т.2 - М.: Художественная литература, 1978. С. 461

[24] Л.Н. Толстой. Путь жизни. С.62

[25] Указ.соч. С.60

[26] Л.Н. Толстой. Круг чтения. Т.2. С.292

[27] Л.Н. Толстой. Путь жизни. С.60

[28] Л.Н. Толстой. Круг чтения: Т.1. С.305

[29] Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 52. Дневники и записные книжки 1891-1894. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. – С.48

[30] Л.Н. Толстой. Путь жизни. С.71

[31] Л.Н. Толстой.. Исповедь. С.46

[32] Л.Н. Толстой. Круг чтения. Т.2. С.235

[33] Л.Н. Толстой. Путь жизни. С.15

[34] Л.Н.Толстой. Круг чтения. Т.1 С.36

[35] Указ соч. С. 151

[36] Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 50. Дневники и записные книжки 1888-1889. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. – С.142

[37] Указ.соч. С.143

[38] Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 37. Произведения 1906-1910. Закон насилия и закон любви. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. – С.167

[39] Л.Н. Толстой. Путь жизни. С.84

[40] Указ.соч. С.83

[41] Л.Н. Толстой. Путь жизни. С.91

[42] Указ.соч. С.98

[43] Указ.соч. С.91

[44] Л.Н. Толстой. Соединение и перевод четырех Евангелий. С. 242

[45] Там же.

[46] Л.Н. Толстой. Соединение и перевод четырех Евангелий. С. 242

[47] Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 63. Письма 1880-1886. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - С. 390

[48] Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 65. Письма 1890-1891. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - С. 44

[49] Л.Н.Толстой. Полное собрание сочинений. Том 65. Письма 1890-1891. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. – С.202

[50] Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 23. Произведения 1879-1884. В чем моя вера? – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. – С.306

[51] Л.Н.Толстой. В чем моя вера? С.210

[52] Л.Н. Толстой. В чем моя вера? С.313

[53] Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 26. Произведения 1885-1889. О жизни. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - С.326

[54] Указ.соч. С.345

[55] Указ.соч. С.347

[56] Указ.соч. С. 375

[57] Л.Н. Толстой. О жизни. С.392

[58] Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 51. Дневник 1890. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. – С.98

[59] Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 28. Царство Божие внутри вас, или Христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - С.1

[60] Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 51. Дневник 1890. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. – С.89

[61] Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Т. 65. Письма 1890-1891. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. – С.187.

[62] Л.Н. Толстой. Царство Божие внутри вас, или Христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание. С.146

[63] Там же.

[64] Л.Н. Толстой. Царство Божие внутри вас, или Христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание. С.77

[65] Л.Н. Толстой. Царсво Божие внутри вас, или Христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание. С.90

[66] Л.Н. Толстой. В чем моя вера? С.385

[67] Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 49. Записки христианина, дневники и записные книжки 1881-1887. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. – С.74

[68] Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 37. Произведения 1906-1910. Закон насилия и закон любви. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. – С.170

[69] Указ.соч. С.211

[70] Л.Н. Толстой. Путь жизни. С.344

[71]Л.Н. Толстой. Т.1. Круг чтения. С.341

[72] Л.Н. Толстой. Путь жизни. С.353

[73] Л.Н. Толстой. Круг чтения. Т.2. С.80

[74] Указ.соч. С.184

[75]Л.Н. Толстой.Круг чтения. Т.1. С.552

[76] Указ.соч. Т.2. С.184

[77] Указ.соч. С.183

[78] Л.Н. Толстой. Путь жизни. С.318

[79] Л.Н.Толстой. Круг чтения. Т.1. С.19

[80] Л.Н. Толстой. Круг чтения. Т.2. С.61

[81] Там же.

[82] Л.Н. Толстой.Путь жизни. С.320

[83] Л.Н. Толстой. Путь жизни. С.333

41.

Освидетельствование - это осмотр тела живого лица: потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого. Оно производится по постановлению следователя с целью обнаружения важных для расследуемого дела доказательств, а также установления скрытых под одеждой особых примет (татуировок, шрамов, родимых пятен и др.). При необходимости для участия в освидетельствовании привлекается врач и специалист-криминалист. Если при освидетельствовании осматриваются открытые части тела (лицо, руки), следователь, понятые могут быть любого пола, а при обследовании скрытых частей они должны быть одного пола с освидетельствуемым. Освидетельствование начинается с ознакомления лица (потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого) с постановлением, затем, если в этом есть необходимость, ему предлагают раздеться и обследуют его тело. В зависимости от обстоятельств дела обращается внимание на наличие и характер телесных повреждений, которые могли образоваться в связи с совершением преступления (царапины, следы зубов, кровоподтеки). При обнаружении их фотографируют с применением масштабной линейки. Если освидетельствование проводится в связи с расследованием убийства, изнасилования или других половых преступлений, то при его проведении обращается внимание на наличие на теле освидетельствуемого крови, спермы, других выделений, выявление которых облегчается при применении ртутно-кварцевой лампы. По данной категории дел необходимо брать содержимое из-под ногтей, где в дальнейшем при производстве экспертизы могут быть обнаружены частицы крови, кожи, волокна одежды. При освидетельствовании подозреваемых по делам о кражах следует обращать внимание на пятна технико-криминалистических следообразующих веществ, которыми часто блокируются объекты с материальными ценностями. При попадании на тело они длительное время сохраняются и легко могут быть обнаружены в ультрафиолетовых лучах. Целесообразно также у таких подозреваемых брать мазки из ушных раковин и содержимое из-под ногтей. Освидетельствование часто сочетается с осмотром одежды, на которой могут быть обнаружены такие же следы, как и на теле. В этом случае составляется единый протокол освидетельствования и осмотра одежды. К нему прилагаются фотоснимки телесных повреждений, особых примет (татуировок, родинок, шрамов) и изъятых вещественных доказательств. При обнаружении телесных повреждений освидетельствуемый может быть направлен на судебно-медицинскую экспертизу для получения заключения о механизме и времени их образования, степени тяжести, возможности их причинения при обстоятельствах, связанных с расследуемым событием.

Приступая к допросу на очной ставке, следователь спрашивает ее участников, знают ли они друг друга и каковы их взаимоотношения — это играет существенную роль для оценки показаний, полученных на очной ставке. Чаще всего последняя проводится между лицами, либо знакомыми ранее, либо видевшими друг друга в тот момент, когда происходило преступление.

Очная ставка начинается с того, что следователь предлагает допрашиваемым поочередно дать показания о тех обстоятельствах, для выяснения которых она проводится. После этого следователь задает вопросы каждому из допрашиваемых. Участники очной ставки, с разрешения следователя, могут задавать вопросы друг другу.

Тактика очной ставки зависит от характера расследуемого дела, процессуального положения и нравственно-психологических свойств допрашиваемых, их взаимоотношений и других факторов. Однако решающее значение имеет причина возникновения существенных противоречий в показаниях допрашиваемых лиц. Они могут быть результатом добросовестного заблуждения либо заведомой лжи одного или обоих участников очной ставки.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 268 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...