Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Звукове оточення. 3 страница



Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть либо спокойным, релаксирующим, либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии. В процессе групповой психокоррекции активность клиента может стимулироваться с помощью различных дополнительных заданий. Например, 1) клиенту предлагается постараться понять, у кого из членов группы эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; 2) из имеющейся фонотеки подобрать собственный музыкальный портрет, т.е. произведение, отражающее эмоциональное состояние кого-либо из членов группы. При групповой психокоррекционной работе используется активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Клиентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Исполнение музыкальных произведений также имеет хороший коррекционный эффект, способствуя созданию доверительной теплой атмосферы. Для использования активного варианта музыкотерапии нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, марокасы, цимбалы и пр. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка, например трудный разговор с кем-либо из лиц ближайшего окружения. Клиент выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог. Обсуждение идет таким же образом, как и при проведении других техник. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Целью использования данного приема является создание соответствующей эмоциональной атмосферы, необходимой для функционирования группы, снижения уровня напряжения, скованности, отчужденности, создание сплоченности, формирование сотрудничества, взаимопонимания, эмоционального контакта. Групповая пассивная музыкотерапия проводится в форме регулярного (2 раза в неделю) группового (6-8 человек) прослушивания произведений инструментальной классической музыки. Цель прослушивания - изменить настроение клиентов, отвлечь их от переживаний, уменьшить тревогу.     36. Методи та прийоми рецептивної музикотерапії. Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. В комплексных коррекционных воздействиях музыкотерапия может использоваться в различных формах. Различают три формы рецептивной психокоррекции: коммуникативную, реактивную и регулирующую: 1. Коммуникативная - совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимание и доверия, это наиболее простая форма музыкотерапии, имеющая своей целью установление и улучшение контакта психолога с клиентом. 2. Реактивная, направленная на достижение катарсиса. 3. Регулятивная,способствующая снижению нервно-психического напряжения. Рецептивная музыкотерапия может проводиться в форме пассивного и активного прослушивания, что определяется особенностями групповой дискуссии, возникающей в процессе музыкотерапии. Чаще всего используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Клиенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушиваются, как правило, три произведения или более-менее законченных отрывка, каждый по 5-10 мин. Программа музыкальных произведений строится на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпов с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроение клиентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку. Его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни клиента. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени обсуждению переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у клиента. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть либо спокойным, релаксирующим, либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии. В процессе групповой психокоррекции активность клиента может стимулироваться с помощью различных дополнительных заданий. Например, 1) клиенту предлагается постараться понять, у кого из членов группы эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; 2) из имеющейся фонотеки подобрать собственный музыкальный портрет, т.е. произведение, отражающее эмоциональное состояние кого-либо из членов группы. При групповой психокоррекционной работе используется активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Клиентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Исполнение музыкальных произведений также имеет хороший коррекционный эффект, способствуя созданию доверительной теплой атмосферы. Для использования активного варианта музыкотерапии нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, марокасы, цимбалы и пр. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка, например трудный разговор с кем-либо из лиц ближайшего окружения. Клиент выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог. Обсуждение идет таким же образом, как и при проведении других техник. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Целью использования данного приема является создание соответствующей эмоциональной атмосферы, необходимой для функционирования группы, снижения уровня напряжения, скованности, отчужденности, создание сплоченности, формирование сотрудничества, взаимопонимания, эмоционального контакта. Групповая пассивная музыкотерапия проводится в форме регулярного (2 раза в неделю) группового (6-8 человек) прослушивания произведений инструментальной классической музыки. Цель прослушивания - изменить настроение клиентов, отвлечь их от переживаний, уменьшить тревогу.       37. Реабілітаційна робота соціального педагога з девіантними підлітками засобами музики. Отклоняющееся поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормой психического здоровья, права, культуры и морали. проявление в таких формах поведения, как употребление алкоголя, наркотических средств, агрессивном и противоправном поведении, суицидах. Причин девиантного поведения много, но я, как учитель музыки выделяю следующие: - недостаток внимания и любви к ребёнку со стороны взрослого окружения (семья, школа) - низкая духовная культура таких подростков - потребность в эмоциональной разрядке, характерной для большинства подростков. Слушая и исполняя песни наших бардов, песни умные, искренние, дети повышают свою духовную культуру. Объединяясь в ансамбль, они находят друзей, единомышленников, обсуждают и выбирают репертуар, спорят, критикуют, разучивают песни, наполняя их своими эмоциями. Это «буря и натиск», по выражению Стенли Холла дает яркую эмоциональную разрядку. Подростки – страстные поклонники музыки, она для них самое главное и доступное искусство. Интерес ребят к современной музыке обусловлен в первую очередь тем, что многие подростки пытаются выразить через музыку своё отношение к жизни. Ищут и находят в музыке, а вместе с тем и в себе добро, нежность, ласку, а также юмор, радость – то, чего они так хотят иметь в жизни. слушать и исполнять песни в одиночестве – это не для подростка. Ведь поведение подростков коллективно-групповое, им нужны друзья. В группы их объединяет совместное увлечение творчеством, обмен информацией, поиски единомышленников. Образный мир песен, вызывающих интерес у подростков, очень разнообразен. Прежде всего, это доверительное, искреннее обращение к личности, которая жаждет, что бы её поняли и откликнулись на неожиданно возникшие взрослые проблемы. Подросток остро-негативно отнесётся к песне, почувствовав в ней назидательность. Для него особенно важен характер эмоционального переживания в песне. Музыкотерапияиспользуется для лечения эмоциональных нарушений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, коммуникабельности и проч. Выделяют аспекти лечебного использования музыки в психотерапии детей и подростков. 1. Непосредственное «лечебное воздействие» музыки на нервно-психическую сферу больных при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением игр, воспитательных мероприятий или режимных моментов, специальной психотерапевтической ориентацией традиционных занятий с детьми. Катарсическую направленность имеют занятия лепкой, рисованием в сопровождении выразительной и драматически насыщенной сонатной музыки (прием «Рисунок музыки»), пластическое самовыражение в свободном танце под музыку Сен-Санса(«Карнавал животных»), П.И. Чайковского («Детский альбом»), Грига («Шествие гномов»), Бизе – Щедрина («Кармен-сюита»). В динамической и изобразительной экспрессии, не ограниченной жесткими инструкциями, могут непроизвольно всплывать вытесненные конфликты, страхи, агрессия, что имеет собственно терапевтическое (осознание, отреагирование) и диагностическое значение.Пассивное слушание музыки в этом возрасте возможно лишь при засыпании, во всех же остальных случаях восприятие мелодии и ритма сопровождается у детей мимическими движениями, жестикуляцией, отбиванием такта, вокализацией т.п. В более старшем возрасте восприятие музыки возможно в обычном (естественном) или пассивно расслабленном состоянии. При этом реактивная музыкотерапия, направленная на отреагирование, разрешение патологического аффекта, провокацию аутокатарсиса, осуществляется в процессе систематического прослушивания музыки, вначале соответствующей эмоциональному состоянию пациента (печальной, тревожной, напряженной или бравурной), а затем более спокойной и сдержанной, но с радостной и оптимистической мелодией. Это обеспечивает «аффективное подхватывание», а затем постепенное выравнивание патологического настроения пациента за счет «аффективного моделирования». Психотерапевт здесь выступает в роли своего рода «психотерапевтического диск-жоккея». можно использовать запись звуков природы (море, лес, гроза, дождь и т.п.) в рамках самостоятельной либо сочетающейся со звучащей мелодией звуко- и ритмотерапией. Эмоциональный характер музыки связан с такими компонентами музыкальной выразительности, как тембр, ритм, динамика, инструментовка и т.п., особенно в современной музыке. Для моделирования той или иной эмоции они являются хотя и важными, но все же дополнительными моментами. Произведения, не относящиеся к серьезной музыкальной классике, могут быть использованы как материал для музыкотерапии с не меньшим эффектом, особенно в детской и подростковой практике. Помимо пассивного восприятия произведений подросткам, владеющим музыкальным инструментом, предлагается для музицирования специально подобранный терапевтический материал. 40. Реабілітаційна робота соціального педагога з людьми, почувающими себе самотньо засобами музики. Не секрет, что одиночество, знакомое каждому из нас, вызывая депрессию, ухудшает состояние здоровья и самочувствие. И музыка здесь - великий лекарь. Хотя она рождается в полном уединении, когда композитор остаётся с глазу на глаз со своим инструментом или с нотным листом, этот вид искусства, как никакой другой, объединяет людей. Музыка - «язык» общения духовно и эстетически близких личностей. Поэтому каждый слушающий ту или иную мелодию не одинок, он соприкасается с судьбой её создателя и находит в нём друга. Мы не застрахованы от стресса, и неожиданного желания побыть в одиночестве, а музыка помогает нам пережить это и восстановить эмоциональное равновесие. Музыкотерапия способна незаметно избавить нас от разрушающих изнутри агрессивных эмоций, для этого идеально произведение Стравинского «Весна священна», а также увертюра Римского-Корсаково «Псковитянка» и экспрессивная музыка Бартока («Деревянный принц», «Чудесный мандарин»). Изучение музыки как средства против депрессии и стресса осуществлял французский музыкант М. Жос. Его исследования позволили подбирать музыку к определенному психотипу человека, его возрасту и другим критериям. Лечение музыкой оказалось очень эффективным, и во Франции появились целые больницы для применения музыкотерапии – в них лечили не только депрессивные состояния, но и более серьезные расстройства, а именно шизофрению и психозы. Методика Жоса – это пара сеансов музыкотерапии в неделю, каждый из них состоит из трех произведений: первое грустное, второе нейтральное, а третье обладающее достаточно сильным эмоциональным воздействием, создавая нужное настроение. Сеанс музыкотерапии против стресса и депрессивного состояния по методике Жоса для людей 20 – 30 лет, который дает великолепные результаты, выглядит так: 1. Фрагмент концерта №2 С.Рахманинова (1 ч) 2. Ария из сюиты №3 И. Баха 3. Короткий фрагмент первой части концерта №1 П. Чайковского. Занятие по музыкотерапии с правильно подобранными музыкальными композициями хотя бы раз в неделю, поможет избавиться от плохого настроения, а значит, сделает вашу жизнь и жизнь ваших близких легче и светлее.     38. Реабілітаційна робота соціального педагога з літними людьми засобами музики. У процесі прослуховування музичного добутку іде напруга, знімаються багато негативних почуттів. Головними критеріями для добору музичних добутків є: спокійний темп; відсутність дисонансів і напружених кульмінацій у розробці музичної теми; їхня мелодійність і гармонійність. Музикотерапія -- це технологія соціокультурної реабілітації, що використовує різноманітні музичні засоби для психолого-педагогічної і лікувально-оздоровчої корекції особистості людини старшого віку, розвитку її творчих здібностей, розширення кругозору, активізації соціально-адаптивних здібностей. Для реабілітаційних цілей використовується музика різних жанрів, що іноді виступає не тільки як самостійний засіб, але і як доповнює елемент до основної діяльності (ліплення, малювання, театр і ін.). Музика часто відповідає вже наявному чи настрою здатний змінювати його в позитивну сторону. Основними задачами коррекційнних музично-ігрових занять є стимуляція потенційних можливостей, подолання труднощів соціальної адаптації відповідно до можливостей людини. Через те, що рухова активність під музику підсилює обмін речовин в організмі, підвищує загальний тонус, поліпшує діяльність серцево-судинної системи, регулює нервову діяльність, розвиває фізичні здібності, музичне виховання з повною впевненістю можна розглядати як один з важливих факторів у процесі реабілітації і соціальної адаптації людей старшого віку. Спів збагачує людей з фізичними недоліками новими враженнями, розвиває ініціативу, самостійність і одночасно коректує активність психічних процесів. У кожне заняття варто включати музично - ритмічні вправи розвиваючого характеру і вправи для розвитку окремих частин тіла, що сприяють корекції порушень ритмічності рухів, координації рук і ніг, удосконалюванню різних видів ходьби і бігу. У структуру музичного заняття корисно включати вправи на розвиток музичних здібностей: координацію слуху і голосу, голосу і рухів, міміки і жестів, емоційної виразності. Слухання музики і співу жадають від літньої людини визначеної розумової, фізичної і психічної напруги. Тому доцільно постійно переключати її увагу на різні види музичної діяльності. Гра на брязкальцях, тріскачках, музичних молоточках, металофоні, сопілочках зв'язана з розвитком дрібної моторики пальців рук, координацією слуху і рухів.     39. Реабілітаційна робота соціального педагога з онкохворими засобами музики. Согласно результатам исследования пение, игра на музыкальном инструменте и даже прослушивание музыки могут помочь онкобольным немного побороть свой страх и в целом улучшить качество их жизни. музыкотерапия также уменьшает боль, оказывает положительное влияние на настроение больного, его артериальное давление, частоту сердечных сокращений и частоту дыхания. Кроме того, ее можно использовать в дополнение к медикаментозному лечению и другим стандартным методам лечения. На сегодняшний день пока еще не известно, какой вид музыкотерапии наиболее эффективный. Однако ученые пришли к выводу, что музыка более благотворно влияет на пациентов, если подобрана в соответствии с их музыкальными предпочтениями, либо в случае, когда учитываются способности больного сочинять музыку. Например, в исследованиях, где использовали заранее записанную музыку, большинство онкобольных могли выбрать любимый жанр из нескольких предложенных, а именно музыку нью-эйдж, классическую музыку, рок или кантри. занятия музыкой, либо обычное ее прослушивание заметно эффективнее понижали у пациентов степень тревоги, чем привычные методы лечения. Некоторые случаи показывали, что музыкальная терапия уменьшала боль, улучшала настроение, действительно стабилизировала артериальное давление, и нормализовала частоту сердечных сокращений. Ученым пока не удалось определить, какого типа музыка наилучшим образом воздействует на пациентов. При таком лечении не может быть использован принцип выбора определенного жанра для воздействия на определенную болезнь.   41. Реабілітаційна робота соціального педагога з людьми з особливими потребами засобами музики. Сучасні наукові дослідження і практика в системі соціальної роботи та соціальної педагогіки аргументують основну філософію життя: дитина з особливими потребами може і має бути такою ж щасливою, як і кожна інша. І якими б не були фізичні, розумові чи психічні обмеження, у дитини завжди є резерви розвитку, використання яких суттєво поліпшує якість її життя. Дітям з функціональнми обмеженнями музикотерапія допомагає збагатити знання про оточуючий світ, прищепити любов до мистецтва, навчити слухати та розуміти музику, підтримувати внутрішню гармонію та відкрити в собі глибоку духовну природу. Здатність музики моделювати поведінку дає можливість оволодівати навичками самоконтролю і в проблемних ситуаціях реагувати найбільш сприятливо для себе і для оточуючих. Однією з основних цілей музикотерапевтичних занять у соціально-педагогічній роботі з дітьми-інвалідами — інтеграція дитини в соціальну групу, оскільки в музичній співтворчості добре випрацьовуються різні комунікативні навички, усувається підвищена соромливість, формується витримка і самоконтроль. У соціально-педагогічній роботі з дітьми з різними функціональними обмеженнями також використовується музикотерапія. Грамотно підібрана музика сприяє загальній гармонізації психічних станів дітей. Засоби музикотерапії здатні сприяти загальному розвитку особистості дитини, включенню в соціальні цінності. Емоційність і розвинений музикальний слух надають змогу дітям із різними порушеннями в доступній формі відгукнутися на позитивні почуття і вчинки, допомагають активізувати розумову діяльність, постійно вдосконалюючи рух до загального оздоровлення всього організму в цілому. Методичні особливості використання музикотерапії в соціально-педагогічній роботі з дітьми-інвалідами вимагають постійного вдосконалення та інноваційних пошуків, «ювелірного» застосування особистісно-орієнтованого підходу та врахування багатьох соціально-динамічних чинників сьогодення. Як психологічні механізми коригувальної дії музикотерапії дослідники вказують: катарсис — емоційну розрядку, регулювання емоційного стану; полегшення усвідомлення власних переживань; конфронтацію з життєвими проблемами; придбання нових засобів емоційної експресії. Залежно від активності клієнтів, міри їхньої участі у музикотерапевтичному процесі і поставлених завдань музикотерапія може бути представлена у формах: активної — коли клієнти активно виражають себе в музиці і пассивною — коли клієнтам пропонують лише прослухати музику. Пасивна музикотерапія має таку форму корекції як регулятивна, що сприяє зниженню нервово-психічного напруження. При груповій психокорекційній роботі використовується активний варіант музикотерапії. Для використання активного варіанта потрібен набір нескладних музичних інструментів: дзвіночки, барабан, цимбали. Клієнтам пропонуються певні ситуації, теми, схожі із темами програвання ролей, малюнка. Клієнт вибирає музичний інструмент і інструмент для свого партнера, і потім за допомогою звуків створюється діалог. Практика роботи відділень та центрів реабілітації підтверджує: чим раніше починаються заняття музикотерапії, тим ефективніше їх психокорекційна дія на дитину. Корисність музикотерапії в роботі з дітьми з обмеженими можливостями полягає в тому, що вона допомагає зміцнити довіру, взаєморозуміння поміж учасниками процесу; прискорює прогрес терапії, оскільки внутрішні переживання легше виражаються за допомогою музики, ніж при розмові; музика підсилює увагу до відчуттів, слугує матеріалом, що підсилює усвідомлення; побічно підвищується музична компетенція, виникає відчуття внутрішнього контролю і порядку та ін. Таким чином, групова та індивідуальна, пасивна та активна музикотерапія в соціально-педагогічній роботі з дітьми з обмеженими можливостями здоров’я необхідна як спосіб емоційної дії з метою корекції наявних фізичних і розумових відхилень, як спосіб комунікації й соціалізації, а також як один із можливих способів пізнання світу. Музикотерапія може бути включена в індивідуальну програму розвитку дітей-інвалідів в поєднанні з іншими видами корекційної роботи та з успіхом використовуватися в установах соціальної сфери.                                                        


Звукове оточення.

Альфред Томатіс довів, що формування людини ще в утробі матері відбувається під дією звуку. Тому перший орган, який з”являється у дитини — це вухо. Через нього малюк чує маму. А звуки зовнішнього світу сприймає через хребет. У перші 3-4 роки життя людини (включаючи 9 місяців внутрішньоутробного розвитку) закладається основа особистості й долі людини. Бо мозок формується до 4 років: 80% нейронів складаються в певні з”єднання.

Доведено, що ендорфіни виділяються лише під дією звуків високої вібрації: колискова матері, спів пташок, класична музика тощо. ендорфіни — гормонів «задоволення», які продукуються нашим мозком. Саме вони регулюють всі процеси в організмі. Якщо їх недостатньо, людина починає депресувати і хворіти.

Якщо ж людина перебуває в оточенні низькочастотних звуків: шум транспорту, побутової техніки, базару тощо виділення ендорфінів блокується.

Гордон Шоу і його колега з Каліфорнійського університету нейробіолог Марк Боднер за допомогою сканування головного мозку з”ясували, що класична музика активізує всі ділянки кори головного мозку (під час прослуховування рок- чи попмузики такого ефекту не спостерігалося). Тому музикотерапевти у більшості застосовують саме класичну музику.

Доведено, що серед багатьох композиторів особливо виділяється творчість Моцарта. Довгий час не могли пояснити: чому. Але потім все ж таки розгадали секрет цього феномену. Музика цього композитора звучить в особливому ритмі: 30 секунд крещендо (звук наростає) і 30 секунд демендуендо (звук спадає). Саме в такому ритмі у нормі працює і нервова система: 30 секунд напружується, 30 секунд розслабляться. Через деякий час прослуховування творів цього композитора людина відчуває, що з її душі спадає тяжкість, поліпшується настрій, минає тривожність. Одночасно гармонізуються і фізіологічні процеси організму.

ЗВУКИ ПРИРОДИ ТАКОЖ ЛІКУЮТЬ

- В записах на ваших музикотерапевтичних дисках ви поєднуєте класичні твори, разом зі звуками природи.

- Річ у тім, що спів пташок, цвіркунів, дельфінів, звуки дощу, водопаду, океану, вітру та багатьох інших тварин і стихій мають високі благотворні частоти. Цікаво, що кожен з них відрізняється ще й своєю “спеціалізацією”. Приміром, цвірчання цикад має 5 тис. Гц. Саме на такій частоті працює шлунок. Тому якщо під час обіду включати диск з музикою, на яку накладено спів цих комах, можна позбутися розладів травлення, поліпшити роботу шлунку. Доведено, що цей звук посилює процес засвоєння корисних речовин в 700 разів.

На мозок, ендокринну систему благотворно впливає частота 8 тис. Гц. Її “видають” пташки і дельфіни. Ось чому люди інтуїтиво так прагнуть весною на природу, коли птахи починають співати, ось чому вони так люблять дельфінів. Під їх спів відбувається відновлення мозку і роботи всіх внутрішніх органів.

По форме колебаний различают простые и сложные звуки. Первые состоят из однообразных колебательных движений определенной частоты и длины звуковых волн и имеют синусоидальную форму. Сложные звуки соединяют в себе несколько простых; они образуются в результате механического слияния нескольких волн. Различают музыкальные тоны и шумы. Последние характеризуются отсутствием определенной периодичности колебаний звуковых волн, свойственной музыкальным тонам.

Основными свойствами всякого звука являются:

1) его громкость, 2) высота и 3) тембр.

1) Громкость зависит от силы, или амплитуды, колебаний звуковой волны. Сила звука и громкость - понятия неравнозначные. Сила звука объективно характеризует физический процесс независимо от того, воспринимается он слушателем или нет; громкость - качество воспринимаемого звука. Если расположить громкости одного и того же звука в виде ряда, возрастающего в том же направлении, что и сила звука, и руководствоваться воспринимаемыми ухом ступенями прироста громкости (при непрерывном увеличении силы звука), то окажется, что громкость вырастает значительно медленнее силы звука.

Измерение громкости обычно производится в децибелах. С.Н. Ржевкин указывает, однако, что шкала децибелов не является удовлетворительной для количественной оценки натуральной громкости. Например, шум в поезде метро на полном ходу оценивается в 95 д Б, а тикание часов на расстоянии 0,5 м - в 30 дБ.

Существует собственно два порога различения высоты:

1) порог простого различения и 2) порог направления (В. Прейер и др.). Иногда при малых различениях высоты испытуемый замечает различие в высоте, не будучи, однако, в состоянии сказать, какой из двух звуков выше. Высота звука, как она обычно воспринимается в шумах и звуках речи, включает два различных компонента - собственно высоту и тембровую характеристику.

В звуках сложного состава изменение высоты связано с изменением некоторых тембровых свойств. Объясняется это тем, что при увеличении частоты колебаний неизбежно уменьшается число частотных тонов, доступных нашему слуховому аппарату.

3). Тембр. Под тембром понимают особый характер или окраску звука, зависящую от взаимоотношения его частичных тонов. Тембр отражает акустический состав сложного звука, т.е. число, порядок и относительную силу входящих в его состав частичных тонов (гармонических и негармонических).

По Гельмгольцу, тембр зависит от того, какие верхние гармонические тоны примешаны к основному, и от относительной силы каждого из них. В наших слуховых ощущениях тембр сложного звука играет очень значительную роль. Частичные тоны (обертоны), или, по терминологии Н.А. Гарбузова, верхние натуральные призвуки, имеют большое значение также и в восприятии гармонии.

Тембр, как и гармония, отражает звук, который в акустическом своем составе является созвучием. Поскольку это созвучие воспринимается как единый звук без выделения в нем слухом акустически в него входящих частичных тонов, звуковой состав отражается в виде тембра звука. Поскольку же слух выделяет частичные тоны сложного звука, возникает восприятие гармонии.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 763 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...