Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Звукове оточення. 2 страница



Основной целью интегративной музыкотерапии является коррекция как психофизиологических и психоэмоциональных нарушений, так и повышение резервных возможностей организма в целом.     28. Значення голосу для людини та використання його у музикотерапії. Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. Особое значение имеют Мантры. На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение. Мелодика старинных русских фольклорных песен, порой построенная на 2-3-х нотах, поражает своим разнообразием и красотой. Она предлагает пройти путь от унисона до созвучий, учит гармонизации внешнего и внутреннего, настраивая организм и душу в соответствии с объективными законами. На степень развития человека влияют различные звуковые частоты, воздействующие на чакры {энергетические системы) — как негативно, так и положительно. Люди категории «житель» воспринимают, в основном, так называемую поп-культуру, так как «популярная музыка» воздействует только на низшие чакры, и негативно влияет на остальные. Более развитые люди любят слушать рок — музыку, так как воздействие этой музыки доходит до творческой чакры «Перси». Здесь имеются в виду: рок-баллады, «Фолк» (этническая, в рок — обработке) и классическая рок-музыка (с элементами симфонической музыки). Остальная рок-музыка воздействует негативно на чакры. Ещё выше по уровню развития люди, предпочитающие слушать симфоническую музыку (классику), так как она воздействует на все чакры до 8-ой чакры «Чело». На высшие чакры, Душу и Дух человека воздействует только народная (этническая) музыка и песнопения. Различная современная музыка: рэп, техно, электронная и т. д., воздействует на энергетическую систему человека негативно и способствует его деградации. ГОЛОС – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности – с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует. Искусство пения – это прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Из всех средств музыкотерапии самое сильное воздействие на организм оказывает именно ПЕНИЕ. /Когда человек болеет, голос его “садится”, становясь глухим и бескрасочным. Собственным пением (лечебным звукоизвлечением) мы можем воздействовать на больной орган или систему, возвращая в него здоровую вибрацию. Тембр голоса, манера говорить, интонации, наряду со смыслом слов, много могут рассказать о чувствах и характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии. Голос «говорящий музыкальный инструмент». Голос является составляющей различных психофизиологических процессов, происходящих в организме. На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный тонус, мышечный тонус и др. Следовательно, можно по голосу определять некоторые состояния организма, а также через голосовые упражнения влиять на эти состояния. Музыкотерапия (прослушивание музыки детьми) предполагает использование как "живого" голоса (пение кормящей матери, отца, а также прародителей ребенка и медицинского персонала), так и магнитофонной записи (или других звуконосителей). Наиболее мягкое, щадящее воздействие оказывает пение колыбельных песен. Для индивидуального исполнения (матерям) рекомендуются также лирические песни, которые по характеру мелодии близки колыбельным, обладая успокаивающим воздействием на детей ("Уральская рябинушка", "Спят курганы темные" и т. д.). Колыбельные песни можно петь недоношенным и маловесным детям (независимо от степени их морфофункциональной зрелости) начиная с первых дней жизни. Исключение составляют дети, находящиеся в крайне тяжелом состоянии, с проявлением судорожного синдрома. Такие дети нуждаются в строгом соблюдении лечебно-охранительного режима.     29. Вокальні імпровізації. Импровизация- от лат. improvisus - неожиданный. Исторически это наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит во время ее исполнения. Большое внимание импровизации как одному из видов творческой деятельности детей уделяли в своих системах воспитания зарубежные педагоги-исследователи Э. Жак – Далькроз, Э. Дункан, В практике вокальной импровизации сложился стереотип, в основе которого выработка у учащихся умения продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее, как правило, на тонике заданной тональности. «Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого - импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажоро-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе не обязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», «незавершенные» интонации, - говорил Д.Б.Кабалевский. Приведем примеры различного рода вокальных импровизаций. «Озвучивание» имен. Формирование первичных творческих звуковых проявлений детей может происходить в процессе игры по озвучиванию имен. Эту работу обычно начинают с самых первых уроков музыки, когда учитель знакомится с учащимися. Пропевая вопросы-задания типа: «Назови свое имя. Как тебя зовут? Давай знакомиться. Я........... А ты?» - учитель предлагает отвечать на музыкальный вопрос музыкальным ответом. «Вопрос - ответ». Другой тип задания на вокальную импровизацию -музыкальный диалог, музыкальная беседа между учителем и учащимися, между парами учащихся, между солистом и всем классом. Учитель предлагает детям стать участниками игры: на те вопросы, которые он будет петь, ребятам нужно давать музыкальные ответы - придумывать мелодию и пропевать ее. Завершение мелодии. Следующим этапом развития умения детей создавать вокальные импровизации могут быть задания на завершение мелодии, пропетой учителем. Прежде чем приступать к этому заданию, необходимо разучить с классом текст песенки – попевки с опорой на ее ритмическую основу. Ритм той фразы, мелодию которой дети будут сочинять сами, можно изобразить на доске или специальных карточках. Примеры для этого рода импровизаций заимствованы из детских песен. Сочинение мелодии с опорой на заданную интонацию, мотив. Этот вид вокальной импровизации направлен на осмысление школьниками интонационно-образной природы музыки. Исходные, первоначальные интонации, предлагаемые детям для создания будущей мелодии, должны заключать в себе яркую образную основу. Как правило, выбирая интонации для импровизаций, нужно исходить из их жанровой принадлежности. Именно опора на жанровые истоки даст возможность учащимся усваивать в собственной творческой деятельности такие средства выразительности, как мелодика, ритм, динамика, темп, лад. Свободная импровизация – досочинение «Пой, как поется!» на предложенные слова предполагает то, что педагог начинает фразу каждый раз по-новому, ученик заканчивает ее так же свободно. Это пение без ручных знаков, без оглядки на интонационно ограниченные модели. Распространенный игровой прием «Мелодическое эхо», направленный на развитие внутреннего слуха, проводится в виде устного диктанта. Мелодическую фразу, показанную ручными знаками педагогом, учащиеся воспроизводят голосом. Затем, синхронно с ручными знаками учителя, мысленно пропевают мелодичесский фрагмент и, наконец, воспроизводят его голосом так же с ручными знаками (как образец для подражания). Детям предлагается сочинить свой вариант и пропеть его всей группой.       30. Танцювальна терапія. У танцювальної терапії відсутні стандартні танцювальні форми. При цьому можуть використовуватися найрізноманітніші види танцю - від народного, до року. Витоки танцювальної терапії можна відшукати в найдавніших цивілізаціях. Можна припустити, що танець використовувався для спілкування ще тоді, коли не існувало мов. У різних культурах завжди існували ритуальні танці. Їх застосовували для лікування хворих, оплакування мертвих, святкування перемог і інших радісних подій. Стародавні мисливці в танці наслідували рухам звірів. Це дозволяло зробити полювання більш успішною. Танці воїнів ефективно допомагали підняти їхній бойовий дух. У танцях можна простежити духовний розвиток кожного народу. Наприклад, жителі Древнього Єгипту за допомогою танців зображували рух небесних світил, римляни танцювали на честь богів. Будь-яке переживання людини, як позитивне, так і негативний, виражається в напрузі будь-якої групи м'язів. Існує біоенергетична теорія міцного зв'язку емоційних переживань і напруги м'язів. Вона була розроблена Вільгельмом Райхом і Олександром Лоуен. Її основна суть полягає в тому, що всі психічні травми людини заважають йому вільно висловлювати свої емоції. На підтримку цього м'язового затиску витрачається енергія. Після отреагирования зовні вона починає вільно циркулювати по всіх частинах тіла. Сучасна танцювальна терапія спрямована на зниження м'язової напруги. Вона сприяє збільшенню рухливості людини. Юнг відзначав терапевтичну цінність артистичних переживань. У танці вони дозволяють з несвідомого витягти неусвідомлені потяги і потреби. Відбувається звільнення людини від них. Танцювальна терапія може вважатися первинним засобом заохочення невербального взаємодії, як між клієнтом і терапевтом, так і між учасниками. Сьогодні все більшої популярності набувають заняття в групах танцювальної терапії. Вони дають можливість самоактуалізації та надають впевненість у міжособистісних взаємодіях. Найбільшу ефективність показує групова танцювальна терапія. Ця методика дозволяє членам групи краще усвідомлювати власне тіло і можливості його використання. Таке усвідомлення приводить до поліпшення фізичного та емоційного стану учасників. Якщо говорити про підлітків, то такі заняття виробляють у них більш позитивний образ власного тіла, що допомагає підвищити самооцінку молодої людини. Оволодіння новими рухами і позами дає можливість оволодіти новими почуттями. Танцювальна терапія також допомагає розвивати соціальні навички людей. Танцювальні рухи служать засобом зв'язку з оточуючими, дають людині можливість самовираження.     31. Образотворча терапія. Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая клиенту справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. В некоторых случаях эта работа имеет явно \"клинический\" характер. Как, например, в случае умственной отсталости, аутизма, грубых эмоциональных и поведенческих нарушений у ребенка и осуществляется в медицинских учреждениях или в специальных школах, или школах-интернатах. В других случаях изотерапевтическая работа имеет скорее профилактический или “развивающий” характер, как, например, в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств, или определенных проблем психологического порядка, и проводится в обычных школах или при социальных центрах. По рисунку можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости. Следует учитывать, что изобразительный материал и образ является для ребенка средством психологической защиты, к которому он прибегает в трудных для себя обстоятельствах переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легко доступны для восприятия и анализа. Существуют различные методики изотерапии, одной из которых является проективный рисунок, который может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребенка, концентрации его на конкретных значимых проблемах, что особенно эффективно при коррекции детских страхов Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем. Обычно тема рисования охватывает: 1. Собственное прошлое и настоящее (\"Моя самая главная проблема в общении с детьми\", \"Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно\" Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. На рисование выделяется 30 мин., затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а затем сам автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка. 2. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. 3. Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). по окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования. 4. Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д. Для рисования можно использовать такие разные техники. Живопись пальцевая, когда изображения создаются без помощи специальных инструментов (кисточки, стеки и т.д.), одними пальцами. Для этого обмакивают каждый пальчик руки ребенка в свой цвет (в жидкую гуашь или смоченную водой акварель) и рисуют на бумаге, проводя различные линии, или делая точки, мазки с помощью отпечатков кончиков пальцев, фаланг, ладоней. Данный прием активно используется в артпедагогике и арттерапии, так как позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неудачей. Рисование свечой. Тупым концом свечи на рисунок наносятся линии и штрихи. Капли с горящей свечи становятся пятнами и точками. При этом получается «Волшебный рисунок», которого сначала не видно, но стоит нанести на него тушь, чернила или краску, как он проступает на цветном фоне. При создании одной работы также могут сочетаться несколько техник. Коллаж – прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Для создания коллажа можно использовать любой материал (коробки, нитки, шпагат, вату, поролон и др.). При интерпретации рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках специфические особенности. В проективном рисунке отражается непосредственное восприятие человеком той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и не вербализуемые.     32. Музика у казкотерапії. Казкотерапія може органічно доповнюватися музикою. Музикотерапія – важливий компонент психолінгводидактичного процесу, здатна глибоко впливати на емоції та почуття й цим давати стимул до мовленнєвої творчості, посилювати продуктивність мовленнєвих процесів, активізувати дитячу інтелектуально-мовленнєву діяльність. При позитивних і негативних емоційних станах дітей, що мають яскраво виражений характер збудження, а також для гіперактивних дошкільників з метою урівноваження й стабілізації їх психічних станів можна використовувати такі музичні твори вітчизняних і зарубіжних композиторів, створені для дітей, як, наприклад: Е. Гріг – “Ранок”; Б. Дваріонас – “Прелюдія”; І.С. Бах – “Менует”; Т. Шутенко – “Полька-Яринка”; Я. Степовий – “Колискова”; В. Косенко – “Дощик” Емоційні стани дітей, що проявляються в пригніченості, депресивності, невпевненості, пасивності, у відсутності бажань та; інтересів, змінюються на стабільний, дійовий, необхідний для нормальної мовленнєвої активності, якщо пропонуються для сприймання такі музичні твори, як, наприклад: С. Майкапар – “Метелик”; Ю. Щуровський – “Півник-задирака”; В. У розвитку мовленнєвої діяльності дітей казкотерапію варто об’єднувати не лише з музикотерапію, а й поєднувати з іншими формами психотерапевтичного впливу, зокрема з ігротерапією, лялькотерапією, природотерапією, арт-терапією, де музика кожен раз і в кожному поєднанні з іншими засобами й формами психотерапевтичного впливу може виконувати іншу функцію. В грі – сприяти розвитку комунікативності. При спостереженнях над природними об’єктами, що підлягатимуть майбутньому опису, – релаксаційну функцію. При підготовці висловлювання – створювати атмосферу для зосередження на його змісті (створення внутрішньомовленнєвої схеми). Музика може бути прекрасним фоном і для перебігу зовнішніх мовленнєвих процесів (читання віршів, розповідання, розмірковування, описування). Будучи надзвичайним, особливим засобом розвитку емоційної сфери, музика виявляється тим механізмом, що спонукає до дії внутрішньо- і зовнішньомовленнєві процеси, примушуючи функціонувати мовлення злагоджено, гармонійно та використовувати доречні мовні засоби з розвивальною метою. Музичні твори сприяють вияву творчої уяви й фантазії в самостійному створенні дошкільниками казок. Діти із задоволенням придумують казкові історії на різні теми; вони можуть мріяти під музику, висловлюватися про виниклим під її враженням асоціативних поданнях. Тому особлива увага в казкотерапіи приділяється словесному фантазуванню по музичній композиції. Так, прослухавши музичний уривок, діти придумують можливі варіанти продовження казки, що підходять до характеру, динаміці, мелодиці музичного образа, і драматизують придуману історію.       33. Музика у драмотерапії. Драматерапия – это лечебный метод, использующий техники действия. Он может быть использован не только для устранения симптомов и «поврежденных» моделей поведения, но и для ускорения личностного роста и развития; эффекты психодрамы наблюдаются и в помощи в управлении симптомом, и в высвобождении потенциалов внутреннего роста и творчества. Она работает как с проблемами ограниченного поведения, так и с незрелостью, связанной с задержкой развития. При работе с задержкой развития целью является проработка «блокировок» в психосоциальном развитии, чтобы человек мог достичь более полного и спонтанного самовыражения, более высоких жизненных успехов и более гармоничных взаимоотношений с другими. Термин «драматерапия» в том числе используется для обозначения клинических ролевых игр, моделирования поведения путем репетиций, анализа действия, креативной драматики, а также театра импровизаций. Таким образом, психодрама – это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Используется как вербальная, так и невербальная коммуникация. . Таким образом, драматерапия может быть полезна широкому кругу людей, при различных диагностических категориях, в индивидуальных и социальных проблемных областях, в широком спектре поведенческих нарушений. Драматерапевтическая сессия проводится в три этапа: 1. Подготовка к взаимодействию с другими людьми, взаимному раскрытию и активной групповой работе. На данной стадии создаётся атмосфера безопасности, доверия и поддержки. 2. Непосредственно драматическая стадия или стадия создания сценария, освоения ролей и экспериментирования с ними. 3. Стадия разотождествления с ролями и восстановление привычной для членов группы идентичности. Общей целью драматерапии является укрепление идентичности клиента и его взаимоотношений с окружающим миром. Эффективность терапии определяется поведенческими изменениями клиента, которые диагностируются психометрическими тестами. Сферы применения драматерапии: межличностные и внутриличностные проблемы, семейная и детско-родительская терапия, оргконсультирование, развитие креативности в определённой профессии, пограничные расстройства, психосоматика. Задачи, которые решаются драматерапией: осознание своих телесных и поведенческих моделей, развитие спонтанности и импровизационности, развитие и совершенствование способности к "режиссуре" собственной жизни, возможность "переиграть" жизненные сценарии и паттерны, развитие телесной пластичности и пластики (телесной, эмоциональной, когнитивной), расширение репертуара поведенческих моделей, возможность стать иным (развитие множественности личности), возможность вернуться в прошлое и заглянуть в будущее. Процесс драматерапии — это не "срочный ремонт", это тонкая и эмпатическая работа с клиентом, и также как и физическое исцеление требует определённого времени. Однако эта работа доставляет огромное удовольствие. Основные техники драматерапии: 1. Сценические поклоны. 2. Сценическая пластика. 3. Работа с оружием. 4. Работа с голосом. 5. Беспредметные этюды. 6. Предметные этюды с символическими предметами (веревка, цепь, раковина, посох, корона, меч, маска, плащ, чаша, плат и т.п.). 7. Пантомима (стили, танец, сцены). 8. Театр импровизации («история театра», национальные ритуалы, национальный танец и др.). 9. Средневековая драма. 10. Драматизация сказки, мифа, легенды. 11. Драматизации снов, фантазий, страхов. 12. Театр абсурда. 13. Комедия дель арте. 14. Работа с большими куклами. 15. Площадные театры. 16. Карнавал («шествие умерших богов», «корабль дураков»).   34. Естетотерапія. «естетичне» (від грецьк. аisthetikos – чуттєвий) та «терапія»(від грецьк. therapeia – лікування). Це своєрідне педагогічне «лікування» людської душі за допомогою різноманітних засобів впливу на емоційно-чуттєву сферу індивіда (гра, спілкування, мистецтво, природа, рух, фольклор тощо), яке передбачає усунення психологічного дискомфорту та створення умов щодо творчої реалізації особистості Ідея естетотерапії, як психолого-педагогічної діяльності, ґрунтується на філософському розумінні естетичного контексту усього процесу становлення й розвитку духовної самості людини, сенсу її існування у Всесвіті, на пошуку ідейно філософських, релігійно-духовних засад повноцінного людського буття у сучасному соціокультурному середовищі 4.Естетична наука, в силу своєї зорієнтованості на внутрішній емоційно-чуттєвий потенціал людської особистості стає потужним засобом для реалізації педагогічних завдань збереження природної сутності та духовного ядра особистості, що розвивається. У широкому розумінні, естетотерапія – це не тільки лікування, але й профілактика, психогігієна, психолого-педагогічна культура спілкування та взаємодії дорослого та дитини. У вузькому – це налагодження природної гармонії дитини із самою собою та оточуючим соціально-культурним середовищем за допомогою різноманітних соціальних та природних засобів естетичного впливу на емоційно-чуттєву сферу дитини. Спираючись на лікарняний досвід в галузі лікувальної педагогіки Карл Кенінг у своїй праці «Розвиток почуттів та тілесний досвід» дає ряд вказівок по вихованню почуттів та формулює, по суті, провідний принцип естетотерапевтичного впливу на людину. Вчений доводить, що від дорослого потрібна велика та радісна увага до чуттєвого світу дитини, інакше він не зуміє надати дитині можливість по-людські орієнтувати власну чуттєву активність. У праці подана класифікація дванадцяти почуттівлюдини: дотик:переживання себе через доторкання до власного тіла, до зовнішніх предметів – захищеність, довіра до існування. почуття життя:зручність, відчуття гармонії, відчуття того, що усі процеси. узгоджені (розвиваючі фактори: ритмічний розпорядок дня, впевнений життєвий настрій. почуття власного руху:сприйняття власного руху, переживання свободи та відчуття самовладнання внаслідок володіння грою рухів (розвиваючі фактори: дозволяти дитині проявляти активність, облаштувати дитячу кімнату так, щоб усе можна б було брати та гра йшла вільно, цілеспрямовані рухи. рівновага:переживання рівноваги, повернення до неї, моментів спокою, довіри до себе (розвиваючі фактори: рухливі ігри, гойдалки, ходіння на ходулях. нюх:зв’язок з ароматичними речовинами, який супроводжується сильною симпатією або антипатією (розвиваючі фактори: викликати різноманітні нюхові переживання, давати нюхати рослини, їстівні продукти у місті та селі. смак:сприйняття солодкого, кислого, солоного, гіркого. Смак із нюхом – це сприйняття складних смакових композицій, що супроводжуються сильною симпатією або антипатією (розвиваючі фактори: засобами приготування їжі виявляти власний смак їстівних продуктів, оцінка людей та речей у відповідності до «гарного смаку». зір:переживання світла та кольору (розвиваючі фактори: звертати увагу на тонкі кольорові нюанси у природі (через інтерес до них), гармонійне поєднання кольорів в одежі та у облаштуванні квартири); 8. почуття тепла:переживання холоду або тепла (розвиваючі фактори: турбота по тепловий організм засобами відповідної до віку одежі, розповсюдження душевного та духовного тепла); 9. слух:сприйняття та переживання звуків, розкриття внутрішнього душевного простору (розвиваючі фактори: при читанні та розповідях будь-яких історій, адаптувати швидкість мовлення до здатності дитини сприймати почуте, співи та музикування); 10. почуття слова:сприйняття форми та зовнішнього виду аж до звукового формування слова (розвиваючі фактори: тепла, сердечна інтонація, зовнішня стриманість у жестикуляції та мові тіла, гармонізація внутрішніх переживань, інакше виникають неправдиві враження; говорити правду почуття думки:безпосереднє розуміння смислу розумового взаємозв’язку (розвиваючі фактори: турбота про правдивість та адекватність, співвідношення речей та процесів між собою. Переживання смислових взаємозв’язків в оточуючому середовищі); 12. почуття «я»:переживання іншої істоти, безпосереднє відчуття характеру іншої людини (розвиваючі фактори: любов дорослих один до одного та до дитини, культура зустрічей та візитів Таким чином, у вимірах наукової класифікації почуттів К. Кенінга та їх розвиваючих факторів, можна побачити практично повну картину формування емоційно-чуттєвого «я» дитини. Усі зазначені вище почуття охоплюються різноманітними видами естетотерапії, що у свою чергу, складають видову характеристику цього психолого-педагогічного поняття саме естетотерапія може стати системою, яка дозволить гармонізувати відносини дитячої особистості з оточуючим світом та надати їй можливість духовного пошуку власного «Я».     35. Зміст рецептивної музикотерапії та використання її у роботі з різними типами клієнтів. Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. В комплексных коррекционных воздействиях музыкотерапия может использоваться в различных формах. Различают три формы рецептивной психокоррекции: коммуникативную, реактивную и регулирующую: 1. Коммуникативная - совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимание и доверия, это наиболее простая форма музыкотерапии, имеющая своей целью установление и улучшение контакта психолога с клиентом. 2. Реактивная, направленная на достижение катарсиса. 3. Регулятивная,способствующая снижению нервно-психического напряжения. Рецептивная музыкотерапия может проводиться в форме пассивного и активного прослушивания, что определяется особенностями групповой дискуссии, возникающей в процессе музыкотерапии. Чаще всего используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Клиенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушиваются, как правило, три произведения или более-менее законченных отрывка, каждый по 5-10 мин. Программа музыкальных произведений строится на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпов с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроение клиентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку. Его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни клиента. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени обсуждению переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у клиента.




Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 335 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...