Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто



Небытие - состояние, единое с бытием (так же реаль­но) и противоположное ему.

Предметы, явления окружающего мира могут находить­ся как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать).

Примеры небытия:

• еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы;

• люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

31. Проблема единства мира: основные концепции.

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самою мира — один, два или больше. При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как: монизм, дуализм, плюрализм. Монизм (от греч. «монос» — один) в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало. Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой (первопричиной) видит материю, или идеалистическим, когда такой единой основой провозглашает дух (идею, чувства). Материалистическим монизмом является философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Фейербаха; марксизм, позитивизм. Идеалистический монизм наиболее последовательно выражен в философии Платона, Юма, Гегеля, Владимира Соловьева, современного неотомизма, теизма. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм — учение о всеединстве. Наивный монизм, — пер во вещество вода (Фалес). Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм сознания (психологизм, феноменализм); монизм материи (материализм). Дуализм (от лат. «duo» — два) — это мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и так далее. Дуализм присущ многим философам и философским школам. Он занимает важное место в философии Декарта, Спинозы, Кьеркегора, современных экзистенциалистов... Его можно обнаружить у Платона, Гегеля, в марксизме (Труд и Капитал) и у многих других философов. Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма. Учение Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях — протяженной и мыслящей. Декарт разделил мир на два рода субстанций —духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами — мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Так, впечатление, воображение, желание — модусы мышления, а фигура, положение — модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте. Плюрализм (от лат. «pluralis» — множественный, много) — признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал. Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже — противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и тому подобное. Точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время — как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний.

32. Философские категории «материя» и «движение»

Материя - фундаментальная исходная категория фил., от того или иного ее понимания зависит решение практ всех других ф проблем. От лат materia - вещество Это веществ значение удерживалось до 20в., когда произошла револ в физике.

Первой ступенью в осознании материальности мира был стих материализм. Но уже Демокрит заметил, что с пом. одного кач определ. в-ва невозможно объяснить происхожд другого, так как он не содержит принципа своего превращения. Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике. Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего существующего. Так зародилась дискретная картина мира. Казалось еще чуть-чуть и физ. картина мира получит полную завершенность.

Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов. Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва. Открытие электромагн полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту.

Первоначально поле понималось как окруж какой-нибудь предмет пространство, для каждой точки кот можно определить величину и направл силы взаимодействия между данным объектом и другим. (поле - атрибут в-ва) Но затем было доказано, что поле не только атрибут объекта, но и самостоят реальность, т.е. нов вид материи, основным свойством кот. является непрерывность.

Все это привело к фил кризису. Этот кризис связан с утратой представл о материи как о веществе.

Единственное свойство материи - “быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Движ несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в другие и ни один вид не берется ниокуда.

Д вижение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями.

Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета.Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.

Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

33. Пространство и время как философские категории

В истории философии можно выделить два подхо­да к решению этих вопросов. Первый принято назы­вать субстанциональной концепцией: здесь простран­ство и время понимаются как особые субстанции, которые существуют рядом с материальной и незави­симо от нее (Эпикур, Декарт, Ньютон). Например, Ньютон считал, что есть абсолютное пространство, независимое от небесных тел, то есть пустота. Вместе с абсолютным пространством существует абсолютное время. Такое понимание пространства и времени поя­вилось в XVII в. и доминировало к XIX в.

Вторую концепцию называют реляционной. Ее при­верженцы (Аристотель, Лейбниц, Гегель) считали, что пространство и время — не особые субстанционные сущности, а формы существования материальных объектов. Реляционная концепция в философском плане была воспринята и развита диалектическим ма­териализмом, а в естественно-научном плане — реля: тивистской физикой и в наше время наиболее полно отвечает уровню развития естествознания.

пространст­во — это форма бытия материи, которая ха­рактеризует ее протяженность, структурность, сосу­ществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.

Однако в действительности каждое материальное образование является процессом, в нем происходят определенные изменения; кроме того, одно явление приходит на.смену другому. Для характеристики именно этого аспекта материи в философии выра­ботано понятие времени. Время — это форма бытия материи, которая характеризует продолжитель­ность существования, последовательность измене­ния состояний в развитии всех материальных систем. Итак, время отображает процессуаленость бытия.

Пространство и время имеют как общие, так и от­личительные свойства. К общим принадлежат: объек­тивность (независимость от сознания человека); все­общность (нет и не может быть ни одного явления, которое существует или существовало бы вне про­странства и времени); вечность, бесконечность и от­носительность (зависимость от скорости). Тем не менее при всей своей общности пространство и вре­мя имеют и отличительные свойства. Например, пространство характеризуется трехмерностью, вре­мя является одномерным; пространство обратимо, а время проявляет себя как необратимое; пространст­во равнозначно во всех направлениях, а время одно-направлено, т. е. направлено от прошлого к будуще­му через настоящее.

34 и 35 – два вопроса в одном

34. Сознание как философская категория.

35. Сущность и формы сознания.

Сознание – есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целена­правленном, осмысленном и обобщенном отражении действи­тельности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальнойсредой. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а так же анализировать собственное сознание.

Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами сознания:

1. «Бытийное сознание» («сознание для бытия»);

2. «Рефлексивное сознание» (сознание для сознания);

3. Самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).

Этими функциями являются следующие:

· Функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);

· Функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний – это формирование определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде – есть мое сознание»);

· Функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей – воля человека выступает как компонент сознания);

· Творчески – креативная, порождающая функция;

· Функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1544 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...