Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 2.10 Философия истории. Проблемы и перспективы современной цивилизации



I. Задания для самостоятельной работы

1. Выясните, каковы основные движущие силы общественного развития.

2. Определите, в чем состоит цивилизационный подход к общественному развитию

3. Определите, в чем состоит формационный подход к общественному развитию.

4. Выясните, в чем состоит прогресс и регресс в истории.

5. Роль прогнозирования в историческом творчестве людей.

6. Выясните, какую роль в истории играет деятельность отдельных личностей и больших масс людей.

7. Определите понятие «глобальные проблемы человечества» и отличите его от понятия «общечеловеческие проблемы».

8. Опираясь на рекомендованную литературу, выявите основания классификации глобальных проблем человечества.

9. Рассмотрите возможные пути решения глобальных проблем человечества.

II План семинарского занятия

1.Проблема движущих сил общественного развития.

2.Проблемы крупномасштабного членения исторического процесса. Понятие экономической общественной формации; формационный подход к истории. Понятие цивилизации; цивилизационный подход к истории.

3.Проблема направленности исторического развития. Общественный прогресс и регресс, их критерии и соотношение. Философия истории в поисках смысла истории.

4. Революционные и эволюционные изменения в обществе. Неоднозначность оценок социальной значимости революций в социально-философской литературе.

Роль народных масс и отдельных личностей в истории. Диалектика объективного и субъективного, стихийного и сознательного в общественном развитии. Несостоятельность социально-исторического волюнтаризма и фатализма.

6. Прогнозирование будущего – необходимое условие целесообразной социальной деятельности людей. Методы прогнозирования и проблема его достоверности.

7. Глобальные проблемы современности и их влияние на будущее человечества.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Приступая к изучению этой темы, следует исходить из понимания того, что общество это не «застывший кристалл, а организм, способный к превращениям» (К. Маркс), т. е. из того, что общество изменяется во времени и это изменение и есть история. А коль скоро это так, то первый вопрос, возникающий в связи с признанием наличия истории – это вопрос о причинах, движущих силах общественного развития. Представители двух основных направлений в философии и социологии – материалистического и идеалистического – отвечают на этот вопрос диаметрально противоположным образом. Проанализируйте эти ответы, сопоставив их друг с другом.

Второй вопрос связан с периодизаций исторического развития человечества и с выделением основных форм организации общественной жизни. По этому вопросу в современной социально-философской литературе альтернативно противостоят друг другу два главных подхода: формационный, предложенный К. Марксом, согласно которому в основе различных форм организации общественной жизни лежит социально-экономический способ производства материальных благ, и цивилизационный, вариации которого различны, но существо идентично. Оно состоит в признании того, что основе различных социальных организмов лежат устойчивые комплексы идей и ценностей. Рассмотрите эти варианты подробнее.

Третий вопрос, которые проистекает из признания развития общества, состоит в выяснении того, каковы траектория и направленность исторического процесса? На него в истории социально-философской мысли также давались различные ответы, варианты которых вам следует обдумать.

Четвертый вопрос состоит в том, осуществляется ли общественное развитие прогрессивно или регрессивно, а ответ на него зависит от того, как определяется, что считать критерием социального прогресса. И по этому вопросу мнения философов не совпадают. Выясните, каковы они.

Историческим фактом является то, что социальные изменения происходят как эволюционно, т. е. медленно, постепенно, не затрагивая устоев общественной жизни, так и революционно, т. е. быстро и производя радикальные изменения в ней. Отсюда вытекает пятый вопрос о соотношении этих двух видов социальных изменений, об их достоинствах и недостатках, о причинах социальных революций и о том, можно ли их избежать? Поразмышляете об этом.

Пятый вопрос связан с тем, социальное развитие осуществляется благодаря общественной деятельности самих людей, которые являются и авторами, и исполнителями той драмы, которая называется историей. Причем историческое творчество осуществляется и деятельностью больших масс людей, и деятельностью отдельных личностей, роль которых в истории особенно бросается в глаза. Кому же из них принадлежит определяющая роль в истории? А ответ на этот вопрос связан с вопросами о соотношении необходимости и случайности, объективных законов общественного развития и сознательной деятельности людей, которые напряженно обсуждались в философской мысли, начиная с античности. Приведите ответы на них, даваемые различными философами, и сформулируйте свою собственную позицию.

Шестой вопрос связан с тем, что люди всегда стремились «заглянуть за линию горизонта», узнать, что ожидает их в будущем. Это желание обусловлено тем, что знание того, что произойдет в будущем, позволяет либо ускорить его наступление, если оно принесет пользу, либо не допустить (если это возможно) того, что окажет на жизнь людей негативное воздействие, но в любом случае заранее подготовиться к нему. Однако, если до возникновения науки для того, чтобы постичь будущее люди прибегали к гаданиям, обращениям к оракулам и другим экзотическим средствам (которые не канули в лету и в наше время), то с появлением науки с ее способностью постигать закономерности и тенденции развития общества в целом или тех или иных сторон общественной жизни степень точности социального прогнозирования значительно возросла. Появилась целая отрасль социально-гуманитарного знания – футурология, - которая, опираясь на специально разработанные методы, такие как: экстраполяция, исторические аналогии, метод сценариев, компьютерное моделирование и др., пытается выработать обоснованные предсказания о том, какие изменения смогут произойти в общественной жизни в ближайшей или более отдаленной перспективе. Ознакомитесь с этими методами, а так же с тем, какие основные социальные прогнозы делаются различными представителями и школами футурологии.

Разумеется, поскольку общественная жизнь является объектом колоссальной сложности и на нее оказывает влияние настолько большое количество факторов, что «просчитать» и «взвесить» их все невозможно, то социально-прогностическое знание обречено на то, чтобы всегда носить вероятностный характер. Указывая на этот несомненный факт, некоторые философы и социальные мыслители (например, современный английский философ К. Поппер) считают, что наука вообще не должна заниматься предвиденьем будущего. Проанализируйте эту позицию и попытайтесь сформулировать свою собственную.

В заключение рассмотрите некоторые глобальные проблемы современности и выясните, какое воздействие они оказывают на настоящее и будущее человечества.

Движение в такой последовательности позволит вам успешно усвоить содержание этой темы курса.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Кармин, А. С. Философия: учебник для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 558 с. С. 288-355.

2. Философия: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. – 735 с. С. 659-678.

Дополнительная литература

1. Альтернативность общественного развития. - М., 1992.

2. Альтернативные цивилизации. - М., 2000.

3. Афанасьев С. А. Будущее общества.- М., 2000.

4. Бранский В. П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории//Общественные науки и современность. – 1999. - № 6.

5. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. - М., 1998.

6. Бердяев Н. А. Смысл истории. Философия свободы. - М., 1990.

7. Бузгалин А. По ту сторону «царства необходимости» (эскизы и концепции). - М., 1998.

8. Бузгалин А. В. «Постиндустриальное общество» - тупиковая ветвь социального развития?//Вопросы философии. - 2002. - № 5.

9. Бутенко А. П. Общая концепция истории и современность//Социально-политический журнал. – 1998. - № 2.

10. Бутенко А. П. Глобализация: сущность и современные проблемы//Социально-гуманитарные знания. – 2002. - № 3.

11. Васильева Л. Н. Философия развития цивилизаций//Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 1.

12. Глинчикова А. Г. Капитализм, социализм, индустриальное общество – к вопросу о соотношении понятий//Вопросы философии. – 2001. - № 9.

13. Гобозов И. А. Введение в философию истории. - М; 1993.

14. Ерасов Б. С. Цивилизации (универсалии и современность). – М., 2002.

15. Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи//Вопросы философии. – 1999. - № 3.

16. Иноземцев В. Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация//Вопросы философии. – 2004. - № 4.

17. Ионов И. Н. Теория цивилизаций на рубеже ХХ1 века// Общественные науки и современность. – 1999. - № 2.

18. История как объект философского знания.- М., 1991.

19. Ильенков Э.В. Философия и культура.- М., 1991.

20. Кантор К.М. История против прогресса.- М., 1992.

21. Маркс К. К критике политической экономии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.Т. 23.

22. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука //Вопросы философии. – 1994. - № 4.

23. Миголатьев А. А. Философия цивилизации//Социально-гуманитарные знания. – 2004. - № 2.

24. Миголатьев А. А. Общественный прогресс и регресс: философский аспект//Социально-гуманитарные знания. – 2004. - № 3.

25. Мизес Л. Теория и история. – М., 2001.

26. Назаретян А. П. Векторы исторической эволюции//Общественные науки и современность. – 1999. - № 2.

27. Оленьев В. В., Федотов А. П. Глобалистика на пороге ХХ века//Вопросы философи. – 2003. - № 4.

28. Панарин А. С. Смысл истории//Вопросы философии.. – 2000. - № 9.

29. Панфилофа Т. Формационный и «цивилизационный» подходы: возможности и ограниченность //Общественные науки и современность. – 1993. - № 6.

30. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории //Избр.философские произведения в 5-ти т. Т.2. - М., 1956.

31. Поляков А. Н. К проблеме общественных формаций//Вопросы философии. – 2003. - № 6.

32. Поппер К. Открытое общество и его враги.- М., 1992.

33. Пушкарева Г. Ф. Общество: механизмы функционирования и развития//Социально-политический журнал. – 1998. - № 1.

34. Современная западная философия //Словарь. - М., 1990.

35. Современная западная социология //Словарь. - М., 1990.

36. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992.

37. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

38. Тоинби А. Цивилизация перед судом истории. – М., 2003.

39. Туреев В. М. Глобальные проблемы современности. – М., 2001.

40. Формации или цивилизации //Вопросы философии. – 1989. - № 10.

41. Формация и цивилизация: методологические проблемы анализа //Мировая экономика и международные отношения. – 1991. - № 5-6.

42. Чесноков Г. Д. Философское понимание исторического развития//Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 3,4.

43. Эйзенштадт Ш. Эволюция и преобразование обществ. - М., 1999.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы движущие силы общественного развития?

2. В чем состоит формационный подход к всемирной истории?

3. В чем состоит цивилизационный поход к всемирной истории?

4. Какова диалектика прогресса и регресса в истории?

5. Бывают ли тупиковые направления в развитии общества?

6. Что такое социальная реформа?

7. Что такое социальная революция?

8. Какую роль играют в истории народные массы?

9. Какую роль играют в истории отдельные личности?

10. Что такое социальное прогнозирование и какую роль оно играет в историческом творчестве людей?

11. Какие проблемы являются глобальными и почему?

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ (ЭССЕ)

1. Религия и философия. Особенности религиозной философии.

2. Моральное сознание и нравственность.

3. Моральные ценности: преходящее и вечное; групповое и общечеловеческое.

4. Функции морали в жизни общества и личности.

5. Мораль и право.

6. Мораль и религия

7. Мораль и философия. Этика - философское учение о морали.

8. Мораль и наука. Этические нормы и ценности науки.

9. Объективное и субъективное в историческом творчестве людей.

10. «Формационный» и «цивилизационный» подходы к изучению все­мирно-исторического процесса.

11. Роль личностей и народных масс в истории.

12. Революционные и эволюционные изменения в обществе, их соотношение.

13. Общественное развитие: диалектика прогрессивного и регрессивного.

14. Философия истории в поисках смысла истории.

15. Социальное прогнозирование, его задачи, методы и трудности.

16. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 549 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...