Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные определения жизни общества индивидуалистического типа



Принципы социальности индивидуалистического типа формируют основные определения жизни общества индивидуалистического типа– (конкретные проявления в обществе принципов его социальности) (см. с. 7).

Тип общественного сознания. Для жизни общества индивидуалистического типа характерен метафизический тип общественного сознания, который определяется стандартами естественности.

Стандарты естественности, характерные для социальности индивидуалистического типа, представлены в понятиях свободы (свободы воли) и индивидуализма («войны всех против всех», т. е. конкуренции во всех сферах жизни общества).

Жизнь западных обществ строится в соответствии с указанными стандартами естественности, являющимися проявлением индивидуализма и свободы воли как основных принципов социальности индивидуалистического типа. Содержание духовной сферы определяется принципом частной духовности и нравственности, отрицается культурное и духовное единомыслие общества; в социальной сфере утверждается антисоциальность (выживают сильнейшие); в политической сфере происходит реализация интересов самих политиков или же социальных групп, а не всего общества; в экономической сфере реализуется конкуренция как борьба за индивидуальные интересы между субъектами экономической деятельности.

В общественном сознании данного общества отрицается принцип всеобщей связи социальных явлений: доказывается необходимость атомизации общества (индивидуализм), все сферы жизни также разобщены (политика и экономика не связаны с моралью; научные убеждения конкурируют с религиозными, духовная власть отделена от светской и т. д.).

Способ воспроизводства общественной жизни. Наличные объективные условия становления общества (природные предпосылки) общества формируют определенные способы воспроизводства общественной жизниобщества индивидуалистического типа. Как пишет исследователь данной проблематики А. М. Ковалев: «Способ производства собственной жизни, „производство человека“ – это производство не отдельных индивидов, а всей совокупности естественных связей и отношений, которые складываются между индивидами как природными существами» [25].

Индивидуалистическое общество из поколения в поколение воспроизводит индивидуалистические формы общественных отношений, основанные на объективных условиях жизни (совокупности географических, геоклиматических и геополитических факторов, предполагающих воспроизводство индивидуалистических форм общественных отношений).

Социальные нормы и социальные институты. В обществе индивидуалистического типа исторически сложились специфические социальные нормы(нормы морали, права, религии, нормы поведения)и необходимые для их реализации социальные институты, которые актуализируют и оптимизируют то или иное жизнеутверждающее для данного общества сочетание его социальных норм.

Для жизни общества индивидуалистического типа характерна идея приоритета норм права над другими социальными нормами. В данной связи в жизни общества могут быть реализованы консервативная или либеральная версии институциональной оформленности общества, основанные на идее вражды социальных институтов.

Консерватизм предполагает возвышение институтов государства над всеми негосударственными социальными институтами (консервативная версия правового государства). Суть данной идеи состоит в принципе нейтрализации всех социальных норм, кроме правовых, а также минимизации значения всех социальных институтов, кроме институтов государства.

Таким образом, институт государства как ведущий проводник принципа правового порядка в обществе становится главным социальным институтом, управляющим обществом.

Либерализм, напротив, предполагает практику минимизации значения института государства в жизни общества (вплоть до полного устранения первого – теория анархизма, как крайняя версия либерализма) и возвышения институтов гражданского общества (негосударственных социальных институтов). В этом суть либеральной версии правового государства.

Концепции управления обществом, адекватные социальности индивидуалистического типа. Адекватность концепции управления обществом определяется степенью ее соответствия основным принципам социальности и стандартам естественности того или иного общества. В обществе индивидуалистического типа исторически сформировались три демократические концепции управления обществом – либеральная демократия (в основе – неономиналистская логика), консервативная демократия (в основе – неореалистская логика) и социалистическая демократия (основана на синтезе принципов неономинализма и неореализма). Ценности либерализма, консерватизма и социализма выражают различные полюса социальности общества индивидуалистического типа (социальный атомизм-холизм), но едины в своей сущности (свобода, индивидуализм).

В рамках вышеуказанных демократических концепций управление обществом осуществляет социальная элита общества (выражение принципов индивидуализма и социального атомизма). Власть представляет интересы не всего общества, а той или иной его части, чаще всего – финансово-промышленных группировок. Основой общественно-политической системы являются конкурирующие между собой парламентские партии (проявление принципов плюрализма и равенства). Общество предстает как сумма конкурирующих субъектов – социальных, политических, экономических, религиозных групп. Например, в интересах властвующих субъектов политики – упрочнение существующей политической власти; в интересах других – ее устранение. Третьи стремятся разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге все желают в той или иной форме оказать влияние на политические процессы в собственных интересах. Для этого каждый из действующих политических субъектов стремится расширить свои политические права и свободы (расширить полномочия президента, снизить порог для прохождения в парламент, снизить порог явки на голосовании и т. д.).

Также длявышеуказанных демократических концепций управления обществомхарактерна идея правового государства, имеющая три основные версии: либеральное правовое государство, консервативное и социалистическое.Сущность любой из данных версий раскрывается в приоритете правовых норм над прочими социальными нормами – нормами морали, религии, традиций. Правовые нормы имеют преимущественное значение, так как именно их приоритет обеспечивает условия для реализации свободы, как фундаментального принципа индивидуалистической социальности. Идея приоритета правовых норм над всеми прочими социальными нормами (идея правового государства) обосновывает практику разделения духовной исветской властей (точнее, верховенства светской или верховенства духовной власти), характерную для политической жизни стран Запада.

Тип социального прогресса. Социальности индивидуалистического и коллективистского типов адекватны различные типы социального прогресса. Для жизни общества индивидуалистического типа характерен утилитаристский тип социального прогресса (проявление принципов отрицания всеобщей связи социальных явлений, индивидуализма и свободы).

Социальный прогресс утилитаристского типанаправлен на увеличение степеней свободы и преобладающее развитие сферы потребления (экономической сферы жизни общества). С этим связана практика удовлетворения, расширения, изобретения потребностей (постиндустриальная стадия развития предполагает состояние общества, когда недостаток материальных благ уже устранен и можно целиком сосредоточиться на их потреблении).

Экономическая сфера– базовая сторона жизни общества индивидуалистического типа. В соответствии с тем, что происходит в данной сфере, распределяются богатство, власть, престиж, устанавливаются приоритеты и цели во всех других сферах или областях общественной жизни (богатство, власть, престиж принадлежат в разное время тем или иным социальным группам; все сферы жизни общества работают на экономику). Все общество предстает здесь как единая индустриально-экономическая машина.

Соотношение культуры и цивилизации, адекватное социальности индивидуалистического типа. Для анализа данного соотношения необходимо определить категории цивилизации и культуры.

Категория«цивилизация» имеет несколько значений:

– цивилизация – это характеристика институциональной оформленности общества;

– цивилизация, согласно А. И. Ракитову, – это система институциализированных, зафиксированных в форме законов общепринятых правил, стандартов, и нормативов предметно-практической деятельности, т. е. есть характеристика общего или общепринятого в жизни общества;

– цивилизация – это локализованное в историческом времени и на определенной территории общество (совокупность обществ) с определенным типом культуры (древневосточная цивилизация, эллинистическая цивилизация и т. д.);

– цивилизация – это следующий после варварства этап жизни об-щества.

Для выяснения вопроса о соотношении культуры и цивилизации
в обществах разных типов необходимо использовать первые два значения категории «цивилизация».

Культура – это «другая», отличная от цивилизации функционально-структурная характеристика общества. Культура есть характеристика отдельного, индивидуального, неповторимого, уникального в жизни общества.

Для общества индивидуалистического типа характернооппозиционное соотношение культуры и цивилизации (проявление принципа отрицания всеобщей связи социальных явлений).Цивилизация и культура предстают как вырожденные по отношению друг к другу. В соответствии с либеральной неономиналистской версией культура трактуется как архаическое, отсталое, неразвитое. В соответствии с консервативной версией цивилизация понимается как смерть, т. е. конец культуры (О. Шпенглер – «мировой город и деревня»), либо как инструмент необходимого ограничения культуры (т. е. свободы воли – И. Кант).





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 220 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...