Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные принципы отечественной философской антропологии



Отечественная философская антропология ориентирована на идею совершенной личности, которая разрабатывалась в русской философии еще с древних времен. Изложению данной идеи можно посвятить не одну лекцию и даже книгу. В целом, идея совершенной личности сводится к следующим принципам.

1. Отечественная философская антропология ориентирована на принцип диалектического единства противоположностей личности и общества (персонализм и соборность). В самой личности мы наблюдаем два неразрывно связанных начала – социальное и персоналистическое. Личность находит свое высшее персоналистическое раскрытие именно в служении ближнему, в дружбе, любви, общении.

2. Человек неразрывно связан со средой. Система «человек-среда» не является гомогенной. Она функционирует в различных формах и на многих уровнях – молекулярном, энергетическом, химическом, физиологическом, социальном, культурном, духовном.

3.Отечественная философская антропология ориентирована на идею целостности человека (духовно-душевно-телесная полноты). Целостность эта заключается в личности. Человек все свои жизненные проявления описывает через личное местоимение «Я», характеризующее различные стороны его жизни («Мне больно» - душевно или физически, «Я устал» и т.д.). При этом, различные проявления личностной жизни изначально иерархичны: духовная жизнь личности всегда первична по отношению к психобиологической. В реальности данная целостность во многом нарушена (стремления духа вступают в противоречие с душевно-телесными стремлениями) и ее восстановление является сверхзадачей личностного совершенствования.

Понимание проблемы личности в отечественной философской антропологии существенно отличается от западного понимания:

А) Западное понимание: в вопросе о факторах формирования личности абсолютизируется какой-либо один фактор – природная среда (психобиологические факторы – теория Фрейда), социальная среда (общество – теории бихевиорима, марксима), духовная среда, точнее феномен внутренней свободы (гуманисты). Русское понимание: личность формируется комплексно, под воздействием различных факторов – проявлений духовной, природной, социальной и культурной среды.

Б) Западное понимание: поведение человека в среде характеризуется, двумя противоречивыми установками: стремление к гомеостазу (поддержанию равновесия со средой) и антропоцентризм (стремление подчинить среду своим интересам). Русское понимание: – личность стремится к активности, созидательному взаимодействию со средой и ее преобразованию на основе постижения ее законов.

В) Западное понимание личности основано на индивидуализме, раскрывающемся в игнорировании любых ценностей, кроме личного успеха, достигаемого адаптивными реакциями. Русское понимание личности основано на коллективистском императиве служения ближнему. Данный императив выразил выдающийся русский психолог М.Г. Ярошевский: «Преобразовать человека как целостное существо с тем, чтобы его тварная организация была движима высшими духовными ценностями, – такова была русская сверхценная идея» [23].¹

Контрольные вопросы и задания:





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 395 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...