Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Историческая справка. Отсутствие жёстких эстетических критериев, замена художественного образа симулякром (копией, не имеющей оригинала в реальности)



Ассамбляж широко применялся уже художниками начала ХХ века. Пикассо, Дюшан, Брак активно использовали эту технику для выражения своих творческих замыслов и идей. Ассамбляж был блестяще использован русскими художниками в начале ХХ века – Татлиным, Пуни, Родченко, - однако термин ввел Жан Дюбюффе в 1953 году для обозначения произведений искусства, выполненных из обломков естественных материалов, предметов или их фрагментов – например, из утиля. В широкий обиход термин вошел после выставки «Искусство Ассамбляжа», проходившей в нью-йоркском Музее современного искусства в 1961 году, в частности, впервые широко представившей сюрреалистические ассамбляжи Джозефа Корнелла. Одним из основателей техники считается французский художник Сезар (картина «Мусорная корзина золотого голубя», 1969), особенностью творчества которого являлось прессование материала для произведений. Изобразительное искусство является своеобразным зеркалом своей эпохи, отражая наиболее злободневные проблемы современного ему человека и общества. Во многом именно поэтому в современном постмодернистском искусстве основное место занимают идеи нестабильности и заброшенности личности человека, хаотичности и бессмысленности окружающего его мира, многомерности объективной реальности.

Отсутствие жёстких эстетических критериев, замена художественного образа симулякром (копией, не имеющей оригинала в реальности), сознательные акценты на красоте асимметрии и диссонанса, ироничное прочтение искусства прошлого – таковы лишь некоторые черты постмодернистского искусства [6].
Искусство постмодернизма как основа в направлении техники ассамбляжа

Искусство постмодернизма существенно расширило рамки классического изобразительного искусства – живописи, скульптуры, графики. Наряду с ними широкое развитие получили оп-арт (оптическое искусство) и видео-арт, перформансы (представления), хэппенинги (действия, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью), лэнд-арт (ландшафтное искусство) и боди-арт, ассамбляжи и редимейды (готовые предметы, представляемые как произведения искусства) и другие течения поп-арта, которые во многом способствовали формированию нового, «открытого» характера современного искусства [4, 110].

Постмодернизм до сих пор является обобщенным и расплывчатым в смысловом отношении понятием для обозначения ситуации в наиболее «продвинутых» сферах художественной культуры, затрагивая также сферы философии, политики, науки и культурно-цивилизационном процессе в целом, характерных в основном для второй половины ХХ века. Это некий новый этап художественно-эстетической деятельности, когда в пространство пост-культурного (или межкультурного, т.е. переходного) вакуума развивается ситуация принципиально игровой, ироничной ностальгии по всей ушедшей культуре, включая и авангард с модернизмом как последние и наиболее близкие этапы. Происходит ощущение и осознание бытия как абсолютной бескорыстной игры, возвращение на каком-то ином уровне к эстетическому опыту, только теперь не на классических основах прекрасного, возвышенного, трагического, а на принципах игры, иронии, вседозволенного безобразия.

Если в деятельности авангардистов и модернистов присутствовала неудержимая устремленность к чему-то вперед, к открытию новых (на их взгляд) истин, т.е. абсолютно серьезная и ответственная деятельность, направленная на свержение чего-то устаревшего и утверждение новаторских идей, то пост-модернизму все эти амбиции и устремления чужды и неуместны. Это своеобразная ностальгическая усталость, как умудренный опытом столетней эпатажно-инновационной борьбы «старец» от культуры, который знает все и вся в планетарном масштабе, понимает бессмысленность каких-либо серьезных или прагматических усилий, веры в разум, прогресс, истину, добро, красоту, и ценит только одно – наслаждение от игры во всех сферах бытия и сознания, или по крайней мере в том, что называлось когда-то культурой.

Принципы и правила постмодернистской игры с культурным наследием предельно свободны, их теоретики (= практики) поэтому отказываются от всех традиционных философско-эстетических категорий, понятий и принципов художественно-эстетического мышления и заменяют их свободно трактуемыми новыми, в их понимании, принципами и понятиями, как: деконструкция, симулякр, шизоанализ, иронизм, фрагментарность, мозаичность, лабиринт, телесность, соблазн, желание, парадоксальность и так далее,- формируя на их основе некое новое смысловое поле и игровое пространство.

Суть (если здесь уместно говорить о какой-то сути, ибо постмодернизм отрицает и это понятие) данного направления сводится к принципиальному отказу от серьезности по отношению к культурным ценностям при внешне показательной суперсерьезности; к утверждению всеразрушающего отрицания относительной устойчивости вещей и явлений (релятивизма) при постоянной тихой ностальгии по разрушаемому миру; к созданию бесчисленного количества симулякров – будто-философских, будто-научных текстов, будто-художественных произведений и многого другого. Отсюда бережное, почти ритуальное перенесение обломков сознательно и планомерно разрушаемого храма Культуры в новое смысловое арт-пространство и сборка из них неких, нередко замысловатых смысловых и энергетических структур, доставляющих зрителю переходной эпохи все-таки эстетическое удовольствие. Притом процесс этот многими представителями постмодернизма осуществляется бессознательно, и они даже часто не причисляют себя к его сторонникам. Хотелось бы отметить, что крупнейшие направления в искусстве модернизма – поп-арт и концептуализм со всеми их персонажами и ответвлениями по сути своей содержат постмодернистские интенции (направленности мышления), а говоря конкретней, выдвижение на первый план игрового принципа и установку на иронизм в отношении всего и вся. Уже сам факт почти ритуального, почтительного отношения к любому фрагменту повседневности, к обломку любой обиходной вещи, найденному на свалке и с благоговением внесенному в арт-пространство, содержит в себе мощный заряд иронически-игровой энергетики, который характерен именно для постмодернизма. Многочисленные перформансы и хэпппенинги, созданные классиками поп-арта, полностью вписываются в постмодернистскую идеологию.

В конце ХХ века во всех видах и направлениях арт-практик появилось множество имен всякого масштаба, работающих в постмодернистском направлении. Ироническая игра с культурно-художественным наследием, часто под маской серьезнейшей, почти сакральной деятельности, пришлась на рубеже тысячелетий многим по вкусу. Для наглядности приведу пару примеров.

Одной из типично постмодернистских форм творчества в сфере визуальных искусств является создание энвайронментов (англ.environment – окружение, среда) – реальных неутилитарных арт-пространств. В Европе наиболее грандиозные энвайронменты создает греческий художник, постоянно проживающий в Риме и работающий в Германии Яннис Кунеллис. В 80 – 90-е годы он экспонировал ряд монументальных энвайронментов в огромных помещениях – залах и подвалах старинных дворцов, на настоящей барже, в цехах заброшенных заводов и фабрик. Им активно используются все особенности местного интерьера: колонны, перегородки, двери, окна, опорные столбы, остатки заводских станков и прочее. К этому добавляются старые переносные инсталляции или их фрагменты и некоторые новые инсталляционные элементы. В результате возникают каждый раз новые неповторимые парахудожественные пространства, наполненные определенной постмодернистской символикой: обращением к простым вещам, первичным стихиям (огню, земле, воздуху) как символам бытия; своеобразной поэтизацией быстро устаревающей оболочки мира и цивилизации прежде всего; попытками преодолеть время путем переорганизации реального пространства в некое новое качество с помощью по-новому понятых художественных законов, а также инсталляционных приемов. Характерным символом для работ и проектов Кунеллиса является обозначение их названием «Senza titolo» («Без названия»). Слова здесь не играют никакой роли и даже становятся лишними, зрителю предоставляется полная свобода творческого восприятия открывающихся визуальных пространств.

В качестве примера предельно радикального пост-модернистского динамического энвайронмента можно также указать на проект, демонстрировавшийся на Международной выставке самого продвинутого искусства dokumenta X (Касель, 1997), Ганса-Юргена Зиберга. «Пещера памяти в шести пунктах: Шлеф Клайст Гете Раймон Моцарт Беккет» (1997). С помощью 10 киноэкранов и бесчисленных видеомониторов в большом полутемном зале, через который продвигаются, стоят и сидят зрители, создается многомерное пространство жизне-пост-культуры ХХ столетия, которое включает в себя фрагменты культуры, искусства и жизни человеческой от античности до наших дней. Визуальный хаотичный процесс дополняется еще приглушенным звукорядом (музыка, пение, речь, шумы), который можно выбирать, надевая те или иные наушники с разнообразными записями музыки и звуков. Зритель попадает в пространство с широким диапазоном выбора, свободно перемещаясь или пребывая в этом активном, предельно динамичном арт-пространстве, полностью или частично растворяясь в нем и подчиняясь его законам.

Другой распространенной формой постмодернистской художественной деятельности являются всевозможные акции типа хэппенингов (от англ. to happen – случаться, происходить) – импровизационных неутилитарных действий подготовленных участников и вовлеченных в это действо случайных зрителей, - или перформансов (англ. performance –исполнение) – неких, как правило, абсурдных действий, совершаемых на сцене или на природе по определенному сценарию. Их начали разрабатывать и исполнять уже поп-артисты, но особое распространение они получили в последней трети столетия.

Отказавшись от традиционных общечеловеческих ценностей, или не признав их за таковые, пост-культура утверждает новую многоуровневую неклассическую эстетику на некой внутренней неписанной условленности, которая исключает из сферы искусства его фундаментальный традиционный принцип отображения. На основе этих стратегий сооружаются арт-проекты, которые более или менее соответствуют неким общим для данного усиливающего рост хаоса (хаосогенного) момента цивилизации тенденциям. Ничтожное с материальным благоговением выдается за Ничто и ему воспеваются гимны и приносятся «бескровные жертвы». Симулякры всевозможных образов и подобий, не имеющих прообраза в реальности, заполняют арт-пространства пост-культуры.

На смену идеализации, символизации в классическом смысле, выражению в искусстве, пришло конструирование объектов на основе коллажа-монтажа. От отдельной реди-мейд с ее индивидуальной энергетикой (вещь в чистом виде) через композиции вещей-объектов в ассамбляжах и инсталляциях (поп-арт, концептуализм)к организации особых неутилитарных пост-пространств – энвайронментов, в которых могут совершаться некие не поддающиеся логическому осмыслению действа – перформансы, или акции. На этих путях используются многие находки авангарда, модернизма, постмодернизма, элементы консерватизма, кича – все и вся во всевозможных комбинациях. Выдумка и фантазия кураторов и авторов как правило не имеют предела. Проекты и действа индивидуальны и в основном одноразовы. Создаются в данном пространстве, затем разбираются и сохраняются только в документации (вербальной, фото-, видео-, кино и других).Поэтому документ и архив со времен концептуализма играют не меньшую, если не большую роль, чем оригинальный арт-проект в его экспозиционном представлении. Художественный музей постепенно превращается в архив арт-документации.

В рамках данной работы хотелось бы остановить своё внимание на ассамбляже как одной из разновидностей поп-арта.

Ассамбляжи в современном искусстве представляют собой свободные комбинации реальных вещей – целых, либо поломанных; оставленных без изменения, либо художественно доработанных. Как правило, подобные композиции являются своеобразным откликом художников на стереотипы современного «общества потребления», обыгрыванием вещи как одного из центральных образов современного искусства. В зависимости от цели, поставленной художником, подобные композиции могут иметь совершенно различный контекст – от драматического до иронического, игрового. «Для изобразительного искусства стало характерно цитирование, переиначивание известных образцов, копирование; включаются в художественный мир любые изобразительные ресурсы: фотографии, предметы быта, детали машин и т.д.», - отмечает по этому поводу А.И. Поляк [4,107].

Для наиболее полного представления о данном направлении в искусстве, необходимо кратко изучить биографию основных мастеров ассамбляжа.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 409 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...