Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Середины 19 века – начала 20 века



Русский менталитет. Характерные особенности русской философской мысли:

1. Религиозный характер русской философской мысли. Однако были антирелигиозные философские направления. Религиозный характер вызван спецификой исторического развития. Западная философия накопила фундамент, базис (античная философия). В России такого базиса не было, т.к. язычество не было философичным. Базировалось на христианстве.

2. Проблематика. Запад → проблемы гносеологии. Русские → проблема онтологии (бытия)

3. Антропоцентризм (не тео- и не космоцентрична. Главная проблема – проблема человека.

4. Панморализм – умение отличать добро и зло. Т.е. все проблемы морализуются, рассматриваются через призму добра и зла. Это обусловлено духом православия (заповеди) → основные морально-нравственные ценности.

5. Особенно обращает (философская мысль) внимание к решению социальных проблем.

6. Иррационалистичность. Преобладает не разумное обоснование, а миф (иррациональность) → история России положила отпечаток на менталитет. Несмотря на иррационализм.

7. Оптимистический характер на всем этапе исторического развития (дух православия поддерживает).

Вывод: русская философская мысль – синтез ученичества (западничества) и самобытности. Должны учиться у Запада.

Периодизация:

Христианизация Руси. Древне киевская эпоха. Философия не могла зародиться в язычестве (т.к. это стихийная религия, с неразвитым дуализмом природного и божественного. Мир – обиталище богов, за каждой вещью стояло божество, что не давало возможность познать истинную сущность вещи). Первоначальный толчок – принятие христианства. На Русь проникают источники, в частности патористическая литература (философско-религиозные труды) – не порывала связи с античной философией, подпитывала русскую философию. Способствовала формированию умственных и философский интересов другого русского общества (Василий Великий, византийские богословы 4 века). Со второй половины 4 века развивается православие – церковная идеология (наравне с патористической пронизана аскетизмом и мистикой). Это вызвано расколом (1054 г.) церкви на католицизм и православие. Размежевание политической и церковной власти → церковный иммунитет разграничивает власть церковную и политическую. Идеология русской централизованной власти породила идеи русского ренессанса (Волонский).

Теория «Москва – третий Рим» (Фелофей). Идея проведенцианализма. История человечества – история мировых царств, чередующихся в порядке преемственности. Ветхий Рим и новый Рим уже пали, осталось Русское царство, т.е. третий Рим. Теория сформирована в 1492 году, когда Константинополь был захвачен Османской империей и продолжателем традиций является Русь.

С середины 17 века – русское православие.

Направления:

1. Натурфилософское. 18 век. Ломоносов – мыслитель деист, исповедует идеи двойственной истины. Две книги, в одной показал свое величие (природа, мир), в другой (священное писание) – волю.

2. Социологическое. Екатерина II. «Наказ» 1767 г. Новаторские идеи.

3. Антропологическое. Радищев. Антропология. «О человеке, его смертности и бессмертии». Отделил от общества человека и создал уникальную традицию в русской философской мысли. Предрассудки не играют роль. Главное естественность. В основе → принцип сходственности (все, что можно сказать о животных, то и о человеке).

Идейно-политическое течение. Политический радикализм.

Общество жаждало освободительности от самодержавия и крепостничества. Литература формировала общественное сознание, потом наступила революция. Война породила декабристов. Несколько тезисов политического рационализма:

1. русские революционные демократы (Герцен, Белинский, Добролюбов. Движение дворянской и разночинской интеллигенции);

2. народничество (апогей политических радикалов. Бакунин, Лавров, Ткачев, Писарев. Трагедия декабризма внушила отвращение к бунтам → политический консерватизм, основа идеологии контерпросвещения).;

3. русский марксизм.

Русская историческая традиция и влияние запада → появление западничества и славянофильства.

Западничество. Русские революционеры, демократы. Критиковали церковное православие. Симпатизировали материализму, Фейербаху, Гегелю. Т.е. Россия должна учиться у запада (т.к. отстала в своем развитии) и пройти тот же путь.

Славянофильство. Хомяков, Аксаков, Сонеарин. Философия тотальности, фундамент – православие. Идеальная форма православия – монархия. Идеальная экономическая структура – крестьянская община. Организоваться славянофилам позволили работы Чаадаева («Записки сумасшедшего» и «Философичные письма». 30-40 годы 19 века) → признание мессианского будущего России, особого предназначения.

Православие (по Хомякову) гармонично сочетает свободу и необходимость, индивидуальность и церковность. Индивидуальность, соборность – ключевое понятие → определяющий признак единства и множественности. Проявляется во всем (в обществе, семье, в других сферах). Истинная соборность – не плод познавательных, рациональных усилий, а плод духовных исканий. Вырабатывается чувство сердца (не может быть обусловлено рациональными концепциями). Православие не потеряло символической веры. Для славянофилов западное государство – искусственная Россия – естественно выросла (в основе дух православия). Евразийское направление вступило в конфликт со славянофилами.

Что дает слепое поклонение западу?

1. Подражание (а не ученичество);

2. Иссушает русскую душу;

3. Русский народ оказывается в состоянии борьбы против иноземцев. Для западничества дух – государство. Для славянофилов дух – православие.

Философия Достоевского.

Историко-философская концепция. Три стадии 1. Патриархальная; 2. Цивилизации; 3. Христианская (синтез №1 и №2). В основе нравственное совершенство человека.

Данилевский, К.Леонтьева идеи славянофильства.

Усиливает влияние философского материализма, революционно-демократической идеологии. Развитие естествознания. Эволюционная теория, дарвинизм, Сеченов «Рефлексы головного мозга» ­– все акты сознательной и бессознательной деятельности → есть рефлексы → объективные исследования сознание м воли человека.

Новое религиозное сознание → философия свободы В. Соловьева и Николая Бердяева → русское богостроительство.

Марксизм: Плеханов, Вера Засулич. Большевизм: Богданов, Ленин, Сталин. В начале 20ого века → философия русского зарубежья. Три направления: 1. антикоммунизма (Бердяев, Франк); 2. евразийское (Трубецкие, Савицкий); 3. Христианский социализм (С. Бургаков).





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...