Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Указанное зло достигло устрашающих размеров, выросши из некоего
укоренившегося исстари надменного и вредоносного мнения, или суждения. Оно
состоит в том, что достоинство человеческого разума будет умалено, если он
долго и много будет обращаться к опыту и частным вещам, подлежащим чувству и
определенным в материи, тем более что вещи этого рода требуют прилежного
искания и они слишком низменны для того, чтобы о них размышлять, слишком
грубы, чтобы о них говорить, слишком неизящны для того, чтобы ими
пользоваться, бесконечны по количеству и недостаточны по совершенству. И
вот, дело дошло до того, что истинная дорога не только покинута, но даже
закрыта и заграждена, а опыт находится в совершенном пренебрежении, не
говоря уже о том, что он оставлен или дурно управляем.
LXXXIV
Помимо того людей удерживали от движения вперед и как бы околдовывали
благоговение перед древностью, влияние людей, которые считались великими в
философии, и обусловленные этим единогласие и согласие. О единогласии уже
сказано выше.
Что же касается древности, то мнение, которого люди о ней
придерживаются, вовсе не обдуманно и едва ли согласуется с самым словом. Ибо
древностью следует почитать престарелость и великий возраст мира, а это
должно отнести к нашим временам, а не к более молодому возрасту мира,
который был у древних. Этот возраст по отношению к нам древен и более велик,
а по отношению к самому миру нов и менее велик. И подобно тому как мы
ожидаем от старого человека большего знания и более зрелого суждения о
человеческих вещах, чем от молодого, по причине опытности и разнообразия и
обилия вещей, которые он видел, о которых он слышал и размышлял, так и от
нашего времени, если только оно познает свои силы и пожелает испытать и
напрячь их, следует ожидать большего, чем от былых времен, ибо это есть
старшее время мира, собравшее в себе бесконечное количество опытов и
наблюдений.
Не должно считать малозначащим и то, что дальние плавания и
странствования (кои в наши века участились) открыли и показали в природе
много такого, что может подать новый свет философии. Поэтому было бы
постыдным для людей, если бы границы умственного мира оставались в тесных
пределах того, что было открыто древними, тогда как в наши времена
неизмеримо расширились и прояснились пределы материального мира, т. е.
земель, морей, звезд.
А что касается авторов, то высшее малодушие состоит в том, чтобы
воздавать им бесконечно много, а у времени -- у этого автора авторов и
источника всякого авторитета -- отнимать его права. Ибо правильно называют
истину дочерью времени, а не авторитета. Поэтому неудивительно, что чары
древности, писателей и единогласия столь связали мужество людей, что они,
словно заколдованные, не смогли свыкнуться с самими вещами.
LXXXV
Не только восхищение перед древностью, авторитетом и единогласием
побудило деятельность людей успокоиться на том, что уже открыто, но и
восхищение перед самими творениями, изобилие которых уже давно создано
человеческим родом. Ибо если кто-либо обратит взор на разнообразие вещей и
прекраснейшее оборудование, которое механические искусства собрали и ввели
для удобства людей, то он склонится, скорее, к тому, чтобы восхищаться
богатством человечества, чем почувствовать его нужду, не замечая, что
первичные наблюдения человека и те дела природы, кои суть как бы душа и
первое движение всего этого разнообразия, не многочисленны и не глубоко
почерпнуты, что остальное относится только к терпеливости людей и к тонкому
и правильному движению руки или орудий. Например, часы есть, несомненно,
тонкая, тщательно изготовленная вещь, которая подражает небесному кругу
своим вращением и биению сердца животных последовательным и размеренным
движением. И все же эта вещь зависит от одной или двух аксиом природы.
А если кто-либо будет рассматривать тонкость свободных искусств или
также изощренность в обработке естественных тел посредством механических
искусств и рассмотрит вещи такого рода, как открытие небесных движений в
астрономии, гармонии в музыке, алфавита (которым до сих пор не пользуются в
государстве китайцев) в грамматике, или, возвращаясь к механическим
искусствам, дела Вакха и Цереры, т. е. приготовление вина и пива, хлеба или
даже изысканных яств, искусство перегонки жидкостей и тому подобное, то
пусть он хорошенько подумает, сколько же должно было миновать времени для
того, чтобы привести эти вещи к тому совершенству, какое они теперь имеют
(ведь все это -- открытия древние, за исключением перегонки
жидкостей)[33], в сколь малой степени они получены из наблюдений и
аксиом природы (как об этом уже сказано по поводу часов) и как легко и как
бы случайными совпадениями и удачными наблюдениями все это могло быть
открыто; обдумав это, он легко освободится от всякого восхищения и скорее
пожалеет о человеческом жребии, о том, что так незначительны, бедны были во
все века вещи и открытия. А кроме того, упомянутые сейчас открытия более
древни, чем философия и науки. Так что если говорить правду, то вместе с
началом рациональных и догматических наук этого рода прекратилось открытие
полезных дел.
Если кто-либо обратится от мастерских к библиотекам и придет в
восхищение от безграничного разнообразия книг, которое мы видим, то,
исследовав и прилежнее рассмотрев содержание и предмет самих книг, он,
конечно, поразится противоположному. После того как он заметит бесконечные
повторения и то, как люди говорят и толкуют об одном и том же, он перейдет
от восхищения перед разнообразием к удивлению перед малочисленностью тех
вещей, которые до сих пор владели умами людей.
Если же кто-либо направит внимание на рассмотрение того, что более
любопытно, чем здраво, и глубже рассмотрит работы алхимиков и магов, то он,
пожалуй, усомнится, чего эти работы более достойны -- смеха или слез.
Алхимик вечно питает надежду, и, когда дело не удается, он это относит к
своим собственным ошибкам. Он обвиняет себя, что недостаточно понял слова
науки или писателей, и поэтому обращается к преданиям и нашептываниям. Или
он думает, что ошибка в каких-то мелких подробностях его работы, и поэтому
до бесконечности повторяет опыт. Когда же в течение своих опытов он случайно
приходит к чему-либо новому по внешности или заслуживающему внимания по
своей пользе, он питает душу доказательствами этого рода и всячески
превозносит и прославляет их, а в остальном хранит надежду. Не следует все
же отрицать, что алхимики изобрели немало и подарили людям полезные
открытия. Однако к ним неплохо подходит известная сказка о старике, который
завещал сыновьям золото, зарытое в винограднике, но притворился, будто не
знает точного места, где оно зарыто. Поэтому его сыновья прилежно взялись за
перекапывание виноградника, и хотя они и не нашли никакого золота, но урожай
от этой обработки стал более обильным.
Те же, кто занимался естественной магией, те, кто все сводил к симпатии
и антипатии в силу праздных и беспочвенных догадок, приписывали вещам
удивительные способности и действия. Даже если они чего-нибудь достигли, то
эти дела более поразили своей новизной, чем принесли пользу своими плодами.
В суеверной же магии (если о ней надо говорить) следует обратить
внимание на то, что существуют предметы определенного рода, общие у всех
народов, во все века и даже во всех религиях, на которых играют и на которых
основываются науки тайные и суеверные. Опустим их рассмотрение, хотя вовсе
не удивительно, что мнение о богатстве этих наук явилось причиной их
бедности.
LXXXVI
Восхищение людей перед учениями и науками, само по себе уже достаточно
наивное и почти детское, преумножено еще хитростью и уловками тех, кто
занимался науками и преподавал их. Ибо они представляют их с таким
тщеславием и напыщенностью и приводят их к взору человека столь
преображенными и как бы замаскированными, как если бы они были совершенны и
доведены до полной законченности. Если посмотреть на их метод и разделы, то
может показаться, что они объемлют и заключают в себе все, что может быть
отнесено к их предмету. И хотя их части плохо заполнены и подобны пустым
ящикам, все же для обычного разумения они представляются как формы и
основания целостной науки.
Первые же и древнейшие искатели истины, более добросовестные и более
удачливые, обычно те знания, которые хотели почерпнуть из созерцания вещей и
сделать пригодными для пользования, заключали в афоризмы, т. е. в короткие
изречения, разрозненные и не связанные методом; они не притворялись, что
владеют всеобщей наукой, и не обещали этого. А при нынешнем положении не
удивительно, если люди ничего не ищут за пределами того, что им было
передано как уже давно вполне законченное по совершенству и охвату.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 224 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!