Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Фрейд З.: «Пользуясь популярными выражениями, можно сказать, что Я в душевной жизни представляет здравый смысл и благоразумие, а Оно — неукротимые страсти».
«Мы приближаемся к пониманию Оно при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений».
«Чем особенно отличается Я от Оно, так это стремлением к синтезу своих содержаний, к обобщению и унификации своих психических процессов, которое совершенно отсутствует у Оно».
«В то время, как Я, в основном, является представителем внешнего мира, реальности, — Сверх-Я противостоит ему как поверенный внутреннего мира. Оно».
«Сверх-Я погружается в Оно, как наследник Эдипова комплекса, оно имеет с ним интимные связи».
«Оно совершенно аморально, Я старается быть моральным, Сверх-Я может стать гиперморальным и тогда стать жестоким, каким может только быть Оно».
«Отношение Я к Оно можно сравнить с отношением наездника к своей лошади. Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом определять цель и направление движения сильного животного. Но между Я и Оно слишком часто имеет место не идеальное взаимоотношение, когда наездник вынужден направлять скакуна туда, куда тому вздумается».
«Сверх-Я предъявляет самые строгие моральные требования к отданному в его распоряжение беспомощному Я, оно вообще представляет собой требования морали, и мы сразу понимаем, что наше моральное чувство вины есть выражение напряжения между Я и Сверх-Я».
«Мы должны упомянуть еще одну важную функцию, которой мы наделяем это Сверх-Я. Оно является также носителем Я-идеала, с которым Я соизмеряет себя, к которому оно стремится, чье требование совершенствования оно старается выполнить».
«Если Я вынуждено признать свою слабость, возникает страх, реальный страх перед внешним миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей в Оно».
«Импульсивные желания, которые никогда не переступают через Оно, а также впечатления, которые благодаря вытеснению опустились в Оно, виртуально бессмертны, спустя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново. Признать в них прошлое, суметь обесценить их и лишить заряда энергии можно только в том случае, если путем аналитической работы они станут осознанными, и на этом в немалой степени основывается терапевтическое действие психоаналитического лечения».
«Психоанализ является тем орудием, которое должно дать Я возможность постепенно овладеть Оно».
«Там, где было Оно, должно стать Я».
Контрольные вопросы
1. Какова психоаналитическая структура личности?
2. В чем заключаются основные характеристики «Оно», «Я» и «Сверх-Я»?
3. Каковы взаимоотношения между «Оно», «Я» и «Сверх-Я»?
4. Почему «Я» является несчастным?
5. Что представляет собой психоанализ с точки зрения структурных составляющих личности?
Литература
1. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М, 1977. - С. 43-46.
2. Фрейд З. Я и Оно // З. Фрейд. Либидо. - М., 1996. - С. 235-264.
3. З. Фрейд. Очерки по психологии сексуальности. — Минск, 1997. - С. 455-478.
4. З.Фрейд. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. — Тбилиси, 1991. - С. 351-392.
4. Фрейд. Я и Оно. - М.; Харьков, 1998. - С. 839-860.
5. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1995. — С. 334-349.
Тема 12 Страх
Проблема страха в истории философии, науки и медицины.
Многозначность понятия страха. Субъективное состояние и переживание. Различие между страхом, боязнью и испугом.
Страх и невроз. Целесообразный характер готовности к страху и нецелесообразное развитие страха. Реальный и невротический страх.
Формы проявления страха у нервнобольных. Свободный страх ожидания и фобии.
Фобии детей. Инфантильный страх и невротический страх взрослых.
Психоаналитическое понимание причин возникновения невротического страха.
Генетическая связь между либидо и страхом. Сексуальные ограничения и страх.
Топическая динамика развития страха. Связь развития страха с судьбой либидо и с системой бессознательного. Взаимосвязь между вытеснением и страхом.
Страх кастрации, вытеснение, образование неврозов. Страх рождения и отделение от матери.
Три вида страха: реальный, невротический и страх совести. Двоякое происхождение страха: как прямое следствие травматического фактора и как сигнал о том, что возникает угроза повторения этого фактора.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 515 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!