Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Смысл жизни как высшая нравственная ценность. Соотношение высших нравственных ценностей



Смысл жизни, в качестве этической категории, обозначает высшую, стратегическую нравственную ценность (или их целостную совокупность), которая личностью выбирается, представляется как социально значимая.

Одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Существовали различные исторические концепции – от Древней Греции до наших дней, – которые предлагали различные модели смысла жизни исходя из содержания общечеловеческих ценностей:

гедонизм (от. греч. наслаждение) – смысл жизни получить максимум наслаждений;

эвдемонизм (от. греч. счастье) – смысл жизни в том, чтобы быть счастливым;

утилитаризм (от. лат. польза) – смысл жизни в стремлении к личной выгоде и пользе;

прагматизм (от. греч. действие, практика) – смысл жизни связывается с богатством, стремлением к обладанию вещами, комфортом, престижем;

корпоративизм (от. лат. объединение, сообщество) – смысл жизни связывается с общностью интересов ограниченной группы людей, преследующей частные интересы;

перфекционизм (от. лат совершенство) – смысл жизни связывается с личным самосовершенством; гуманизм (от. лат человечный) – смысл жизни связывается со служением другим людям, проникнут любовью к ним, уважением к человеческому достоинству и с заботой о благе людей.

Смысл — это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность — это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от осмысления.

Смысл жизни не преподносится нам готовым, ему нельзя научиться. Этическая теория дает нам лишь ориентацию. Человеку предстоит не узнать смысл жизни, а обрести его в опыте своего бытия, выстрадать в процессе самоутверждения и сложных нравственных исканий. Обретение подлинного, а не ложного смысла – чрезвычайно сложный процесс, предполагающий заблуждения и ошибки, искаженное или неполное воплощение замыслов, несовпадение смысла жизни в общечеловеческом аспекте с индивидуальной интерпретацией.

Сложность проблемы состоит в том, что знать что-то о смысле жизни, определить его для себя и прожить свою жизнь со смыслом далеко не одно и то же.

Анализ предпосылок возникновения, функционирования и развития человеческого общества начинается обращением к человеческой деятельности. Сама история, как известно, является «не что иное, как деятельность человека, преследующего свои цели...» '. Ставя перед собой определенную цель, человек начинает добиваться удовлетворения соответствующей потребности. Поэтому деятельность человека (ее направленность, характер, общественная ценность и значимость) в конечном итоге определяется сложной системой потребностей, переплетающихся взаимовлияют друг на друга.

Наряду с элементарными потребностями, удовлетворение которых обеспечивает само физическое существование человека (пища, одежда, жилье и т. п.), важное место в ее жизни занимают духовные потребности, присущие человеку как родовому существу, потребности, сформировавшиеся в процессе социогенеза. Сюда следует отнести прежде потребности человека в любви и общении, которые, в свою очередь, связаны с потребностями сострадательности, понимание, защите чести, уважения.

В указанных духовных потребностях выделяются высшие социальные потребности, которые формируются на основе взаимосвязи человека и природы. Будучи связанными с эмоциями и чувствами индивида, потребности подверженных сферы неусвидомлених побуждений, нередко приобретая при этом в разной степени выраженного религиозного и даже мифологического окраску. Отражая различные этапы становления и развития личности, высшие социальные потребности снимают противоречия, присущие отношению личность - общество, противоречия социальной среды. На формирование этих потребностей оказывает также влияние осознания человеком своего биологического существования, интерес к проблеме социального бессмертия.

На ранних ступенях человеческой культуры обращения к проблеме смысла жизни нашло отражение в литературном памятнике «О смысле жизни» (древневавилонских диалоге господина и раба). Одной из причин, побудивших к поиску смысла жизни, была неудовлетворенность людей существующей действительностью. Противоречивость социальной среды питала философско-поэтическое сознание аргументами как «за», так и «против» осмысленности земного бытия, приводила нередко к отрицанию его смысла. Раб считает, что намерение хозяина жить благодеянием лишен смысла:

Особенно остро потребность в решении проблемы смысла жизни общество испытывает в переходную эпоху. Изменения, происходящие в нем на уровне экономического базиса (переход к новому способу производства), и перемены в надстройке связанные с ломкой стереотипов жизненных ценностей, отказом от устоявшихся, освященных традицией форм поведения. Подвижные, такие, постоянно развиваются, потребности превращают как сферу моральной мотивации, так и систему поступков, вызывает недовольство теми ответами, которые давались на «вечные» вопросы предыдущими поколениями.

Вместе с тем даже отжившие ценностные ориентации, как правило, продолжают иметь своих сторонников, создают определенное напряжение в социально-духовной атмосфере.

В нашей стране это напряжение обостряется еще не изжиты до конца разрывом идеологизированных схем нравственного воспитания с практикой. Долго обществоведы исходили из представления о человеке как существе рациональную, которая опирается в своих действиях на научно-материалистическое мировоззрение, гармонично согласован с обществом. Практика же все меньше подвергалась дешифровке и объяснению особенно с ростом пьянства, токсикомании и наркомании, проституции и преступности, спадом производительности труда и застоем в экономике, обнищанием культуры и активизацией религиозных исканий. Больнее эти стороны социальной среды затрагивают молодежь, о чем свидетельствуют падение в глазах престижа рабочих и инженерных профессий, переориентации подрастающего поколения на сферу обслуживания.

Конечно, не только сложности социального бытия вызывают у человека интерес к проблемам смысла жизни. Этот интерес неизбежно формируется в процессе «очеловечивания» человека, приобщение его к культуре общества, обучения, усвоения ею накопленного предшественниками опыта, наконец общения.

Актуализация проблемы смысла жизни характерна не только для подростков, но и для людей зрелого возраста. В основном это связано со взломом мировоззренческих стереотипов, серьезными моральными потрясениями.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1757 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...