Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности механизма самоконтроля совести и долга



Долг и совесть — личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образует морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности.

Долг Совесть
Долг – направляет, указывает. Он всегда знает, чего от тебя хочет. И спрашивает по максимуму, – точнее, «от сих до сих», не меньше и не больше. Если ты его не слышишь – твой грех. Несет ли он другим людям радость или страдания, это другой вопрос, но с точки зрения самого долга (и «людей долга») одно только сомнение в его правоте – есть уже непослушание, нарушение долга. Совесть именно судит, и почти не умеет указывать. Она заново переживает тобою прожитое и даже только помысленное и даже за честно исполненным долгом способна обнаружить обстоятельства и намерения, в которых ты, может быть, не хотел отдать себе отчета – и, post factum, говорит тебе всю правду о тебе.
Итак долг – знает. Классический лозунг долга – «ты должен, значит, можешь»; это значит: никакие обстоятельства не рассматриваются, кроме разве что непреодолимых физических. И уж конечно долг слышать не желает о том, что ты персонально, по совести, думаешь о ситуации и своей роли в ней. Ибо нельзя – то есть глупо или прямо преступно – надеяться поступить лучше, чем того требует долг. «Рассуждать» – хотя бы и «как лучше» – значит выкручиваться, юлить, выискивать для себя лазеек. Задача и, так сказать, материал совести, с которым она работает – внутреннее и ситуативное. Но таковое не только служит обоснованием для каких-то поблажек себе (как в том уверен всякий человек долга), но, напротив, бывает в иных случаях и куда строже. Слишком мало для нее заведомо ясных вопросов – чем и пользуется наша слабость… Зато по прошествии времени, рассмотрев много больше того, что видно сразу, она вполне может сказать: нет, ты мог тогда еще и то и то, а значит, был должен…
Больше всего долг боится – поблажек и послаблений. Которые каждый, как в то верит «святая простота», обязательно себе даст, как только позволит себе рассуждать. Совесть не дает поблажек. Всякому мыслящему известно, что спрятаться от правды все равно невозможно. Тем паче, когда эта правда таится в глубине твоей же души…
Работа долга – «серийная». Он в точности равен себе и не ведает исключений. Работа совести – «штучная», индивидуальная. В каждом случае она начинает свою работу заново, не ведает никаких «вообще», «раньше», «другие в таких случаях»…
Итак, долг печется о правильном. Тут нелишне повторить, что правильнее правильного быть невозможно. Потому, кстати, как бы долг ни был тяжек, морально он – удобен… Совесть печется о лучшем. Которое как говорится «враг хорошего» (то есть просто правильного). Потому, как только скажешь себе – «я совершенно прав», тут же чувствуешь, что покривил душой… Совесть – неудобна.
Долг есть твоя верность общему, твоя надежность как звена в социальном целом; это проба на соответствие. Совесть – твоя уникальность, не дающая переложить малейшей ответственности на «всех», социальное целое; это момент истины.
Чувство вины – чувство провинности: неисполненного долга. Напоминает угрызения совести, но это больше страх или дискомфорт. Нет ценностей, кроме ценности Жизни, и нет вины, кроме прямой или косвенной вины перед нею. Чувство вины – «угрызения совести» – это чувство невозможности жить дальше с ощущением полноты своего права жить.

Совесть и долг – эти категории выражают императивность морали.

Человек не может жить в обществе и быть свободным от него, поэтому уже в силу своей социальной сущности он несет по отношению к обществу определенные обязанности: их осознание, внутреннее восприятие и прочувствование составляют основу нравственного долга. Чувство долга оказывает большое влияние на всю деятельность и поведение человека, свидетельствует о том, что требования общественной морали стали нравственными мотивами поведения отдельной личности.

Действительная сила морального долга была отмечена еще в этике И. Канта, считавшего, что долг присущ человеческому сознанию до всякого опыта, и только он определяет поведение человека и является главным понятием морального сознания. Соответственно, долг – это осознание человеком необходимости исполнения того, что предписывается моральным сознанием. В современной этике существует специальный раздел о долге – деонтология.

Можно рассматривать долг и как давление на личность, как принуждение со стороны общепринятых норм, социальной дисциплины. В данном случае долг требует самопринуждения заключающегося:

- в осознании человеком неприемлемости какого-либо своего качества;

- в сопротивлении этому качеству;

- в принуждении себя в случае необходимости к совершению того, что противоречит желаниям человека.

Таким образом, долг понимается не как самоотречение, аскетизм, отказ от земных благ, а как ощущение своей общественной полезности.

Требования долга самоценны, человек выполняет долг бескорыстно, независимо от внешних норм, утверждая приоритет по отношению к своим страстям, пользе и пр., что позволяет рассматривать долг как внутреннюю потребность человека.

Понятие совести фиксирует в этике способность морального сознания к самооценке и самоконтролю. В содержании понятия преобладает оценочный аспект морального сознания. Понятие совести выражает совокупность определенных мыслей, чувств и переживаний, состоящих в том, что человек оценивает и судит свое поведение, его мотивы и последствия на основе выработанного им нравственного сознания.

Нравственное сознание людей есть отражение их моральных отношений, которые определяются их общественным бытием. Стало быть, содержание совести определяется через моральные отношения сложившиеся в обществе, но она также зависит и от индивидуальных особенностей человека. У каждого человека есть совесть. Все дело в том, каково ее содержание, каков характер самоанализа. Таким образом. Совесть – это результат осознания человеком своей причастности к судьбам других людей, она непосредственно связана с убежденностью, с активной жизненной позицией личности, следовательно, совесть как самооценка может выступать мотивом поведения личности. Совесть отнюдь не прирожденное чувство.

Совесть, как и долг, формируется в процессе воспитания человека, его социализации и приходит несколько этапов:

- совесть ориентируется на мнения авторитетных людей, связана с боязнью неодобрения, наказания – авторитарная;

- зрелая совесть является голосом «второго Я» - гуманистическая.

Совесть основана на разуме, поэтому она является эмоциональным феноменом и проявляется как:

- угрызения совести, по поводу отступления от норм;

- аргументы оправдания;

- истинность установок;

- чувство стыда.

И, напротив, если поведение гармонирует с его нравственными убеждениями, человек испытывает моральное удовлетворение, чувствует, что его совесть чиста.

Итак, совесть – это критическая оценка человеком своих поступков, мышления, осознание своего морального долга. Важное качество совести это свобода – понимаемая как право человека на самостоятельное формирование убеждений, независимость духовной жизни.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2207 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...