Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Соборное уложение 1649 г., крепостное право, народные движения, церковная реформа, воссоединение Украины с Россией, канун реформ



Начало правления Алексея Михайловича. (1645-1676 гг.). В 1645 г., после смерти Михаила Федоровича, трон наследовал его единственный 16-летний сын Алексей Михайлович – набожный, образованный, деятельный, но в традиционно-православном русле, позже названным тишайшим за, якобы, мягкий нрав. Фактическим правителем первое время был его «дядька» (воспитатель) боярин Борис Морозов (оба женились на сестрах Милославских, Марии и Анне). Стремясь пополнить оскудевшую казну, правительство ввело вместо прямого стрелецкого и ямского – косвенный соляной налог (цены на соль выросли в 4 раза). Цели эта мера не достигла, соляной налог был отменен, но решено было взыскать образовавшиеся недоимки по прямым налогам. Это вызвало бунт населения столицы – посадских людей, стрельцов и дворян (Соляной бунт 1648 г.), с трудом подавленный. Восстания городских низов произошли в Пскове, Новгороде (1650 г.) и других городах. Участники восстания в Москве потребовали экстренного созыва Земского собора, на котором было принято решение о составлении нового уложения. Оно было выработано комиссией, возглавляемой кн. Н.И. Одоевским, и 1 сентября 1649 г. утверждено Земским собором.

Соборное Уложение 1649 г. – новый универсальный кодекс феодального права, действующих законов, включавший 25 глав, 967 статей и впервые изданный типографским способом (действовал до 1832 года). Он устанавливал нормы во всех сферах жизни общества – социальной, экономической, административной, семейной, духовной, военной и меры наказания за их нарушения. Соборное уложение определяло сословную структуру общества, положение, права и обязанности четырех сословий – духовенства, дворян, посадских и крестьян, несение различных служб. Первые главы посвящались преступлениям против церкви и царской власти и наказаниям за них (до сожжения на костре и казни). Запретив передачу вотчин монастырям (при пострижении в монахи) и епархиям (на помин душ), Соборное уложение тем самым перекрывало источники роста церковного и монастырского землевладения (что вызвало резкое осуждение патриарха Никона). Поместья дворян уравнивались с вотчинами в отношении владения и наследования.

Соборное уложение отразило начавшуюся эволюцию самодержавной монархии с боярской думой и земским собором в абсолютную монархию, т.е. постепенное сосредоточение всей власти – законодательной, исполнительной и судебной в руках монарха, опирающегося уже не на сословия, а все больше на чиновничье-бюрократический аппарат. Но в отличие от Западной Европы, где абсолютные монархии складывались в процессе упадка феодальных сословий и формирования нового класса буржуазии (являясь регулятором отношений между ними), в России абсолютизм укреплялся на феодальной основе. Утверждение абсолютизма в России форсировалось постоянной внешней угрозой со стороны более развитых стран западной Европы и систематических грабительских набегов с юга, необходимостью иметь в постоянной готовности значительные вооруженные силы. Их содержание превышало возможности населения, и только неограниченная власть монарха могла принудить население приносить жертвы государству. Имели значение и другие факторы – огромные размеры территории страны, не прекращавшаяся колонизация, соперничество боярства с основной массой дворян, городские восстания середины XVII века.

Соборное уложение 1649 г. окончательно юридически закрепило крепостное право. В нем устанавливались наследственность крепостного состояния и бессрочный сыск беглых (с привлечением местной администрации). Запрещалось «закладничество» (добровольное холопство), крепостные порядки распространились на черносошных (государственных) и на дворцовых крестьян. Прикреплялись и записывалось в тягло жители посада. Крепостное право имело свое объяснение и оправдание – при ограниченности ресурсов и средств только таким путем можно было обеспечить вооруженные силы и государственный аппарат, служилоспособность дворян. Вместе с тем, велики были и отрицательные последствия несвободы крестьян – экономические (неэффективный труд) и нравственные (униженность, покорность, рабская психология крестьян, с одной стороны, и вседозволенность, леность, безинициативность господ, с другой).

Народные движения.XVII век называют «бунташным», имея в виду частоту и размах народных движений – периода Смуты (восстания Хлопка 1603 г., Ивана Болотникова 1606-1607 гг., соляной бунт 1648 г., медный бунт 1662 г., казацко-крестьянское движение Степана Разина, восстание стрельцов конца века. Главная и общая причина народных восстаний состояла в экономическом и финансовом кризисе в стране, закрепощении крестьян, тяжести налогов, повинностей и общего положении основной массы населения – социальных низов. Наиболее широким и опасным для власти было казацко-крестьянское восстание под предводительством донского казачьего атамана Степана Разина 1670-1671 гг., охватившее Поволжье и Левобережную Украину.

Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить порядок и устои в русской православной церкви, расширением связей с Украиной и греческим Востоком, требовавших единообразия в обрядности. Унификация текстов и обрядов должна была служить превращению Русской православной церкви в центр мирового православия. Идея доминирования в православном мире была усвоена Алексеем Михайловичем и стала главной внешней причиной церковной реформы. Ее смысл состоял в приведении текстов богослужебных книг и церковных обрядов в соответствие с греческими оригиналами и практикой того времени (также изменившимися после падения Византии), а также в упорядочении церковного быта, укреплении благонравия. Начал реформу в 1652 г. новый патриарх Никон. Это был статный, незаурядного ума, но властный и своенравный глава церкви, вначале активный ревнитель церковного благочестия, фактический соправитель царя, но часто применявший в ходе реформы принуждение, насилие. Горделивый и амбициозный патриарх одновременно с церковной реформой пытался поставить церковь над государством, а себя над царем (старше которого он был на 25 лет). Никон был одержим идеей превосходства духовной власти над светской, вмешивался в светские дела, выступал против ограничения церковно-монастырского землевладения по Уложению 1649 года (оно составляло треть всего земельного фонда), прибегал к демаршам, ультиматумам и поэтому был лишен поддержки царя. После длительного противостояния и самостоятельного сложения сана Никон был осужден, низложен поместным собором в 1666 г. и сослан в Ферапонтов монастырь.

Продолжавшаяся под началом царя церковная реформа вызвала массовое недовольство «новой верой» у части бояр, духовенства, в низах (греков, тексты и обряды которых были признаны эталонными, считали давно сбившимися с истинно православного пути). Расхождения в обряде состояли в замене прежнего двоеперстия троеперстием, земного поклона – поясным, единогласия – многогласием (для сокращения службы), двойной аллилуйи – тройной и др. Реформа расколола церковь на ее сторонников и противников - старообрядцев.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1418 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...