Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Это течение захватило державинский кружок (например, Капниста), Карамзина и его школу, нашло теоретика в лице Востоко-ва, практиков-поэтов в лице Мерзлякова; Цыганова, Дельвига,
Одоевского (декабриста), позднее Кольцова. Отразилось оно и в творчестве Пушкина («Песни Западных Славин») и Лермонтова («Песнь о купце Калашникове»), но осталось в пределах «младших» жанров по сравнению с равносложным тоническим стихосложением.
Следует отметить, что многие из размеров, трактовавшиеся как
национально-русские, являются типическими тоническими рав
носложными размерами, и могут встречаться в любой литературе,
применяющей подобную систему. '
Возьмем, например, стихи Кольцова:
Ну, тащися, сивка,
Пашней, десятиной,
Выбелим железо,
О сырую землю...
Размер их совпадает с размером Негаег'оъского стихотворения «Der Regenbogen».
Schönes Kind der Sonne Bunter Regenbogen, Ueber Schwarzen Wolken Mir ein Bild der Hoffnung!
Второе течение •*- имитация античным метрам — имеет своих представителей в лице Радищева, Востокова, Мерзлякова, Дельвига, особенно Гнедича, переведшего гекзаметром Илиаду, Жуковского и др. Иногда оно скрещивалось, как видно уж из перечня имен, с «русским» течением. Отразилось оно и в творчестве Пушкина и — слабее — Лермонтова.
Но ни то, ни другое течение не могло побороть традиции равносложных размеров, особенно укрепленной деятельностью поэтической школы Жуковского, Пушкина и их современников.
Остановимся на принципе русского классического тонического равносложного стихосложения.* '
В основе этого стихосложения лежт,скандовка, т.е. усиленно размеренное произношение стихов с расстановкой ударения на равных слоговых промежутках.10
При скандовке ударения распределяются иногда на слогах,
практически неударяемых, с другой стороны, слоги ударяемые
могут остаться без ударения: '
Дух от ри ца нья, дух со мре нья 138
Скандуя, мы ставим ударения на словах «от», «ца», «дух» и «мне», в то время как естественно ударения падают несколько иначе, а именно — первое слово «дух» несет ударение, отсутствующее при скандовке, с- другой стороны, на слоге «от» нет соответственного ударения и оно появляется только в скандовке.
При расстановке скандовочных ударений должно соблюдать следующие правила: 1) Слово может получать дополнительные ударения, равно отстоящие от естественного. Так, слово «освобождение» может быть проскандировано двумя способами: «освобождение» или «освобождение» (т.е. или 1 неударный слог, 1 ударный, 1 неударный, 1 ударный, 1 неударный, 1 ударный — или 1 ударный, 2 неударных, 1 ударный, 2 неударных). При получении дополнительных ударений естественное всегда сохраняется. 2) Слово может потерять свое естественное ударение. Ясно, что в таком случае оно никакого скандовочного ударения нести не может. 3) Из этого вытекает, что слово в скандовке не может быть' переакцентуировано, т.е. его ударение не может быть перемещено. Так, невозможно скандовать приведенный стих по системам:
Дух отрйцанья, дух сомненья
или:
Дух отрицанья, дух сомненья.
В первом случае переакцентуировано 2 слова («отрицанья» и «сомненья»), во втором одно («сомненья»). Переакцентуация противоречит значению слова, ибо естественное ударение имеет функцию значения (ср. «замок» и «замок»): слово переакцентуированное теряет значение, обессмысливается.
Если мы читаем:
Гремит музыка боевая,
то слово «музыка» вместо «музыка» здесь не переакцентуировано; я поэтической, а может быть и практической, лексике 20-х годов (и позже) это слово употребляют с ударением на «ы*. Точно так же ударение на словах «призрак», «языки», «деятельный», «счастливый» и т.п. не являются ударениями «неправильными», — это поэтическая форма слова, и имеется весьма ограниченный круг слов, которые в поэтическом употреблении получают ударение не на том слоге, на котором они несут его в практической лексике.
Объясняется это тем, что стихотворная речь есть в некоторых отношениях в своем роде «диалект», обладающий своей собственной лексикой. При помощи приведенных правил мы в больший-1 стве случаев безошибочно расставим ударения & скандовке, принимая во внимание, что правильность чередования ударных и неударных слогов должна быть соблюдена в пределах всего стиха. Однако, в некоторых случаях неясно, как скандовать стихи:
Кочующие караваны
можно проскандировать, не нарушая правил скандовки, двояко: 1) Кочующие караваны
2) Кочующие караваны.
Здесь следует заметить, что скандовка отдельного стиха определяется способам скандовки окружающих его стихов. Стихотворения состоят из стихов, одинаково скандуемых. Не бывает стихов вне стихотворений. Так, приведенный стих находится в контексте:
Когда сквозь вечные туманы Познанья жадный он следил Кочующие караваны В пространстве брошенных светил..
Соседние стихи указывают на способ его скандовки. Стих должен быть скандован по 2-му способу.
Но возьмем другой контекст:
., li • '
Когда сквозь седые туманы, '
Познания жадный, следил ' '
Кочующие караваны
В пространстве бродящих светил...
Здесь тот же текст должен быть скандован по 1-му способу.
Замечу, что и способ его произношения при'нормальном чтении
несколько различается в первом и во втором случаях. ' •,
Дополнительные скандовочные ударения естественнее всего падают на первый и на последний слоги слова. Так, если ударе* нйй стиха падают через два на третий слог стиха» <то дополнителен ное ударение почти никогда не падает иначе, как на первый слог слова, например:
И надо мною ликуя, Пташек поет хоровод... Чу, шум на площади, дукоплеекания.
Если ударения падают через один слог, то там допускается почти полная свобода в расстановке дополнительных скандуемых ударений.
Все сказанное справедливо только для правильных равносложных тонических размеров (школы Ломоносова—Пушкина).
Итак, при скандовке могут представиться два случая. Ударения падают через слог — размер двусложный; ударения падают через два слога — размер трехсложный.
Если в двусложном размере ударения падают на четный слог, мы имеем ямб. Пример:
Скребницей чистил 6н коня, А сам ворчал, сердясь не в меру «Занес же вражий дух меня На распроклятую квартеру»
Если ударения падают на нечетные слоги, мы имеем хорей. Пример:
В поле чистом серебрится Снег волнистый й ряббй, Светит месяц, тройка мчится, По дороге столбовой.
В двусложных размерах, как говорилось выше, часто бывает пропуск ударяемости, т.е. ритмическое ударение падает на слог неударный, например;
, На распроклятую квартеру...
ЛЬ дороге столбовой...
Пропуск ударяемости чаще всего встречается на предпоследнем ритмическом ударении стиха, т.е. на предпоследней стопе, а в хорее также на первом слоге стиха. Пропуск ударяемости сокращенно обозначают словом «пиррихий».
Вот примеры пиррихиев из стихотворения Фета «Весенний дождь» (четырехстопный ямб)
Еще светло перед окном,
В разрыве облак солнце блещет,
Я воробей, своим крылом В песке купался, трепещет, А уж от неба до земли Качаясь, квнжется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду иодошло, По свежим листьям барабанит.
Здесь на 16 стихов пиррихий на 3-й (предпоследней) стопе ветре?-чается 7 раз, на 1-й — 1 раз (Зги стих) и на 2-й т- 1 раз 47-й стих).
Ср. четырехстопный хорей (начало «Алёши Поповича» Алексея Толстого):
Кто веслом так ловко правит
Через аир и купырь,
Это тот Попович славный,
Тот Алёша-богатырь.
За плечами видны гусли,
А в ногах червлёный щит;
Супрст/т его царевна
Полоненая сидит.
Под себя поджала ножки,
Летник свой подобрала,
И считает робко взмахи
.Богатырского весла.
— Ты почто меня, Алёша,
В лодку песней заманил?
У меня жених есть дома,
Ты ж, похитчик, мне немил!
Здесь на 16 стихов пиррихиев на предпоследнюю стопу (3-ю) падает 5, на первую — 8.
Подобное тяготение пиррихиев к предпоследней стопе, а в хорее также к первой можно проверить на любом примере.
Иногда (чаще всего в ямбе на первом слоге) имеются неметрические ударения, т.е. ударяемые слоги (по большей части односложные слова, что вытекает из правил скандовки), на которые не падает ритмического ударения:
Будь мне вожатаем, дерзаю за тоббй., <
f
Трехсложные размеры делятся на следующие:
Дактиль, когда ударение падает на каждый первый слог
трехсложного ритмического периода (т.е. на 1-й, 4-й, 7-й и т.д. слог стиха). Пример:
Тучки небесные, вечные странники, Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
Амфибрахий, когда ударение падает на каждый второй слог ритмической группы (т.е. на 2-й, 5-й, 8-й и т.д. слог). Например:
Последняя туча рассеянной бури,
Одна ты Несешься по ясной лазури,
1 Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Анапест, когда ударение приходится на каждый 3-й слог (т.е. на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. слог стиха).
Если пасмурен день, если ночь не светла, Если ветер осенний бушует, Над душой воцаряется мгла, Ум, бездействуя, вяло тоскует.
В трехсложных размерах пропуск ударяемости почти не наблюдается." Неметрические ударения, как ясно следует из правил скандовки, мргут падать не только на односложные, но и на двусложные слова. Как й в ямбе, неметрические ударения в трехсложных размерах падают преимущественно на первый слог стиха, особенно это типично для анапеста, напр.:
Тучка в небе как тихая дума, Ветер смолк, чуть листы шевеля, Лейся', лейся без ветра и шума, ТеЛлый Дождь, на сухие поля! ЛЬш> дороги тобою прибита, Жадно пьет твою влагу трава, Ты для льна благодать и для жита, Из земли они вышли едва.
(Яхонтов.)
Ср. неметрические ударения в амфибрахии:
Шел сеятель с зернами в поле и сеял, И ветер повсюду те зерна развеял.
(Ж е м ч у ж н и к о в.)
Что касается пропуска ударяемое™, то изредка такой пропуск встречается на первом слоге дактиля:
Нет, мы не хуже других т- и давно В нас напилось и созрело зерно. Не для того же пахал он и сеял, Чтобы нас ветер осенний развеял? (Некрасов)
В русскую терминологию из античных метрик Проникло понятие стопы.12 Стопой именуется в двусложных размерах группа слогов по два слога (т.е. первой стопой являются первые два слога стиха, второй — 3-й и 4-й, третьей —5-й и 6-й и т.д.). Последние слоги стиха, после последнего ударения, принадлежат стопе, содержащей это ударение. В трехсложных размерах стопой является группа слогов по три слога (первая стопа — слог с 1-го по 3-й, вторая — с 4-го по 6-й, третья — с 7-го по 9-й и т.д.). Таким образом, в пределах каждой стопы имеется всегда одно и только одно ритмическое ударение. Таким образом, число ритмических ударений и число стоп в стихе — одно и то же. Четырехстопный стих является в то же время и четырехударным.13
В стихе следует учитывать следующие явления:
ЦЕЗУРА
Цезурой именуется однообразно проведенный через все стихотворение словораздел; т.е. если после определенного слога в каждом стихе имеется словораздел, то мы его именуем цезурой, а части, на которые этой цезурой стих разделяется, полустишиями. Пример: цезура после шестого слога в шестистопном ямбе.
Не множеством картин / старинных мастеров Украсить я желал / всегда сврю обитель, Чтоб суеверно щ I дивился посетитель, Внимая важному / сужденью знатоков.
Если последнее ритмическое ударение первого полустишия может падать на неударяемый слог, то цезура именуется силлабической. Иначе говоря, при силлабической цезуре на последней стопе первого полустишия возможен пиррихий. Приведенный пример дает нам силлабическую цезуру, так как в нем имеется стих (четвертый), где на третьей стопе — пиррихий.
Внимая важному сужденью знатоков. 144
Если последнее ритмическое ударение падает всегда на ударный слог, мы имеем тоническую цезуру, например:
Не сверчка нахала, / что скрипит у печек, Я пою: герой мой / — полевой кузнечик. Росту небольшого, / но продолговатый, На спине носил он / фрак зеленоватый...
(Полонский.)
В этом примере на 3-й стопе пиррихий ни в одном стихе не встречается,
Насколько глубоко влияние тонической цезуры на стихотворение, можно увидеть, сличив приведенный пример из Полонского с таким же шестистопным хореем, но без цезуры:
Вылетала бедна пташка на долину, Выронила сизы перья на долине. Быстрый ветер их разносит по дубраве, Слабый голос раздается по пустыне1. Не скликай, уныла птичка, бедных пташек, Не скликай ты родных деток понапрасну-Злой стрелок убил малюток для забавы, И гнездо твое развеяно под дубом.
(Мерзляков.)
•
Стихи.эти звучат совершенно иначе. Дело в том, что благодаря тонической цезуре в первом примере ударения обязательно падают на 3-ю и 6-ю стопы. Стопы 2-я и 5-я ослаблены как предпоследние в полустишиях, 1-я и 4-я — как первые стопы хореических полустиший. Появляется стремление читать эти стихи на 2 счета:
Во втором примере ударение постоянно падает на 6-ю стопу. Ослабленность первой хореической стопы заставляет нас делать второе обязательное ударение на 2-й стопе, а отсюда, в стремлении к симметрии, мы невольно упираем на 4-ю стопу и стремимся читать стих на 3 счета:
10-5046
РИФМА
Рифмой называется созвучие (совпадение звуков) концов стихов, начиная с первого ударного гласного.14 Рифмы делятся на:
а) Мужские, если ударение стоит на последнем слоге. Приме
ры: «час—раз», «светла—мгла», «избирал—идеал».
Мужская рифма, оканчивающаяся н0 гласную, требует совпадения согласного звука, предшествующего гласному (опорный согласный), например: «светла—мг/ш», «дня—меня», «жди— вперед«». Слова «рука—моя», «светла—изба» не рифмуют, так как в них не совпадают опорные согласные.
б) Женские, если ударение падает на предпоследний слог: «вре
мя—племя», «стйхия-^голубыё»', «нежный—мятежный» и т.п.
в) Дактилические, если ударение падает на третий от конца
слог: «накопится—торопится», «битвою—молитвою» и т.п.
г) Гипердактилические, если ударение стоит на 4-м, 5-м и т.д.
слогах: «падающий—радующий», «притягиваются—притрагивают
ся» и т.п.
Рифма создает соответствие между стихами/Несколько стихов, связанных рифмами, образуют строфу. Характер строфы обыкновенно выражается формулой, составляющейся следующим образом: стихи, рифмующие между собой, обозначаются одной буквой, особой для каждой новой рифмы. Буквы выписываются в порядке следования стихов. Например:
В тот же день царица злая,.................... А
Доброй вести ожидая............................. А
Втайне зеркальце взяла.......................... b
И вопрос свой задала:............................ b
Я ль, скажи мне, всех милее,,..,.t........,.. С
Всех румяней и белее?.....,..,.„.,..,..„... Г,С
Формула будет ААЬЬСС. Такая рифмовка, когда стихи рифмуют смежными парами, именуется смежной.
Взгляни, мой друг: по небу голубому.... А
Как легкий дым, несутся облака:................... b
Так грусть пройдет по сердцу молодому,... А
Его как сон касался слегка..................... Ъ
Формула АЬАЬ. Такая рифмовка (четные стихи рифмуют между собою, нечетные — между собою) называется перекрестной.
Чрез много лет, в час тихого молчанья,....... А
Я книги той переверну листы:......................... b
Засохший мне тогда предстанешь ты;......... b
Но оживешь в моем воспоминанье................ А
Формула АЬЬА. Такая рифма называется охватной.
Как в предыдущих формулах, так и в дальнейших, большие буквы употребляются для женской рифмы, малые — для мужской.
Строфы образуются путем закономерного соединения стихов, рифмующих между собою, а в некоторых случаях путем упорядоченного чередования неравных между собою стихов.
При соединении рифмующих стихов в русском 'языке руководствуются правилами чередования (сочетания), проникшими к нам из Франции при посредстве ^ермании (введены Ломоносовым на смену обязательности одних женских рифм, господствовавшей до него).
В согласии с этим правилом в русских стихотворениях употреблялись преимущественно рифмы двух родов окончания — мужские и женские:
У лукоморья дуб зеленый,................................ (ж.)
Златая цепь на дубе том,.................................. (м.)
И днем и ночью кот ученый............................. (ж.)
Всё ходит по цепи кругом................................ (м.)
На сочетании женских и мужских стихов построено подавляющее большинство русских стихотворений. Впрочем, столь же традиционно смешение дактилических'и мужских рифм, например:
По вечерам над ресторанами.............,.......... (д.)
Юорячий-Івоадух яцкм глух............. з........ „........ (м-)
И драдит «мфиками пьяными............... (д.)
Весенний и тлетворный дух......................... (м.)
її (А. Б л о к.)'
Чрезвычайно редки случаи смешения трех родов рифм, например:
Слезы людские, о, слезы людские.................. (ж.)
Льетесь вы ранней и поздней порой, —....... (м.)
Льетесь безвестные, льетесь незримые......... (д.)
Неистощимые, неисчислимые,....................... (д.)
Льетесь, как льются струи дождевые............ (ж.)
Э осень глухую, порою ночной.,..,................. (м.)
(Тютчев)
10е
Иногда писались стихи на один род окончания. Например:
1) только мужские:
В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет...
(Л. M е й.)
2) только женские:
Тихой ночью, поздним летом /
Как на небе звезды рдеют? " '
Как под сумрачным их светом Нивы дремлющие зреют...
(Тютчев.)
3) только дактилические:
Тучки небесные, вечные странники, Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
(М. Лермонтов.)
І, t *
, '«І*
Наиболее короткие строфические объединения стихов — это
двустишия AAbbCCdd... (смежная или парная рифмовка). Подобная рифмовка характерна для шестистопного, ямба, для четырехстопного хорея в сказках и др. Примеры приведем дальше.
Наиболее распространен«разные виды четверостишия. Кроме вышеперечисленных, следует упомянуть четверостишие, в котором рифмуются, только четные стихи, а первый и третий не рифмуют между собой (холостые стихи, т.е. не имеющие рифмо-вой пары), например:
Над озером тихим и сонным, Прозрачен, игрив и певуч, Сливается с камней на камни Холодный железистый ключ.
(К. С л у ч е в с к и и.)
Употребительны также шестистишия формы ААЬССЬ, например:
Прости! Покорен воле рока, Без глупых жалоб и упрека Я говорю тебе: прости! К чему упрек? — Я верю твердо, Что в нас равно страданье гордо, Что нам одним путем игги.
(А. Г p и г о p ь е в.)
Из иных форм относительно часто встречаются пятистишия рифмовки АЬААЬ, например:
Еще весны душистой нега К ним не успела низойти: Еще овраги полны снега; Еще зарей гремит телега На запорошенном пути... (Ф е т.)
Обычно строфа оканчивается мужским стихом (как во всех приведенных примерах).
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 341 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!