Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ИОАНН ДАМАСКИН (675—753). Один из первых средневековых схоластов. Оказал огромное влияние на западноевропейское богословие и воззрения древнерусских мыслителей. Основной трактат — Источник знаний.
Основная мысль — необходимость универсального, энциклопедического и богословского образования. Дамаскин дал высочайшую оценку книжному учению и образованию. В трактате рассмотрена психолого-педагогическая проблематика: о способностях воображения, памяти и др. Даны методические рекомендации по работе с книгой, организации диспутов и пр.
ФОТИЙ (патриарх) (820—897). Наставник Кирилла (Константина) и Мефодия, славянских первоучителей. Организатор школьного дела. По его мнению, школа должна являться местом, где молодое поколение усваивает точно очерченный круг общечеловеческих ценностей. Создал в Константинополе школу для детей элиты, представляющую собой нечто среднее между высшей школой и интеллектуальным кружком. Ее характерные особенности:
— ведущая роль энциклопедически образованного учителя, имеющего не
пререкаемый авторитет;
— простота и искренность между учителем и учениками, привязанность
их друг к другу и общая «ревность» к знанию;
— универсальное содержание образования, включающего как светские на
уки, так и богословие;
— активный метод обучения — беседа.
Для своей школы Фотий написал труд Мириобиблион (Тысячекнижие), содержавший пересказ более 300 произведений античных и византийских писателей, историков, ученых.
МИХАИЛ ПСЕЛЛ (1018—1090), выдающийся государственный деятель и философ, личность предвозрожденческого склада и высоты, ученый-эрудит, логик, учитель дворцовой школы, воспитатель наследника императорского престола, автор учебников. В середине жизни принял монашество. Оставил большое число педагогических трудов: Обзор риторических идей, О стиле некоторых сочинений, О всяческой науке и др.
Выступал противником крайностей монастырских форм религиозного воспитания и обучения. Соглашаясь с учением о двух природах — земной и небесной, — он считал, что и образование человека должно проходить в два этапа: изучение наук о низшей природе, заканчивающееся усвоением элементов античной философии, не противоречащих христианским догмам, и постижение божественного мира через изучение теологии.
Идеально воспитанный византиец, по Пселлу, — телесно прекрасен, светски образован, умеет восхищаться красотой материального мира, обладает христианской твердостью ума и душевным благородством. Во взглядах на цели воспитания Пселл был ярким представителем христианского гуманизма.
Продолжателями идей М. Пселла были его ученики: Иоанн Итал (XII в.), Варлаам Калабрийский (конец XII — нач. XIII в.), Никифор Григора и Феодор Метохит (XIII — XIV вв.) и др. Наиболее видной фигурой последнего периода византийской философской и педагогической мысли считают Георгия Гемиста Плифона (1355—1452).
■ Специфические черты византийской культуры и образованности ока- ■
зали благотворное влияние на последующий ход развития всемирной
■ культуры.
40
ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
АНИЦИЙ МАНЛИЙ БОЭЦИЙ (ок. 480—524). Римский политический и государственный деятель, философ, теолог и поэт, «великий учитель средневековья».
Утешение философией, Наставления к музыке, Наставления к арифметике, богословские сочинения и др.
Получил блестящее образование в Риме и др. городах, изучив весь круг античных наук. Был хранителем и популяризатором достижений античной мысли.
Заложил фундамент схоластики. Дал теоретическое обоснование двухступенчатой системы обучения — тривиума и квадривиума, в ходе изучения последнего у учеников должно формироваться умение мыслить дисциплинированно и строго логически.
Автор классических учебников по арифметике, музыке, геометрии, астрономии, пользовавшихся большой популярностью с VI по XIII в.
АЛКУИН (ФЛАКК АЛЬБИН) (ок. 735—804). Англосаксонский ученый и педагог, современник Карла Великого, его советник по делам культуры, школы и церкви, аббат.
Разговор об истинной философии, Словопрения Пипина с Альбином, теологические соч., 300 латинских писем о каролингской эпохе, труды по литургии, заложившие основы католической обрядности и др.
Развивал идеи о распространении образования. Считал, что мудрость есть знание, приобретенное в процессе обучения. Его учебники были построены в диалогической форме таким образом, что вели ученика от простых понятий и простого выражения мысли к философским концепциям и сложным оборотам.
Призывал обучать детей грамоте и диалектике, не презирать светские знания.
Использовал в своей пед. практике разнообразные формы изложения материала, живые дискуссии, сложные иносказания — загадки, перефразы. Научить — значит «мудро спросить».
Среди его учеников было много выдающихся деятелей Каролингского возрождения.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 443 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!