Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Виктор Аксючиц под тенью оккультизма 11 страница



[5] Часть текстов, вошедших в эту книгу, написана специально для этого сборника. Другая часть была опубликована прежде: «Церковная награда – оккультистам» – Радонеж. – М., 1997, № 3; «Еще раз о церковных орденах и оккультистах» – Радонеж. – М., 1997, № 4; «Если церковные ордена дают оккультистам, что остается православным?» – Радонеж. – М., 1997, № 6; «Александр Мень: потерявшийся миссионер» – Радонеж. – М., 1997, №№ 7 и 8; «Космическая иерархия»... на госбюджете. Рериховцы предсказывают конец света в 1997 году» – Труд. – М., 30 мая 1997; «Отдел религиозного образования рекомендует заняться магией» – Радонеж, – М., 1997, № 12; «Вероотступничество как частное дело христианина» – Радонеж, – М., 1997, №14; «В ожидании меры пресечения...» – Радонеж, – М., 1997, № 15.

[6] Свт. Григорий Богослов. Слово 21 // Творения. –Троице-Сергиева лавра, 1994, т. 1, сс. 318-319.

[7] А. Л. Яншин. Приветственное слово // “Защитим культуру”. Материалы международной общественно-научной конференции, посвященной 60-летию пакта Рериха. – М., 1996, с. 20.

[8] Материалы к семинару “Перспективы человечества на пороге нового тысячелетия”. – Новосибирск, Академгородок, 28 апр. — 2 мая 1993, с. 61.

[9] Подробнее об этом в главах “Оккультный коммунизм” и “Оккультный расизм” в моей книге “Сатанизм для интеллигенции” (М., 1997).

[10] См.: В. Алексеев. А. Григорьев. Религия Антихриста. – Новосибирск, 1994, с. 132. Мне особенно стыдно, что об оккультных симпатиях Бестужева-Лады написали эти авторы-протестанты, а православные как ни в чем не бывало наградили его церковным орденом. Любые игры с язычеством вызывают бурное неприятие у протестантов. И среди последствий, которые будет иметь награждение г-д Яншина и Бестужева-Лады, увидим и усиление антипатии русских протестантов к Русской Православной Церкви. В данном случае, увы, отнюдь не безосновательное усиление...

[11] С. Залыгин. Разумный союз с природой // Наш современник. – М., 1987, №1, с. 119.

[12] Чистый мир. Ежемесячная газета о воспитании души. – Минск, 1996, № 4 (7).

[13] Первый выпуск состоялся осенью 1997 г. - Примечание 1998 года.

[14] Лёзов С. Новый Завет и Голокауст // Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. – М., ИНИОН, 1991, выпуск 3. Христианство и политика, с. 153.

[15] Там же, с. 174.

[16] Там же, с. 163.

[17] Там же, с. 159.

[18] Лёзов С. Христианство после Освенцима // Актуальные проблемы современной... Сс. 185-186.

[19] Там же, с. 196.

[20] “Особый разговор – о некоторых учебных заведениях, в том числе о высших, которые носят название православных, но где не только допускаются, а порой даже господствуют неправославные взгляды. Как бы вы отнеслись к тому, что Ветхий Завет комментируется не по святым отцам, а по Талмуду, Каббале, Корану; что о Божественном Логосе говорится, будто при творении мира Он не только самоограничил Себя, но и был «расчленен»; когда Мессия ни разу не назван Богом, а только Божественным посланником и Посредником между Богом и человеком; когда во всем Ветхом Завете не находят ни одного указания о Святой Троице? Такой подход может быть объясним для светских учебных заведений «теологических» факультетов нехристианских университетов, но совершенно неприемлем для православной традиции. Игры ума не дают православного воспитания и церковности. Думаю, что руководителям православных учебных заведений, где допускаются подобные лекции, учебные пособия и книги, есть над чем поразмыслить, необходимо сделать выводы и выбор”. – Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, представителям ставропигиальных монастырей и приходским советам храмов г. Москвы на епархиальном собрании 12 декабря 1996 года. – М., 1997, сс. 23-24. (Примечание 1998 г.).

[21] Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет. – М., 1994, ч. 1. Книга Бытия, С. 60.

[22] Там же, с. 52.

[23] Назаретян А. Похороны богов. Либо они состоятся, либо цивилизация погибнет // Огонек. – М., 1995, № 27.

[24] Волченко В. Н. Приятие Творца современной наукой // Сознание и физическая реальность. – М.,1997, т. 2, №1, с. 3.

[25] До конца 1997 г. появилось еще четыре книги: "Православие и право", "Если Бог есть любовь", "Наследие Христа", "Вызов экуменизма". – Примечание 1998 г.

[26] Рериховцы уже освоили этот аргумент: “Как известно, единства в церковных кругах нет: Определение Архиерейского собора 1994 года не было подписано митрополитом Питиримом, одним из наиболее знающих и прогрессивных представителей православия, а совсем надавно член Правления Международного Центра Рерихов, академик А. Д. Яншин награжден церковным орденом Святого Даниила” - Анненко А. “Не делать того, что стыдно...” // Абакан. 1997, №149-150, 8 июля. (Примечание 1998 г.).

[27] Увы, и на Рождественских чтениях 1998 г. были доклады и Яншина, и Бестужева-Лады. – Примечание 1998 г.

[28] Подмосковье. – М., 22.4.95.

[29] В 1998 г. Лезов уже вел занятия по Новому Завету. - Примечание 1998 г.

[30] Прот. Иоанн Свиридов. Рецидив “провинциального конфессионализма” // Церковно-общественный вестник № 7 (Приложение к “Русской мысли” от 16.1.97).

[31] Моисеев О. Парадоксы диалога. Современный экуменизм и история Церкви // Свет Евангелия. – М., 25 июня 1995. Кстати для сравнения: “Аще епископ или пресвитер или диакон при совершении приношения не причастится: да представит причину, и аще суть благословенна, да будет извинен. Аще же не представит: да будет отлучен от общения церковнаго, яко соделавшийся виною вреда народу, и на совершавшего приношение наведший подозрение, яко бы неправильно совершал” (Восьмое апостольское правило) // Правила святых апостол, святых Соборов и святых отец с толкованиями. – М., 1876, с. 13.

[32] Митр. Антоний (Храповицкий). Нравственное учение Православной Церкви. – Нью-Йорк, 1967, с. 415.

[33] См.: Духовная трагедия Льва Толстого. – М., 1995, с. 106.

[34] Там же, с. 116.

[35] В качестве примера могу порекомендовать отзыв свт. Григория Богослова о Максиме Философе (свт. Григорий Богослов. Стихотворение, в котором свт. Григорий пересказывет жизнь свою // Творения. – Троице-Сергиева Лавра, 1994, т. 2, сс. 366-372).

[36] Новая страница духовной летописи России. Международная общественно-научная конференция “Духовный образ России в философско-художественном наследии Н. К. Рериха и Е. И. Рерих // Мир огненный. – Рига, 1996, №3, с. 7.

[37] О том, что именно понимается под “целебными силами природы” в современном лексиконе, ясно говорит такой факт. В 1997 г. в Государственной Думе России был разработан (с участием православных экспертов) законопроект “О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения”. В этом законопроекте ст. 7,1 гласила: “В интересах безопасности жизни и здоровья граждан Российской Федерации не допускается применение в целях оздоровления, профилактики, диагностики и медицинской реабилитации методов и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения”. Однако попытка остановить шаманизацию здравоохранения встретила резкое возражение Правительства Российской Федерации. В замечаниях к законопроекту, пришедших в Думу за подписью вице-премьера О. Сысуева (письмо Председателю Государственной Думы Г. Н. Селезневу от 25.9.97, № 3514п-П12) заявлено, что ст. 7,1 “не согласуется со статьей 57 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которая устанавливает, что "народная медицина – это методы оздоровления, профилактики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации”. Право на занятие народной медициной предоставляется гражданам Российской Федерации в соответствии с положениями указанной статьи Основ и ограничение может повлечь нарушение равенства прав граждан, предусмотренное пунктом 2 статьи 19 Конституции”. Итак, в понимании нашего Правительства “народная медицина” не сводится к баньке, костоправству и траволечению, но неразрывно связана с “оккультно-религиозным” целительством. – Примечание 1998 г.

[38] Апокалипсис. Прот. Александр Мень. Комментарии. – Рига, 1992, с. 58.

[39] Томас Шипфлингер София-Мария. Целостный опыт творения. Verlag Neue Stadt. – Munchen-Zurich/ Пер. с нем. В. Бычкова, – М., Изд. “Гнозис Пресс”, 1997.

[40] См. предисловие протоиерея Петра Преображенского к Творениям св. Иренея. – Спб., 1900; – М., 1996.

[41] Архимандрит Киприан Керн. Les Traductions Russes des Textes Patristiques. – Chevetogne, 1957. (Русские переводы патристических текстов. Библиографический справочник. Шевтонь (на фр. яз.). Цит. вступит. статья).

[42] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. — Новосибирск, 1993, т. 3, с. 406.

[43] см. Лосский В. Н. Спор о Софии. Статьи разных лет. – М., 1996.

[44] бл. Иероним Стридонский. Письмо 77. К Паммахию и Океану // Творения. – Киев, 1894, ч. 2, сс. 364-365.

[45] Об осуждении ересей Церковь после эпохи Вселенских Соборов см. исследование протоиерея Константина Никольского “Анафематствование (отлучение от Церкви), совершаемое в первую неделю Великого Поста // Анафема. История и XX век. Составитель Петр Паламарчук. – М., 1998, сс. 131-263.

[46] Кураев А. О вере и знании // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. Россия как идея. – М., Аргус, 1995, т. 3, сс. 227-231.

[47] Прот. Философ (Орнатский). О Православии русского народа // Ф. М. Достоевский и Православие. – М., 1997, с. 55.

[48] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Т. 3. М., 1995, сс. 300-301.

[49] Государственное учение Филарета, митрополита Московского. – СПб., Общество ревнителей прославления Святых Царственных Мучеников, 1993,с. 8.

[50] Там же, с. 24.

[51] Там же, сc. 5–6.

[52] Жития святых, изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского. – М., 1904, кн. 5, ч. 2, январь, с. 233.

[53] Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 16 декабря 1997 г. – М., 1998, с. 15.

[54] Свт. Григорий Богослов. Слово 19 // Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1994, т.1, с. 293.

[55] Свт. Василий Великий. Письмо 71 // Творения. – СПб., 1911, т. 3, 97. Вот пример такого воинствуюшего невежества. В “Русском вестнике” появилась рецензия на мою книгу. “Диакон Андрей Кураев, самый печатающийся у нас богослов, известный и в России, и во всем христианском мире, пишет странные вещи в странной книге «Вызов экуменизма» («Православная апологетика»): «Вопрос о границах Церкви не относится к числу очевидных. Доходят ли межконфессиональные “перегородки” до Неба — вопрос не из тех, на которые легко можно выдать ответ». И далее: «Границы самой Церкви... меняются ежеминутно». Отец диакон, да в Церкви ли вы? Были ли в Церкви, когда писали такие сомнительные слова? Ведь это не апологетика, а нечто противоположное: 1. От вас не требуется «выдавать ответ», это дело комсомольцев и плохо знающих русский язык. Но дать верный ответ о нашей вере, о нашей Церкви вы обязаны. А иначе зачем сан диакона принимали? 2. Поясним о межконфессиональных перегородках. Йоги и экуменисты любят этот софизм: мол, «межконфессиональные перегородки не достигают небес», «святые всех религий пожимают руки друг другу на Небесах». То есть якобы все религии равны и все ведут в рай, на небесах. Но что говорит Евангелие? Кто не чтит Сына, Иисуса Христа, тот не спасется. А не чтут Сына многие: иудеи, мусульмане, йоги, колдуны...” (Русинформ. Вызов зкуменизма? // Русский вестник №1-2, 1998). Поясняю: ответ “дается” после размышления, “выдается” автоматически, без усилия мысли. Так и произошло (несмотря на мое предупреждение) с “Русинформом”. Мой критик даже не заметил разницу между словами “межконфессиональный” и “межрелигиозный”. Обвинять меня в том, что я не признаю различий между религиями — глупо хотя бы потому, что самая толстая моя книга посвящена сатанизму. Вопрос же о том, являются ли межконфессиональные различия столь же серьезными, как различия межрелигиозные, действительно неясен. Свой взгляд на этот вопрос я подкрепил суждениями нескольких Святых. Так что, критикуя меня, Русинформ сомневается еще и в том, были ли в Церкви свт. Филарет Московский, свт. Феофан Затворник и свт. Иннокентий Херсонсктй... А границы Церкви действительно меняются постоянно — потому что каждый их нас то отпадает в своих грехах от благодатной жизни Церкви, то паки присоединяется к ней через покаяние. Кроме того, даже для Русинформа будет трудно ответить: в Церкви ли старообрядцы? Русская зарубежная Церковь? Греческие старостильники? Болгарские раскольники? Македонскуие? и т. д и т. п. Древняя формула известна: “Грех раскола не смывается даже мученической кровью”. Но ее отменяет тот же автор, что писал от имени “Русинформа”, причем в том же номере своей газеты: “В Боге ли мы? Да, как и вы, наши зарубежные братья. А если не так, то это может решить только Вселенский Собор Православной Церкви, а не Вертоградинформ, беря на себя полномочия Вселенского Собора и решая, кто в Боге, а кто не в Боге и осуждая Московскую Патриархию” (Губанов В. Вертоград или Пещера разбойников?). Как видим, и мой критик не считает границы Церкви вполне ясными. И еще с одной его мыслью я согласен: “Агентство Вертоград-информ не ищет мира внутри Церкви. Оно ищет в отечественной церкви разделения, ошибки, изъяны, недочеты — грехи. Оно ищет вражды. Ради чего такой нехристианский труд?”. Вот только мой критик не заметил, что эти же слова могут быть обращены и к его собственным “богословским” трудам.

[56] Штильмарк А. Р. Церковь и черносотенцы. Письмо соратнику Николаю Ведерникову // Черная Сотня. Православная патриотическая газета. Спецвыпуск. – М., 1998, №1.

[57] Свт. Григорий Богослов. Слово 21 // Творения, Троице-Сергиева Лавра, 1994, т. 1, с. 319.

[58] Свт. Григорий Богослов. Слово 3 // Творения, т. 1. с. 36.

[59] Прп. Петр Дамаскин. О целомудрии. // Творения. – Киев, 1905, с. 304.

[60] Булгаков С. Н. Свет невечерний. – М., 1994, сс. 14–15.

[61] Аксючиц В. Под сенью креста. – М., 1997, с. 8.

[62] Там же.

[63] Там же, с. 30.

[64] Там же, с. 520.

[65] Там же, с. 378.

[66] Там же, с. 339.

[67] Там же, с. 501.

[68] Там же, с. 337.

[69] Там же, с. 339.

[70] Там же, с. 341.

[71] Там же, с. 339.

[72] Там же, с. 327.

[73] Цит. по: Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды. – М., 1994, с. 298.

[74] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. – Рига, 1937, т. 2, с. 929.

[75] Письма Елены Рерих 1929-1938. – Минск, 1992, т. 1,с. 301.

[76] См.: Карташев А. В. Вселенские соборы. – М., 1994, с. 353.

[77] Там же, с. 354.

[78] Грамота императора Юстиниана к святому Собору об Оригене и его единомышленниках. // Деяния Вселенских Соборов. – Казань, 1889, т. 5, с. 256.

[79] Послание свт. Софрония, Патриарха Иерусалимского, Шестому Вселенскому собору // Деяния Вселенских соборов. – СПб., 1996, т. 4, сс. 155–156.

[80] См. Правила святых Апостол, святых Соборов, Вселенских и поместных, и святых отец с толкованиями. – М., 1876, с. 439.

[81] Деяния Вселенских Соборов. – СПб., 1996, т. 4, с. 501.

[82] Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993, с. 863.

[83] Цит. по: Медведев И. П. Византийский гуманизм. – Л., 1976, с. 55.

[84] Аксючиц В. Под сенью креста. Сс. 525–526; то же – с. 99.

[85] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. – Рига., 1937, т. 2, с. 106.

[86] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, сс. 303–304.

[87] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 115.

[88] Аксючиц В. Под сенью креста. С. 83.

[89] Шапошникова Л. Огненное творчество Космической Эволюции // Рерих Е. И. У порога нового мира. — М., 1993, с. 8.

[90] Аксючиц В. Под сенью креста. С. 83.

[91] Письма Елены Рерих 1929–1938. – Минск, 1992, т. 2, сс. 337–338.

[92] Аксючиц В. Под сенью креста. С. 527.

[93] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 641.

[94] Аксючиц В. Под сенью креста. С. 541.

[95] “Энтелехия – низшая, животная или вторая душа, которой обладают все живые существа. Это первая стадия воплощения духовной монады” (там же, сс. 553–554).

[96] Там же, сс. 331 и 532.

[97] Там же, сс. 546–547.

[98] Там же, с. 378.

[99] Выбор. Литературно-философский журнал русской христианской культуры. – М., 1988 №№ 4–5.

[100] Аксючиц В. Под сенью креста. С. 33.

[101] Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 16 декабря 1997 г. – М., 1998, с. 29.

[102] “Ибо так говорит мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором, и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь»” (Ис. 8, 11–12).

[103] “Вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город” (Мф. 23, 34).

[104] Лосский В. Н. Предание и предания // Лосский В. Н. По образу и подобию. – М., 1995, с. 142. Подробнее эта же мысль о необходимости различать православное вероучение от фольклорного псевдохристианского язычества проводится в статье С. С. Аверинцева “Христианская мифология” (Мифы народов мира. Энциклопедия. – М., т. 2. 1988). К сожалению, в церковной среде эта статья известна в основном благодаря недобросовестной критике ее в статье протоиерея Сергия Антиминсова (К вопросу о “христианской мифологии” // Москва. – М., 1993, №10). Если Аверинцев с самого начала подчеркивает, что он противопоставляет христианскую доктрину и миф, который складывается в народном творчестве вокруг церковного учения, то его критик в порыве любообличительной страсти не замечает этого фундаментального противопоставления аверинцевской статьи: “Название статьи говорит уже о многом. «Христианская мифология» – как мог писатель-христианин поставить эти два слова рядом? Неужели для него христианство – это миф?” (с. 189). В итоге оказывается, что для протоиерея Сергия Антиминсова нормой православности предстает вера в существование кентавров (с. 190): усомниться в существовании сих персонажей – раз уж они присутствуют на страницах некоторых вариантов жития прп. Павла Фивейского – значит прослыть модернистом и еретиком.

[105] Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. – Париж, 1983, сс. 3–4.

[106] Через год он снова приехал в Минводы с тещей, помазал маслом из лампады больные глаза тещи и засыпал их землей с могилки старца, свято веруя, что это принесет ей исцеление. (Ильинская А. Тайна старца Феодосия. Сказание о житии и чудесах “иерусалимского батюшки” – преподобного Феодосия Кавказского. – М., Паломник, 1997, с. 167).

[107] Этот рассказ Достоевского восходит к “Житию св. Петра, бывшего мытарем” (память 22 сентября). Петр в своем допокаянном житии однажды с озлоблением метнул хлеб в нищего... Впрочем, эпизод с вытягиванием из огненного озера в церковном Житии отсутствует.

[108] В декабре 1997 г. в московском храме Св. Троицы что на Воробьевых горах у свечного ящика произошла весьма показательная беседа. Зашедшая старушка спросила хозяйку свечного ящика, как надо отмечать сороковой день. В ответ же услышала: “Надо поставить хлеб и воду. Душа прилетит, захочет напиться – вот надо, чтобы для нее все было готово”. Когда бабушка, благоговейно выслушавшая весь этот рассказик, идущий от анимистических верований неолита, ушла, приходская богословица громко вздохнула: “Ну ничего-то не знает народ. Всему-то их учить надо!”... Вообще-то еще в Ветхом Завете об этом сказано: “Сласти, поднесенные к сомкнутым устам, то же, что снеди, поставленные на могиле. Какая польза идолу от жертвы? Он ни есть, ни обонять не может” (Cир. 30,18-19). И блаж. Августином подтверждено: “Если же, когда мы умрем, наши родные приносят что-либо на гробы наши, то себе, живущим, приносят они, а не нам, мертвым. Это даже Писание осмеивает, когда говорят о снедях, поставленных на могиле. Ясно, что мертвые не нуждаются в том, и что это есть обычай языческий, и ведет он свое начало не от отцов наших, патриархов, у которых мы не находим указаний на приношения умершим” (Августин. Беседа 361. О воскресении мертвых первая, 6).

[109] Димитрий, митроп. Ростовский и Ярославский. О кресте. – М., 1855, с. 26.

[110] Выражение, как, впрочем, почти все в жизни церкви, не новое. Но вот ранее оно было скорее литературным приемом, как, например, у В. О. Ключевского, писавшего об одном своем критике: “Ему подобает быть за порогом православия, в притворе кающихся и оглашенных, в интересе духовной гигиены православного общества, освободиться от той болезни ума, которую один русский писатель XVIII века, говоря о расколе, назвал бабской богословией ” (Ключевский В. О. Аллилуйя и о. Пафнутий // Отзывы и ответы. Третий сборник статей. – М., 1914, с. 214).

[111] Варзанова Т. Во что верят прихожане? Религиозное сознание современных верующих // Русская Мысль. – Париж, 4.9.97.

[112] Ничего необычного в такого рода предложении нет. Например, в монашеской практике принято осаживать новичка, чинить препятствия тому, кто желает принять монашество. Чтобы выяснить мотивы человека и твердость его намерения, крепость его веры, у монастырского порога скорее отгораживаются от пришедшего, чем зазывают его. “Если увидишь юношу по своей воле восходящего на небо, удержи его за ногу и сбрось его оттуда: ибо ему это полезно” (Древний Патерик. — М., 1899, с. 202).

[113] Фаррар Ф. Первые дни христианства. – СПб., 1892, с. 710.

[114] Мне известна лишь одна попытка отрезвить поклонение модным старцам с их зачастую весьма новой и шокирующей “духовностью”. Это – статья священника Тимофея Сельского “Старческая немощь новоначальных” (Русский пастырь. – Джорданвилль, 1996, №25; перепечатка в книге: “Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письма”. [– М., 1997].), содержащая критический анализ книги “Иеросхимонах Сампсон (Сиверс). Жизнеописание, беседы и поучения, письма”.

[115] Жизнь Вечная. – М., 1996, №17, февраль.

[116] Этот рекламный слоган мне довелось слышать в Вербное воскресенье 1998 г. на православной выставке в московском кинотеатре “Октябрь”.

[117] На обложке этого цитируемого нами номера газеты “Жизнь Вечная” помещена фотография Григория Распутина с надписанием: “Григорий – человек Божий”, а затем следует апологетическая статья о нем как об истинном старце. Распутин, конечно, не был тем чудовищем, каким рисовали его либеральные газеты предреволюционной поры. Но и в святоотеческий ряд ставить его все же нет резона. По моему ощущению это был банальный “экстрасенс”. Но, чтобы не впадать из одной крайности (неумеренно осудительной) в другую (безудержно восхвалительную), стоит держать в памяти хотя бы одно высказывание этого религиозного деятеля: “Всякая вера от Господа, критиковать никакую веру нельзя” (записка [март 1915 г.] Опубл.: Платонов О. Жизнь за Царя. Правда о Григории Распутине. – СПб., 1996, с. 279). Если уж господа из “Жизни Вечной” взяли на себя подвиг борьбы с экуменизмом – то как же их не коробит от такого суперэкуменического высказывания? В этой же книге приведено немало примеров ложных пророчеств “старца” Григория (см. сс. 297-299), что почему-то никак не повлияло на сверхапологетическую позицию самого автора. О негативной церковной оценке деятельности и личности Григория Распутина и о мотивах такой оценки см. исследование Синодальной комиссии по канонизации святых: “Царская семья и Г. Е. Распутин” (Материалы, связанные с вопросом канонизации Царской семьи. – М., 1997, сс. 51–54).

[118] Сестра Антонина. Чисточетверговая вода // Преображение. Газета Спасо-Преображенского храма г. Дятьково Брянской области, 1997, № 4, апрель.

[119] “По словам ответственного секретаря Комиссии при президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий Владимира Наумова, за годы советской власти на территории бывшего СССР подверглись репрессиям примерно полмиллиона служителей церкви. При этом, по его данным, более 200 тысяч из них были физически уничтожены” (Готовится указ о реабилитации служителей церкви // Сегодня. – М., 30 января 1996). Впрочем, есть епархии, для которых и 10 процентов богословски образованных священников являлось бы признаком относительного благополучия. На Сахалине на 42 прихода приходится лишь два священника с семинарским образованием (Церковная жизнь на Сахалине. Интервью с епископом Южно-Сахалинским и Курильским Ионафаном // Русская мысль. – Париж, 18.9.1997).

[120] “ Сейчас в помощь христианам стала Святая Православная Церковь. В полночь под Великий Четверг можно прийти в храм, где молитвами батюшки и прихожан вода приобретает еще больше силы. Нашему настоятелю отцу Александру все прихожане очень благодарны за его участие в богослужении”.

[121] “Великий князь Николай Николаевич всегда был склонен к мистицизму. Чем для мистически настроенной царицы был Распутин, тем теперь стал для великого князя капитан 1 ранга А. А. Свечин. В данное время (ноябрь 1918 г.) он находился под обаянием какой-то расслабленной, лежавшей в Ялте матушки Евгении, все время пророчествовавшей. Свечин сумел зачаровать великого князя пророчествами матушки Евгении, вещавшей о близко ожидающей великого князя роли спасителя России и в экстазе чуть ли не видевшей его уже с венцом на голове... Великий князь с экзальтацией начал мне рассказывать, как Господь через дивную матушку Евгению открывает о нем Свою волю, коей он должен подчиниться, раз она узнается из такого высокого источника, как обладающая даром прозрения матушка. Я слушал этот бред, стиснув зубы, но по временам не выдерживал и охлаждал увлекшихся, советуя не искушать Господа, не требовать знамений и чудес, не верить слепо каждому пророчеству, ибо оно может быть от человека, а не от Бога. Мои замечания не понравились собеседникам. Свечин на другой день обмолвился, что я более похож на протестантского пастора, чем на православного священника ” (протопресвитер Георгий Шавельский. Воспоминания последнего протопресвитера Русской Армии и флота. – М., 1996, т. 2, сс. 317–318).

[122] Иеромонах Иоанн (Коган). Отец Тихон, последний великий русский старец на Афоне. – Троице-Сергиева лавра, 1997, сс. 36–37.

[123] Дурасов Г. П. Богом данная. – СПб., 1995, с. 86.

[124] Там же, сс. 59-60.

[125] Ильинская А. Тайна старца Феодосия. Сказание о житии и чудесах “иерусалимского батюшки” – преподобного Феодосия Кавказского. – М., Паломник, 1997, с. 56.

[126] Сказание о житии блаженной старицы Матроны. Составила и записала Жданова З. В. –Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993, с. 26.

[127] К. В. П. Воспоминания о Пелагии Рязанской // Жизнь Вечная. – М., 1997, №33.

[128] Речь здесь идет не о деяниях Вселенских Соборов, а о поместных соборах вроде Стоглава, которые были авторитетны в глазах раскольников действительно не менее, чем Евангелие, и при этом содержали в себе утверждения столь же категоричные, сколь и невежественные: “Иже кто не знаменается двемя персты, якоже и Христос, да есть проклят” (Стоглав. – М.,1863, с.131).

[129] Цит. по:Тареев М. М. Христианская философия. – М., 1917, ч. 1. Новое богословие, сс. 75–76. Первая публикация резолюции митр. Платона: Гиляров-Платонов Н.П. Собрание сочинений. Издание К. П. Победоносцева. – М., 1900, т. 2, сс. 282-283.

[130] Федотов Г. П. Святые Древней Руси. – Нью-Йорк, 1959, с. 217. Подробнее о фольклорных сюжетах и деталях в житийной литературе см.: Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского Царства. – СПб., 1995.

[131] Духовный Регламент, тщанием и повелением Всепресветлейшего, Державнейшего Государя Петра Первого, Императора и Самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского Духовного Чина и Правительствующего Сената в царствующем Санкт-Петербурге, в лето от Рождества Христова 1721, сочиненный. – М., 1883, с. 17.

[132] Мотовилов Н. А. Письма и докладные записки // Серафимово послушание. Жизнь и труды Н. А. Мотовилова. Сост. А. Н. Стрижев. – М., 1996, с. 99.

[133] Приложение к “Великой Дивеевской тайне”. Из семейного архива Флоренских // Литературная учеба. 1991, № 1, сс. 133–134.

[134] Оккультный характер многих построений Флоренского был очевиден не только православным; его признавали сами оккультисты. После выхода одной из первых книг П. Флоренского - "Общечеловеческие корни идеализма" - одна из руководительниц Теософского общества, Елена Писарева весьма положительно отозвалась о ней, объяснив причину своей симпатии к этой брошюре так: "У него столько глубоко эзотерического, такая светлая струя теософических идей... Флоренский дает совершенно оккультное расследование могущества слова" (Е. П. Общечеловеческие корни идеализма // Вестник теософии. 1910, №11, сс. 73 и 83). Что же касается фальсификаторства - то им отдает история с выведенным Флоренским на арену публицистики архимандритом Серапионом Машкиным. Не самому ли Флоренскому принадлежат те идеи, которые он опубликовал под именем архимандрита? В этих текстах поразителен контраст между высоким духовным саном того, кто представляется в качестве автора и устойчиво антицерковным их содержанием. Для примера: "Масоны стараются воплотить на земле царство справедливости. Поэтому для всякого честного человека деятельность масонов должна явиться добром" (архим. Серапион (Машкин). Мимолетные рассуждения о иезуитизме, шпионстве, шаблонной морали и масонстве // Путь к Востоку. Мистико-философский альманах. Вып. 1. Томск, 1996, с. 37). "Монахом быть - это связать себя по рукам и ногам нелепыми правилами, придуманными нарочно для того, чтобы связывать ими наиболее опасных дурному правительству людей - религиозных идеалистов" (архим. Серапион (Машкин). Письмо П. Флоренскому // Путь к Востоку. с. 29). Зная такое начало - стоит ли удивляться концу? Последнее письмо, написанное о. Павлом в Соловках мене вего похоже на завещание православного священника-исповедника: "Рядом со мною в камере квартирует одит тифлисский армянин, уже пожилой, так что находится у меня с ним немало общих знакомых и мы вечерами иногда вспоминаем Тифлис. Соловецкие впечатления мои теперь ограничиваются людьми, то есть мне наименее интересным. Рисовать водоросли уже давно не приходится за отсутствием микроскопа, места и красок" (Письмо от 19.6.1937. // свящ. Павел Флоренский. Сочинения. т.4. Письма с Дальнего Востока и Соловков. М., 1998, с. 717). Священнику с людьми неинтересно - водоросли важнее...





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 195 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...