Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Универсальный справочник 34 страница



«Последнее пристанище мракобесов и мистиков - это самосознание и сознание. Очевидно, что люди более умны и лучше осознают себя, чем животные, но они не отличаются качественно. Это явление, которое появляется на определённом уровне сложности и предположительно возникает из фундаментальных законов плюс огромное количество обстоятельств».

Наука уже завещала нам невероятное наследство - от кварков до квазаров и основные законы, управляющие физическим и биологическим «космами». Она с позиций формальной логики обосновала правдоподобный миф творения и наделила нас властью над природой, вызывающей благоговение и тревогу. Но остались: нищета, болезни, ненависть, насилие и вопросы типа: было ли наше появление неизбежностью или простой случайностью, о бессмысленности нашего существования. Мы усвоили, что Homo sapiens, наделённый развитым мозгом, -всего-навсего один из случайных путей естественного отбора в масштабе мироздания. Принцип естественного отбора прост и понятен: должен выжить сильнейший, наиболее приспособленный к изменяющейся ситуации во внешней среде. Природа заложила в суть этого животного определённые качества, жизненно необходимые для существования в диком мире: мощный инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода. Этого хватило, чтобы выжить в пещерный период.

Человек эволюционирует: физически - через наследуемый ДНК-аппарат родителей и духовно - через опыт: личный (субъективный), который пишется с «чистого листа», - фундаментальный атрибут людей и многих высокоразвитых животных; и социальный, который берёт начало с первого человеческого слова, буквы, рисунка... Под вопросом остаётся «информационный канал» - канал функционирования сознания, психики, души, кармы, некой жизненной энергии, флюида, если таковые имеются. О его существовании наука ничего не говорит определённо, тогда как проповедники изотерического шания уверяют нас в существовании сложной иерархии тонких полей, управляющих мирозданием.

Но в начале было «Слово». Оно позволило создать символы, образы для абстрактного мышления, сравнения, повествования. Благодаря «Слову» стало возможным удивительно ёмко представить то, что человек никогда не видел, и события, в которых он не участвовал, а благодаря «букве» с большой эффективностью передать потомкам накопленный веками опыт. Это позволило предку человека в своём развитии перескакивать через две ступеньки «по лестнице эволюции», порой за счёт наших меньших братьев, обгоняя их. Любая тварь, любой вид животного, которое являлось или является нашим соперником в борьбе за пищу и мешает нам жить, беспощадно уничтожается.

С развитием разума сила отошла на второй план. Разум породил хитрость. А хитрость, как известно, и города берёт. И всё пошло напе-рекос. Кольт, как говорят американцы, уравнял шансы и верзилы Джо, и крошки Чарли. Белка делает запасы на зиму, а человек не знает меры ни в чём: ни в еде, пи в удовольствиях. Наши земные желания растут и увеличиваются в такой профессии, в какой мы стремимся их удовлетворять, причём опасность представляют не сами желания, а то, что к ним легко попасть в рабство. Человеческое коварство, замешанное на жадности, зависти и хитрости, не знает аналогов в царстве зверей. Богатство затмило очи; богатство обеспечило власть, а власть породила гордыню. Возросла зависимость большинства от меньшинства и от отдельных особей. Причина и следствие поменялись местами: окружающая среда прежде командовала выбором сильнейшего, сейчас человек меняет природу в угоду себе. Сильнейший - это значит более богатый, более жестокий, более коварный.

Из «Екклесиаста» (Ветхий Завет):

«И обратился я, и увидел под Солнцем, что не проворным достаётся успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не разумным - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их».

Развив свой мозг, человек получил кардинальное преимущество перед животным миром, нарушил равновесие с биосферой и стал реальной угрозой самому её существованию. Беда в том. что в нём сохранились в основе своей звериные инстинкты, и даже осмысление их, всяческие индивидуальные и коллективные попытки их обуздать и направить в цивилизованное русло не привели к обнадёживающим результатам. Инстинкты оказались сильнее самых убедительных идеологий, философий и религий. Стивен Хокинг:

«Агрессия - в природе человека, помогла выжить в пещерные времена, но сейчас? Беда в том, что агрессивные инстинкты, похоже, закодированы в нашей ДНК. Эволюция изменяет ДНК только за миллионы лет, но наша разрушительная мощь развивается так же быстро, как нынче информационная система, т.е. за два-три десятка лег. Если мы не сумеем воспользоваться разумом, чтобы управлять агрессией, у человечества немного шансов... Опасность заключается в том, что наша способность разрушать и губить окружающую среду и друг друга возрастает гораздо быстрее, чем наша мудрость в использовании этой способности».

Желаете свидетельства более свежие? Извольте.

Время - апрель 1986 г.; место - зона Чернобыльской трагедии. Свидетельствует С. Алексиевич, белорусская писательница:

«Мама позвала: нашу деревню эвакуируют. Прислали автобус, чтобы вывести детей в первую очередь. Но председатель колхоза заставил погрузить свою мебель, ковры, мешки с картофелем, консервами... Даже если наступит конец свеча, человек всегда останемся таким же грешником без веры...»

В.Н, Волченко, профессор МВТУ им. Н.Э. Баумана:

«Мы имеем технически высокоразвитую цивилизацию, находящуюся в глубочайшем нравственно-экологическом кризисе!»

Фрэнсис Фукуяма, политик, теоретик в администрации Дж. Буша-ст. (1992 г.):

«Научный прогресс, если его не сопровождает- нравственный прогресс общества и отдельных личностей, может сделать Вам хуже, чем было без нею».

Нет баланса между ответственностью и агрессивностью. Агрессивность в генах, похоже, есть, а вот ответственности, точно, нет. Б.П. Вышеславцев, русский мыслитель:

«...Бессилие закона в его борьбе со злом: он не может преодолеть сопротивление плоти, греха».

Гюнтер Стент, биолог Калифорнийского университета в Беркли: «Люди - животные, но у нас есть мораль».

А если её нет или она ущербна? Остаётся только животная и воинствующая бездуховность. А ещё есть страх. Страх - это «кто-то, кто живёт в нас отдельным существом». Такое впечатление, что он старше всех на этой Земле; он родился в душе у нашего пращура и сохранился у нас в первозданном виде. Безотчётный страх упреждает, ведёт нас во всех случаях, когда слаб дух, бездействует разум. Он, правда, играет определённую роль п сдерживании некоторых крайностей, но это ненадёжный союзник.

По мнению моего соседа, скульптора Алеся Шатерника. «закон естественного отбора Дарвина, мягко говоря, ошибается, когда утверждает, что человек произошел от обезьяны. Мой жизненный опыт говорит об обратном: человек деградирует в сторону обезьян. Более того, подозреваю, что и свинья - наш ближайший сородич; об этом говорит не только удивительная схожесть поведении в определённых ситуациях, но и тог факт, что внутренние органы свиньи для пересадки человеку подходят наилучшим обратом». Это. конечно, шутка, по. как говорят, «в каждой шутке есть доля... шутки».

В человеке идёт (с непредсказуемым результатом) борьба между разумом и животным наследием: генетически закреплёнными инстинктами, страстями, желаниями. «Чувство всегда одержит верх над разумом» - говорит народная мудрость. Более ста лет теософы, рериховцы искренне зовут религии всех мастей к примирению и согласию. И это верно: Бог един! Но призывают познать Высшую Истину сердцем и ни в коем случае не разумом. Как это понимать? Как признание силы чувства, страсти, инстинкта или ограниченных возможностей разума?

Силу необъятную человеку даёт разум, а во что обратится эта сила - во зло или во благо - порой решают, к сожалению, животные инстинкты. От них не избавиться. Они как горб, нести который суждено от рождения до смерти. И стал бы человек всемогущим, как Бог, если бы не этот «горб». Других ограничений вроде бы нет, если верить мудрецам Востока. И нет надежды на то. что можно что-либо изменить.

Беды человека - в его природе, в его сущности. Отобрали «радетели» за народное счастье собственность у людей на одной трети планеты, и всех - в колхозы. Казалось бы, всё должно быть лучше, и дружнее, и веселее. Ан нет, перемолов в бездушном эксперименте миллионы судеб и жизней, повернули «оглобли» на 180°. Оказалось, что нет большей движущей силы, чем чувство собственника. Неудавшийся эксперимент мировой революции показал приверженцам социалистических иллюзий всю тщетность их предприятия, разбившегося об инстинкт собственности. А ведь цели были благородные: свобода, равенство, братство... А что же взамен? Капитализм - это тоже анахронизм, изжившая себя общественно-экономическая формация, которая обездушивается изо дня в день, возводя всё в большую степень неравенство людей, накапливает агрессивность и, как образно писал Жан Жорес, «несёт в себе войну, как туча бурю». Дж. II. Морган, один из столпов капитализма прошлого века, получил в своё время такую характеристику: «умён, жесток, беспринципен». Я думаю, эта характеристика наилучшим образом отвечает всей формации.

Мне катастрофически не везёт- До сих пор не довелось встретить ни одного «нового» белоруса (русского), который представлял бы из себя некое творческое, порядочное и честное предпринимательство, кроме как тех, кто пытается (и добивается) обогащаться чужими руками, чужими мозгами и чужими деньгами при соучастии (под «крышей») коррумпированной власти или преступной братии. Как правило, это люди с повышенной врождённой жадностью, жестокостью, беспринципностью... И характер их действий всегда один - одурачивание (оболванивание) своих сородичей. Легко добиваются власти и богатства в нашем пещерном обществе те, кто может, не моргнув глазом, предать друга, брата, мать...

Если мыльный пузырь раздувать без меры, он лопнет. Закон мыльного пузыря имеет отношение к терпению, злости, ценам.., т.е. ко всему, что имеет свойство безмерно накапливаться. «Только частная собственность может эффективно управлять экономикой» - этот тезис кое-где возведён в ранг аксиомы экономики. Здесь, надо полагать, ставка делается на то, что жадность, алчность, хитрость и жестокость собственника более предпочтительны в производственных отношениях, чем добросовестность, честность и порядочность лишённого собственности наёмного работника. Сомнительный в этическом плане тезис. Негатив, который неизбежно культивируют отношения частника (с вышеуказанными характеристиками) и наёмного работника (обделённого и бесправного), не способствует процветанию гуманизма у первого и взаимности у последнего; кроме того, по закону мыльного пузыря, негатив имеет свойство накапливаться и лопаться...

Нет сомнения в том, что агрессию в человеке с рождения подагре-вает неравенство - физическое и социальное. Прослеживается она и на генетическом уровне. У преступников, как уверяют психологи, чаще встречается хромосомный набор XYY (с одной лишней половой хромосомой), указывающий на повышенную агрессивность. Мы не будем вдаваться в подробности этого явления, им занимается отдельная наука. Посоветуем ради интереса понаблюдать за теми, кого называют Homo sapiens, скажем, па трибунах стадиона, где идёт коррида, и многое станет понятным.

Эразм Роттердамский:

«В общем, если поглядеть с луны... на людскую сутолоку, то можно подумать, будто видишь стаю мух или комаров, дерущихся, воюющих, интригующих, обманывающих, блудящих, рождающих, падающих, умирающих».

Н.Ф. Фёдоров, русский энциклопедист:

«История как факт есть взаимное истребление, истребление друг друга и самих себя, ограбление и расхищение через эксплуатацию и утилизацию всей внешней природы (т.е. Земли), есть собственное вы

рождение и умирание... История как факт есть всегда взаимное уничтожение, будет ли оно открытым, как во времена варварства, или же скрытым, как при цивилизации, причём жестокость делается только более утончённою, а вместе с тем и злою».

На зло нельзя отвечать злом - таков смысл библейской заповеди. И это понятно, исход очевиден: и в том, и в другом случае победит зло. «За добро - добро, а за зло - по справедливости», - так 2500 лет назад напутствовал мудрец Конфуций.

А.И. Клизовский:

«Все человеческие начинания, не имеющие своим фундаментом справедливости и права, недолговечны и неизменно погибают... Добро и Зло - близнецы, порождение Пространства и Времени под владычеством иллюзии. Разъедините их, отсеките одно от другого, и они оба умрут. Таким образом, двойственность человеческой природы при наличии свободной воли человека является единственным фактором порождения как добра, так и зла. В мироздании нет ни добра, ни зла как таковых, но есть законы природы и принципы развития жизни. Всё, что дано для жизни природой, не дурно и не хорошо, но становится тем или другим в зависимости от того, как человек пользуется дарами Природы и как применяет данные ему Природой способности и потребности... Беспредельная красота мироздания - и скорченное тупоумие воплощённых двуногих. Разве можно дать им ключ дальних миров?»

Е.П. Блаватская:

«Demon est Deus inversus* - очень старая поговорка. Действительно, зло есть лишь противодействующая слепая сила в Природе; это есть реакция, сопротивление и противоположение - зло для одних, добро для других. Зло не существует само по себе, но есть лишь тень Света, без которой Свет не существовал бы даже в нашем представлении. Если бы зло исчезло, то и добро исчезло бы с Земли одновременно с ним».

Так и напрашивается вопрос: не отсюда ли Ньютон «списывал» свой 3-й закон?

Человечество не в состоянии остановить постоянное безудержное воспроизводство зла, бездуховности, алчности... Отсюда неутешительный вывод: для него абсолютно не важно, как поведёт себя Вселенная в далёком будущем, будет ли продолжать расширяться или, остановясь в своём расширении, повернёт обратно к сингулярности, сжимаясь в точку. Его ожидает более прозаичная судьба. Разум, данный человеку впридачу к кажущейся свободной воле, может сыграть с ним злую шутку. И как это, видимо, бывало не раз на этой грешной Земле, придётся всё начинать сначала - забираться в пещеру. Потому что наделила природа пытливым умом животное, забыв поубавить его инстинкты, страсти, слабости.

Дьявол - это Бог наоборот (лат.).

Чарльз Дарвин - «Происхождение человека и половой отбор» (1871 i.):

«...Вряд ли можно сомневаться в том, что наши незамужние женщины будут, как рабочие пчёлы, считать священной обязанностью убивать своих братьев, а матери будут стремиться убить своих способных к размножению дочерей; и никто и не подумает вмешаться».

Другими словами, мы, люди, - животные, но естественный отбор сформулировал не только наши тела, но и нашу веру, наше фундаментальное чувство того, что правильно, а что нет. «Если эти взгляды правильные, - как писал один из рецензентов «Происхождения видов путём естественного отбора», - то неизбежна революция мысли, которая потрясёт общество до основания, разрушив неприкосновенность сознания и религиозное чувство». Эта революция произошла давно. В конце XIX в. Фридрих Ницше объявил, что «нет божественных обоснований человеческой нравственности...» И получается, что именно естественный отбор, гениально простой по своей сути, триумф жестокости по своему характеру, не имеющий в себе ни грамма человечности, позволивший стайному зверю прямостоящему выжить в пещерной схватке, породил то, что мы сегодня имеем, с наследием хищников и жертв, эгоизма и алчности, страха и жестокости, хитрости и гордыни... и продолжает вести к пропасти и бесславному концу. Означает ли это, что есть и тупиковый путь эволюции вида, наделённого развитым мозгом, как следствие естественного отбора, метода проб и ошибок? И призывать зверьё к благоразумию - бесполезно; неразрешимое противоречие заложено в самой природе человека, в его хромосомах? Конец предрешён? Как присутствие в живом организме кислорода даёт ему рост и развитие и, окисляя его, шаг за шагом приближает к гибели?

И всё же роль естественного отбора преувеличивать не следует. Это стало ясно с тех пор, как были открыты основные законы физического мира (начиная с Ньютона), которым природа следует неукоснительно. Квантовая электродинамика была применена с полным и фантастическим успехом к объектам, различающимся по размерам на 24 порядка,

начиная с расстояний 10м4 см, присущих субатомному царству, до длины волны фотонов порядка 5,5-1010 см (около 80 радиусов Земли). Наличие фундаментальных, всеобъемлющих закономерностей, распространяющихся на Вселенную, говорит о том, что в мире всё взаимосвязано и взаимообусловлено в своём движении и развитии, а следовательно, имеет и своё начало, подчиняется великим, непознанным (а может быть, и непознаваемым) законам Космоса, Духа... В битве при Ватерлоо мог погибнуть Жак вместо Поля или Ганс вместо Джона - это в большей степени дело случая, хотя сноровка и выносливость каждого из них, несомненно, имели значение, но на исход битвы никак не могли повлиять.

Исход битвы был предрешён: соотношением сил, выучкой войск, вооружением, стратегией. А эти факторы, как и само столкновение, были обусловлены законами более широкого, историко-политического плана и т.д.; то есть обусловленность, закономерность возрастают, а роль случая, возможность выбора, число степеней свободы уменьшаются по мере увеличения масштабности события, усложнения организации. И бразды правления всем этим, похоже, сводятся «на один КП, в одни руки». А.И. Клизовский:

«Главная драма человеческой жизни состоит в том, что, кроме всем известных и понятных законов физического мира, существуют законы духа, непонятные и известные лишь немногим, и, одновременно с тем, свобода воли человека исполнять их или не исполнять. Закон свободной воли - один из великих космических законов».

Осталось только устранить связь, отключить управляющие мозгом, разумом, мыслью животные мотивы, побуждения.., и навсегда перерезать провод-пуповину, если таковые имеются, - но как? Или остаётся просить пощады и ждать, что это сделает Тот, кто создал такую фатальную ситуацию.

Иммануил Кант, Иоганн Гёте и др. мыслители до Дарвина допускали, что в основе структуры природы могут лежать общие математические принципы или правила. Даже после Дарвина многие биологи: Томпсон, Батесон, Гудвин, Кауффман были убеждены в существовании, в дополнение к естественному отбору, некой силы, генерирующей порядок, который нейтрализует всеобщее движение к термодинамической похожести.

Стюарт Кауффман:

«Одна случайность не могла создать жизнь; у нашего косма должна быть где-то скрыта некая фундаментальная тенденция генерирования порядка».

Он рассматривал антихаос как дополнение к естественному отбору Дарвина и даже ставил его на первое место.

Джон Экклс (Нобелевская премия за изучение проводимости нервной системы):

«Разум существует независимо от своего физического субстрата». С этим нельзя согласиться в полной мере - несколько рюмок водки или доза наркотика существенно меняют параметры разума. Однако если это так, то следует искать некий информационный канал. Но это уже с Божьей помощью».

Экзистенциальное человеческое страдание возникает, по мнению буддистов, когда мы цепляемся за постоянные формы и категории, созданные разумом, вместо того чтобы принять непостоянную, преходящую природу всех вещей. Главная идея заключается в том, что изо

лированное, индивидуальное «я» - это иллюзия. Будда учил, что все постоянные формы - веши, события, люди и идеи - не что иное, как майя, интеллектуальное понятие, за которым, по сути, нет никакой реальности. В силу собственного невежества (авидья), мы делим воспринимаемый мир на отдельные объекты, которые кажутся нам прочными и постоянными, но которые на самом деле переменчивы и преходящи. Цепляясь за свои жёсткие категории, не понимая текучести жизни, мы обречены переживать страдание за страданием. Позиции современной науки близки такому представлению. Согласно теории Сантьяго, мы творим своё «я» точно так же, как творим объекты. Наше «я», или «эго», не существует независимо, но является результатом нашего внутреннего, структурного сопряжения. Мы осознаём себя, осознаём свою индивидуальную идентичность - и всё же, когда мы ищем независимую «самость» в рамках мира нашего опыта, все эти поиски заканчиваются неудачей. Происхождение этой дилеммы определяется нашей тенденцией создавать абстракции изолированных объектов, включая изолированное «я», и потом верить в то, что они принадлежат объективной, независимо существующей реальности. Идентичность, индивидуальность и автономия отнюдь не означают изолированности и независимости. Как напоминают нам Линн Маргулис и Дориан Саган, «независимость - это политический, а не научный термин».

Вера в то, что эти фрагменты - внутри нас самих, в нашей окружающей среде и в нашем обществе - действительно изолированы, отчуждает нас от природы и от своих же братьев-людей, тем самым ослабляя нас. Для восстановления в полной мере нашей человечности мы должны снова обрести опыт связности, единства со всей тканью жизни.

Человечество, возникшее как часть биосферы, вышло из состояния равновесия с этой оболочкой Земли, что неизбежно должно привести к критической ситуации. Настало время говорить (нет - кричать!) о системных нарушениях в функционировании биосистем, включая человека, и о болезнях, как следствии этих нарушений. Таблетки в данной ситуации ничего уже изменить не могут. Понять это трудно, но придётся.

Сила абстрактного мышления побуждает нас обращаться с естественной окружающей средой так, как если бы она состояла из изолированных частей, предназначенных для эксплуатации различными заинтересованными группами. Более того, мы распространили этот «фрагментарный» взгляд и на своё человеческое общество, деля его на различные национальные, расовые и религиозные группы. Никого уже не интересует то, что Religio (на латыни) - это воссоединение, сама суть духовных основ всех религиозных течений. «Белый божественный свет оттого так чист и ярок, что вобрал в себя все цвета радуги». Нет сомнения в том, что все Великие Пророки несли людям Истину Единого Бога, великую мудрость, но поняли люди её, на свою беду, по-разному.

А что же говорит история, 5000 лет человеческой цивилизации? Были ли проблески надежды на изменение ситуации к лучшему? Мы не ставили своей целью проводить исследования по этому вопросу, поэтому сошлёмся лишь на авторитетное мнение титана философской мысли Георга Вильгельма Фридриха Гегеля:

«...Искусство античного мира, которое после тысячелетий брожения духа обрело красоту внешнего облика и светлую жизнерадостную ясность содержания, отразившие временную гармонию человека с природой и его политическим миром...»

Вот так: «временную гармонию». Можно ли это считать надеждой, не знаю. Маловато, если учесть, что эта мысль характеризует период вплоть до XIX в. И разве можно говорить в этом смысле о какой-либо гармонии в прошедшем кровавом XX веке?

Отметим переломные моменты в жизни планеты Земля.

Первый - связан с возникновением на планете жизни. Возникшие над хаосом много миллионов лет назад термодинамически выделенные, самодостаточные образования отличались от неживой, пассивной материи способностью различения и выбора. В живом заложена определённая степень свободы. Это событие и следует считать рождением сознательного начала (как, между прочим, и самой категории «свобода»). Именно это событие медленно и неотвратимо корректирует естественный ход событий на Земле, и именно его следует считать признаком живого и началом жизни на Земле. Ход истории с этого момента неразрывно связан с эволюцией сознания. Сознание живых существ, сформированное через способность к различению и выбору и воплощённое в инстинкте самосохранения, активно вмешивается в природные процессы, направляет их. Сам факт сознательного вмешательства в процессы неживой природы со стороны живых организмов настолько существен по своим масштабам и последствиям, что его можно считать главной характеристикой (критерием) в определении жизни.

Второй переломный момент в истории человечества наступил тогда, когда человек, осмыслив фундаментальные законы мироздания, управляющие термодинамическими процессами, научился превращать теплоту в работу. Случилось это по космическим меркам совсем недавно, всего 150 лет назад. До той поры человек «ехал» исключительно на своих и на «лошадиных» силах. А всего-то ведь надо было научиться преобразовывать хаотическое движение частиц окружающего нас мира в направленное их движение в рабочих органах машин (поршнях, колесах турбин и т.п.).

Мы назвали два судьбоносных события в истории Земли, в истории человечества. Равных им на Земле событий не было. Однако, перешагнув порог третьего тысячелетия, мы оказались лицом к лицу с ещё одним, более грозным, антропогенным фактором, на роль которого, как следствие двух предыдущих, активно претендует бездуховность и «нечистоплотность» человека. Бремя страстей человеческих, берущих верх над разумом, «экскременты» нашей жизнедеятельности - тепловой, электромагнитный, радиоактивный, химический и биогенный «мусор» — в состоянии удушить жизнь на нашей изумительной по красоте планете в мгновение ока (по космическим меркам).

Напомним об особых условиях, которые накладывают отпечаток на все земные процессы:

• о наличии в масштабах Земли температурного градиента (потока), обеспечивающего (выражаясь языком термодинамики) поступление тепла от нагревателя - Земли, нагреваемой энергией Солнца, и процессами в недрах самой Земли, в направлении холодильника ~ космоса;

• о наличии электрического поля гигантского сферического конденсатора (обкладками которого служат земная кора и ионосфера, а изолятором - атмосфера), охватившего всю земную жизнь (биосферу) и направляющего процессы самоорганизации материи;

• о наличии геомагнитного поля;

• о наличии поля тяготения (гравитации) - явления, как всем нам кажется, предельно понятного, и в то же время весьма и весьма загадочного...

При этом мы полностью находимся во власти Солнца, зависимы от его «темперамента» через изменение мощности и спектра космической радиации.

Жизнь нашей планеты и наша с Вами мимолётная жизнь порождены уникальным соотношением перечисленных выше физических свойств и параметров, всецело зависят ог их величины и величины их флуктуации.

Человек наградил себя эпитетами: «венец природы», «человек сведущий», «мыслящий тростник» и т.п. и поместил себя в центр мироздания. Вскоре, однако, как заметил 3. Фрейд, Коперник развенчал дутое величие человечества, «переведя» Землю на гелиоцентрическую орбиту, а затем Дарвин сильно унизил его статус, найдя в его родословной обезьяну. Фрейд, в свою очередь, добавил ему (человеку) бессознательные животные инстинкты. Надежда оставалась на разум, совесть, страх, в конце концов на «извечное» стремление человека к совершенству. Но так ли велика надежда на Разум?

По современным представлениям, эволюция общества осуществляется в соответствии с принципом поливариантности, носит нелинейный, вероятностный характер. Людям не дано однозначно спланировать свою историческую судьбу, предвидеть и творить своё будущее. Будущее предстаёт как результат синергетического эффекта - множества социальных действий, непредсказуемых поступков, ггроб, ошибок, постоянно меняющихся решений и т.д. Социальная инженерия находится в фундаментальном противоречии со сложностью человеческого существа. Рациональные проекты и выстроенные на их основе идеологии не могут охватить всё многообразие человеческого бытия. Идея общественного прогресса сегодня рассматривается как самый большой миф XX в. Всем стало ясно, что блестящие обещания разума не сбылись и надежды на бесконечный социальный прогресс человечества оказались иллюзорными.

Цель человеческого существования не просматривается!

И хотя недостатка в предсказаниях нашей судьбы нет и дело это неблагодарное, нельзя не обратить внимание на определённые закономерности, Акцентируем Ваше внимание на трёх моментах и оставим их без комментариев.

1. «Колесница» развития человечества (прогресса) на протяжении тысяч лет катилась по ровной, можно сказать, гладкой дороге, вплоть до конца II тысячелетия н.э. В определённых временных точках наблюдались небольшие подъёмы. Эти точки знаменуют крупнейшие вехи в развитии: изготовление каменных орудий труда, «приручение» огня, одомашнивание животных, развитие земледелия, получение бронзы, железа, изобретение колеса, паруса, компаса, пороха и т.п. И только начиная с XVIII в. кривая прогресса всё круче поднимается в гору. «Точки излома» связаны с изобретением паровых и электрических машин, телефона, автомобиля, динамита... Примерно 500 лет назад берёт своё начало классическая наука. XX век открыл радио, атомную энергию, телевидение, компьютеры.., дорогу в космос. Кривая прогресса экспоненциально загнулась кверху. И хотя трудно найти эквивалент' и меру всем этим событиям, проемагривается некая асимптота, дальше которой линия прогресса в данных временных рамках продвигаться не может. Весьма приблизительно ей соответствует дата - 2030 год. Ко есть и обратная сторона медали: за «колёсами» npoipec-са в девственную природу ворвались пыль и шум. выхлопные газы, копоть и смог, избыточное тепло, гербициды и пестициды, электромагнитный фон, радиация... Последствия - изменение среды обитания, климата, букет новых болезней. К примеру, 200 лет назад люди практически Fie знали насморка, 100 лет назад - аритмии сердца и т.п. Последствия прогресса также лавинообразно нарастают, имеют свою кривую, весьма схожую с первой, а также, вероятно, свою асимптоту.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 281 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...