Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эдмунд Гуссерль



Германия

(1859-1938)

«Логические исследования», «Идеи к чистой феноменологии»:

1) Феномены последние, глубинные данности человеческого сознания, имманентные ему. Это «чистые» идеальные формы, не замутненные психологизмом. Для сознания, осуществившего «феноменологическую редукцию», т.е. направленного вглубь самого себя, феномены непосредственно раскрываются: себя в себе самих показывают, самоявляются. Они есть единство идеального предмета и смысла. «Чистое сознание» представляет собой поток феноменов.

2) «Назад, к самим вещам!»

(вместо популярных в то время призывов «Назад, к Канту!», «Назад, к Гегелю!»)

вещи – это часть самого сознания, на которую направлены акты самого сознания

необходимо отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками

-необходимо обращение к первичному опыту, опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).

-

3) Задача философии — беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт

4) Чтобы продвинуться к «чистому сознанию», необходимо осуществить феноменологическую редукцию, т.е. применить особые методологические процедуры, помогающие «заключить в скобки» все аспекты, не относящиеся к анализу «чистого сознания» и его феноменов. Необходимо воздерживаться от любых суждений сначала о мире и перенести все внимание на «мир сознания». Только после этого откроются «сами вещи» - структуры чистого сознания, определяющие истинное знание.

5) Сознание — бесконечный и необратимый поток переживаний истины, надо «плыть вместе» с ним для его исследования. Сознание как непрерывный поток заключает в себе различные формообразования, части, имеющие вид целостностей. Это и есть феномены, единицы сознания, доступные вычленению и относительно самостоятельному изучению.

6) Сознание характеризуется – и в целом и в отдельных феноменах – направленностью на предметы, или интенциональностью. Оно всегда есть «сознание о…».

Благодаря отношению сознания к предметности и интенциональности высвечивается «смыслодающая» функция сознания. Всякое языковое выражение обретает смысл только благодаря тому, что оно «полагает», «мнит» какой-либо предмет. Предметы сознания ни в коем случае нельзя путать с «вещами» вне сознания.

Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Такой наукой должна стать феноменология.

Методами осуществления феноменологического исследования являются непосредственное созерцание (очевидность) и феноменологические редукции.

Таким образом, трансцендентальная феноменология — это наука о трансцендентальном ego и о том, «что заключено в нём самом» (о трансцендентальном опыте): самоистолкование трансцендентального ego, показывающее, как оно конституирует в себе трансцендентное; исследование всех возможных типов сущего (данных нам как содержания сознания). Это трансцендентальная теория познания (в отличие от традиционной, где основной проблемой является проблема трансцендентного, бессмысленная в феноменологии) — трансцендентальный идеализм.

Относительность истины влечет за собой относительность существования мира.

Начало есть чистый и, так сказать, еще погруженный в немоту опыт.

Этот мир не для каждого тот же самый.

«Лишь благодаря своей сопряженности в опыте с телом сознание становится сознанием реально человеческим... и лишь благодаря этому оно получает место в пространстве природы и во времени природы - во времени, которое измеряется физически»

Горизонты представляют собой заранее очерченные потенциальности.
Каждое переживание обладает своей собственной временностью.
Когда я представляю себя другим, я воображаю только себя, но не других.
Тот факт, что для меня существует природа, мир культуры, человеческий мир с его социальными формами и т. д., свидетельствуют о том, что для меня существуют возможности соответствующего опыта.
Человечество предполагается заранее как непосредственное и опосредованное языковое сообщество.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 753 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...