Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные сферы российского гуманистического общества



После краткого анализа идеологической структуры будущего общества рассмотрим основные сферы гумани­стического российского общества. На основе идеологиче­ской структуры нового общества произойдут изменения в основных сферах жизнедеятельности российского обще­ства. В процессе становления гуманистического общества должна осуществиться переориентация общества с про­изводства материальных благ на производство духовных ценностей. Поэтому главной задачей общества гуманизма


будет повсеместное производство знаний, а производство материальных товаров будет выступать результатом про­изводства знаний. Производство знаний в государствен­ных масштабах — это главное отличие гуманистического общества от современных обществ западного и постсо­циалистического толка. Гуманистическое общество будет обществом знаний. В будущем обществе производство знаний будет осуществляться во всех сферах общества, а не только в области культуры. Для этого необходимо со­временное общество преобразовать, перестроить так, что­бы знания, культурные ценности создавались в его ду­ховном, социально-политическом и материальном произ­водствах. Переориентация современного общества на производство и функционирование знаний необходимо прежде всего потому, что высшей целью нового общества является формирование и развитие целостной личности, когда сущность человека определяется совокупностью знаний, освоенных индивидуумом в жизни, а не совокуп­ностью всех безличных общественных отношений. Как из­вестно, К. Маркс определял сущность человека как «со­вокупность всех общественных отношений». В гуманисти­ческой личности, как мы отмечали ранее, совокупность освоенных ею знаний должна представлять собой целост­ное знание, в котором будет обеспечиваться гармониче­ское сочетание всех теоретических и обыденных форм знаний без абсолютизации только научного. Но главными должны быть.нравственные знания и ценности человека будущего общества.

Если сущность человека определяется совокупностью его знаний, то их производство превращается в высшую цель и задачу всех сфер и структур гуманистического общества. Первой по значению после идеологической структуры общества будет являться сфера духовной культуры или свободное духовное производство. Сфера культуры нового общества будет состоять из следующих отраслей духовного производства: искусство во всех его видах, наука (в которой будут осуществляться фундамен­тальные научные исследования, не имеющие идеологиче­ского характера), система образования (средняя и вы­сшая школа, включая вузовскую науку) и система меди­цинского обслуживания.

В духовном производстве гуманистического общества будет осуществляться освоение и производство знаний во всех его разнообразных видах. Сфера духовной культуры в будущем будет являться главной сферой по производ-


ству и распространению знаний. Произойдет перестройка этой области общества. Так, все нетворческие виды ду­ховного труда будут переданы компьютерным системам обслуживания творческой деятельности людей, занятых в свободном духовном производстве. За человеком, дей­ствующим в сфере духовного производства, останется по­длинно человеческий творческий труд, производящий зна­ния и духовные ценности. Этот творческий труд и будет являться основой формирования и развития целостной личности как главной цели гуманистического общества. Творческий труд, реализуемый в сфере духовного произ­водства, должен в соответствии с законом стоимости по количеству и качеству творческого труда быть самым вы­сокооплачиваемым. Знания, освоенные и добытые чело­веком в сфере духовной культуры, и будут определять его сущность и достоинство.

Следующей сферой будущего общества будет являть­ся социально-политическое производство, в котором бу­дут создаваться и функционировать политические ценно­сти и отношения по поводу власти и управления. Эта сфе­ра также будет определяться идеологической структурой гуманистического общества. К социально-политическому производству следует отнести деятельность нескольких групп профессионально занятых в этой области людей. Одна из них представляет собой управленческий аппарат министерств и ведомств. Ко второй группе следует отне­сти людей, осуществляющих деятельность, связанную с государственной властью. Это деятельность людей, обес­печивающих общественный порядок, государственную оборону и безопасность. К третьей группе следует отне­сти деятельность людей, осуществляющих правовое регу­лирование общества и работающих в органах прокурату­ры, адвокатуры и других подобных им организациях го­сударственного аппарата.

Как уже отмечалось выше, в будущем российском об­ществе нетворческие виды управленческого труда будут «переданы» компьютерам, входящим в автоматизирован­ные системы управления общественными процессами. А за личностью останется подлинно человеческая творче­ская управленческая деятельность в сфере управления и регулирования социальными процессами. Этот творче­ский управленческий труд, производящий знания и по­литические ценности, будет определять сущность и досто­инства целостной личности, действующей в социально-политическом производстве. Разумеется, чем выше


степень творческого содержания управленческого труда, тем оно больше будет стоить по сравнению с нетворче­ским трудом, который все же будет иметь место в сфере управления, но не он уже будет определять ее прогрес­сивное развитие.

Наибольшей реформе в гуманистическом обществе подвергнется экономическая сфера, или материальное производство. Как известно, в современных уже происхо­дит изменение места и роли человека в технологическом процессе производства. В машинном производстве чело­век является частью технологического процесса, его дея­тельность является частичной. Личность, формирующая­ся на основе нетворческой частичной деятельности, пред­ставляет собой частичную личность. Поэтому,. чтобы личность сформировалась целостно, необходимо изменить процесс производства так, чтобы личность вышла из тех­нологического процесса, стала над этим процессом. Для этого необходимо, чтобы нетворческая деятельность, не производящая знаний, была передана машинам, функци­онирующим по замкнутым технологическим циклам с ис­пользованием не только механической, но физической, хи­мической, биологической форм движения. В современных развитых странах мира замкнутые технологические цик­лы с использованием многих форм движения уже созда­ются как в промышленности (так называемые заводы «под замком»), так и в сельском хозяйстве. Но даже са­мые совершенные технологические процессы спустя не­которое время будут устаревать, поэтому необходимо бу­дет создавать новые. Разработка и создание новых тех­нологий, направленных на дальнейшее преобразование природы, предполагают, что в сфере материального про­изводства должна существовать целая система предмет­но-творческого производства, в котором будет осуществ­ляться подлинно человеческая творческая деятельность, производящая знания в этом производстве. Материаль­ное производство будущего гуманистического общества по праву будут определять как гигантскую научную ла­бораторию, функционирующую в единстве с замкнутым технологическим процессом, производящим в автомати­ческом режиме предметы потребления, т. е. промышлен­ные товары. В предметно-творческом производстве будет осуществляться в основном прикладные исследования. Произойдет своего рода слияние научно-исследователь­ских и проектных институтов с производством. Наука ста­нет производственной, а производство научным. Фунда-


ментальные исследования, в основном, будут осуществ­ляться в духовном производстве, в сфере академической и вузовской науки, имеющей общегосударственную си­стему обеспечения. В догуманистических обществах в материальном производстве знания использовались для производства товаров. В будущем обществе главным бу­дет производство знаний для создания новых технологий, а товары будут уже следствием от производства знаний. В целом экономическая сфера производства материаль­ных благ будет перенацелена на производство духовных ценностей и знаний, которые и станут определять духов­ное богатство человека и народов мира. Закон стоимости по количеству и качеству творческого труда будет стиму­лировать людей на производство знаний как самых глав­ных ценностей в обществе. Причем этот закон будет ре­гулировать процесс производства знаний во всех сферах общества, а не только в экономической. Как отмечает О. Тоффлер: «Распределение новой экономики с ведущей ролью знания явилось взрывной силой, ввергшей разви­тые экономические системы в жесткое глобальное сопер­ничество, продемонстрировавшей социалистическим госу­дарствам их безнадежную отсталость. В настоящее время эта сила обуславливает глубинные трансформации вла­стных отношений. Уинстон Черчилль однажды произнес пророческую фразу: «Власть будущего будет властью ра­зума». Сегодня его пророчество сбылось. Еще предстоит осознать, какие трансформации — и на уровне частной жизни, и на социальном уровне — претерпит стихийная власть под влиянием новой роли «разума».

Таким образом, в будущем обществе на основе твор­ческого труда, производящего знания, будет формиро­ваться целостная личность как главная цель гуманисти­ческого общества. Экономической основой свободного це­лостного развития личности будет являться ее личная, частная собственность, остальные формы собственности будут ориентироваться на поддержание развития личной собственности человека. Особое значение, как мы отме­чали выше, будет иметь частная интеллектуальная соб­ственность, которая должна быть священной и неприкос­новенной. Поэтому произведенные человеком знания, являющиеся его частной собственностью, должны охра­няться государством и законом.

Изложенная абстрактная модель будущего гумани­стического общества будет иметь конкретно-исторические формы своего развития, т. е. национальные модели со


своими особенностями и спецификой в каждой стране. Разумеется, гуманистические страны будут входить в разные региональные объединения, в которых эти страны будут равноправны. Историческая миссия России — стать центром, объединяющим Восток и Запад на духов­ной основе, т. е. новой целостной идеологии гуманизма. В этом суть великой Русской идеи, объединяющей идеи мира. Мировая идея социализма являлась разъединяю­щей идеей, разорвав Мир на системы капитализма и со­циализма, ведущие между собой бескомпромиссную иде­ологическую борьбу. В отношениях между странами сле­дует отличать борьбу идеологий как бескомпромиссную агрессивную войну, борьбу идеологий и идеологическую конкуренцию, предполагающую сосуществование и взаи­моразвитие идеологий. Политическое руководство буду­щих гуманистических стран станет ориентироваться не на бескомпромиссную борьбу с государствами других со­циальных укладов, а уважать право выбора каждой стра­ной своего пути развития.

Описанный в абстрактной форме гуманистический идеал России — это цель, к которой должно стремиться российское общество. Разумеется, конкретно-историче­ские условия реализации гуманистического идеала Рос­сии внесут изменения в описанную модель общества. Хо­тя Россия и станет инициатором создания гуманистиче­ского общества, но современные посткапиталистические страны, видимо, быстрее, чем Россия, смогут построить у себя гуманистическое общество с различными нацио­нальными моделями. Говоря о человеческой цивилизации, о ее будущем, следует отметить, что равнодействующая прогресса человечества ведет к возникновению цивилиза­ции глобального гуманизма. Будущее России и человече­ства в целом, таким образом, не за обществом техники, даже гуманизированной, не за обществом всеобщего по­требления, не за обществом казарменного социализма, а за обществом социального гуманизма.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 361 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...