Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Философский анализ религии складывается в европейской культуре. С XVII — XVIM веков является господствующим вплоть до середины XIX века. С середины XIX века наряду с теологическим и философским начинает формироваться научный подход. Различие между научным и философским подходом в исследовании религии заключается в предметной сфере и исследования. Предметной сферой философии является исследование действительности под углом зрения на решение мировоззренческих проблем. Поэтому философия делает акцент на изучении мировоззренческой стороны религии. Для философов наиболее существенным является то, как решается в религии проблема устройства бытия, что первично: духовное или материальное начало, Бог создал этот мир, в том числе и человека, или человек создал в своем сознании Бога. Тот или иной ответ на этот вопрос служит основанием для решения конкретных жизненных вопросов. Наука изучает религию как одну из сторон общественной жизни, в ее связях и взаимодействии с другими областями этой жизни: каким путем формируется религия, как те или иные религиозные системы объясняют мир, какие ценности, нормы и образцы поведения они формируют у людей, как действуют те или иные религиозные организации, каковы функции религии в обществе и т.д.
Различие между философией и наукой проявляется не только в предметной сфере, но также и в методах исследования религии. Философия не проводит эмпирического исследования действительности. Она в большей мере решает свои проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Наука же в своих исследованиях религии опирается на эмпирический материал, фактические данные, полученные на основе непосредственных исследований, мировоззренческих представлений тех или иных народов, их верований, обычаев, организации жизни и т.д.
В научном религиоведении с самого начала его формирования широко применяется исторический метод, предполагающий изучение религиозных систем в процессе их возникновения, становления и развития, а также учет взаимодействия в этом процессе как общих закономерностей истории, так и своеобразных конкретных обстоятельств. Исторический метод может быть реализован в виде генетического подхода, когда исследователь вы-
водит все последующие стадии из начальной фазы. В ходе этой процедуры важное значение имеет отыскание всех промежуточных стадий в цепи эволюции религии. Активно используется в религиоведении и сравнительно-историческое исследование. В ходе этого исследования осуществляется сопоставление различных этапов развития одной и той же религии в различные моменты времени, разных религий, существующих одновременно, но находящихся на разных этапах развития, проводится реконструкция тенденций развития.
Большое влияние на формирование научного религиоведения оказало использование методов антропологии и этнографии Э.Тейлором, Дж.Фрезером, Б.Малиновским, Л.Леви-Брюлем и др. Этот метод активно используют также социологи Э.Дюркгейм и М.Ве-бер, психоаналитики З.Фрейд и К.Юнг и др.
Социология религии является составной частью науки об обществе _ социологии. Социология как самостоятельная наука формируется начиная с середины XIX века в течение длительного времени. Социологическое знание накапливалось в недрах философии. Вычленение социологии из недр философии связано именно с тем, что «отцы-основатели» социологии О.Конт, М.Вебер, Э. Дюркгейм поставили перед собой задачу решения общественных проблем, в том числе и проблему религии, на основе использования научных методов познания действительности. Основатель социологии французский мыслитель О.Конт (1798—1857), решая вопрос о том, что лежит в основе социального порядка, неизбежно столкнулся с проблемой роли религии в обществе. Отвечая на вопрос, О.Конт сформулировал закон о трех последовательных стадиях развития человечества: теологической, метафизической и научной. Согласно О.Конту, на первой, теологической стадии, человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперирует понятием сверхъестественного. Вера в богов или единого Бога обусловливает стабильность общественной системы. Этой стадии соответствует длительный период истории, вершиной которого является Средневековье.
На второй, метафизической стадии, человек пробует отказаться от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей и причин. Ярким примером такого периода является эпоха Просвещения. Задача этой стадии _ критическая. Разрушая религиозные представления, она подготавливает приход третьей стадии — позитивной, или научной. Конт считал неизбежным конфликт между религией и позитивным знанием _ наукой и предсказывал в недалеком будущем победу науки над религией. Наука, по мнению Конта, призвана заменить ре-
лигию не только с точки зрения формирования нового мировоззрения, но прежде всего в качестве связующей силы, призванной объединить людей и социальные институты, стать основой стабильного порядка. Установить солидарность и согласие между людьми, считал Конт, призвана новая синтетическая наука — социология.
Рассмотрение проблем религии О.Контом осуществляется в контексте решения им общих социологических проблем. Непосредственно научным исследованием религии с социологических позиций занимались немецкий мыслитель М.Вебер (1864—1920) и французский мыслитель Э.Дюркгейм (1858—1917). Именно они являются основоположниками социологии религии как относительно самостоятельной отрасли знания в рамках религиоведения.
М.Вебер рассматривал социологию как науку о социальном поведении. Поведение, по Веберу, становится социальным, если оно имеет смысл, субъективно, осмысленно соотносится с поведением других людей, ориентировано на ожидание определенного их поведения, в соответствии с этим сопровождается субъективной оценкой шанса на успех тех или иных своих действий.
В соответствии с этой общей концепцией предмета социологии М.Вебер формулирует специфику социологического подхода к исследованию религии. С точки зрения М.Вебера, социолог, в отличие от теолога и философа, не должен касаться вопросов об источнике религии, так же как и не должен устанавливать некую метафизическую «сущность» религии. Социолога интересует не сущность религии, а условия ее существования. Иначе говоря, для социолога религии интересна лишь как особый тип мотивации социального поведения людей. Таким образом, социология, по Веберу, должна ограничиваться изучением мотивирующего воздействия религиозных идей и представлений, выявлением их влияния на общественную жизнь, не касаясь вопроса об их истинности или ложности, источников их происхождения.
Такая оценка предмета социологии религии вытекает из вебе-ровской трактовки социальной функции религии. М.Вебер рассматривал религию как социокультурный институт, который совмещает в себе черты культурной системы, то есть определяет сферу значений, символов и ценностей индивида и общества, и вместе с тем функционирует в качестве самостоятельного социального института.
М.Вебер представляет религию как первичную основу ценностей и в этом качестве она является одним из важнейших способов придания смысла социальному действию, определяет его значения и цели. Именно на основе религиозных установок все проис-
ходящие в жизни человека события квалифицируются им как разумные, рациональные или бессмысленные. Религиозное истолкование мира является средством ориентации в нем и регуляции поведения. Религия рисует определенную картину мира и в то же время задает систему ценностей и норм, в соответствии с которыми одни действия запрещаются, а другие разрешаются. Тем самым она создает моральные нормы поведения человека.
Особое внимание М.Вебер уделяет выявлению влияния религиозного фактора на действенное отношение индивида к окружающей действительности. Одни религии стимулируют уход от мира, созерцательно-мистическое к нему отношение (например, буддизм), другие нацеливают на его завоевание и преобразование (например, христианство в его протестантской разновидности). М.Вебер настаивает на религиозной обусловленности не просто повседневного поведения верующих индивидов, но и их «хозяйственного» (экономического) поведения. Одной из важнейших заслуг М.Вебера в области социологии является обоснование им влияния Реформации на становлении и развитие капиталистических общественных отношений. Протестантская этика, по мнению М.Вебера, заложена в основы «духа капитализма».
В своих работах М.Вебер доказывал не только влияние религиозного фактора на становление тех или иных социальных отношений, но и влияние социального фактора на формирование того или иного типа религии. В «Хозяйственной этике мировых религий» он пишет: для каждой данной религии можно выделить те слои, жизненное поведение которых было определяющим практическую этику соответствующей религии. Например, в конфуцианстве — это бюрократия, в индуизме — овладевание ведической образованностью брэхмы, в буддизме — монашество, в христианстве — городские ремесленники и т.д. Отвергая обвинения в упрощенном социологизме, М.Вебер разъясняет: мысль автора не сводится к тому, что своеобразие религии является простой функцией социального положения того слоя, который выступает в качестве ее характерного носителя, как бы его «идеологией» или отражением его материальных и духовных интересов. Напротив, как ни глубоко в отдельных случаях экономическое и политическое воздействие на религиозную этику, ее основные черты восходят к религиозным источникам и прежде всего к содержанию благовествования и обетования. Религия как социальный институт исследуется М.Вебе-ром в контексте изучения различных типов религиозных организаций.
Принципиально иной подход к задачам исследования религии демонстрирует французский социолог Э.Дюркгейм. Специфика
исследования религии в системе Э.Дюркгейма вытекает из общих принципов получения социологического знания. По мнению Э.Дюркгейма, социология основывается на познании социальных факторов. Источник социальных факторов находится не в мышлении и поведении отдельных индивидов, а в обществе. Для того чтобы возник социальный фактор, указывал Э.Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере несколько индивидов объединили свои действия и эта комбинация породила новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как образуется на основе взаимодействия множества сознаний), то это имеет своим непременным следствием установление и закрепление для индивидуального сознания каких-либо образцов поведения, ценностей, норм и т.д., которые существуют для данных индивидов объективно. Религия, как и все другие общественные институты, представляет собой «социальный фактор» и к ее анализу применимы та же методология и те критерии оценки, как и ко всяким другим социальным факторам.
Э.Дюркгейм рассматривает религию как созданный человеком социальный институт, формирующийся естественным образом как ответ на отдельные условия его существования с целью удовлетворения определенных социальных потребности. Источником религии, согласно Дюркгейму, является сам социальный способ существования людей. В религии общество обожествляет само себя. Смысл и предназначение религии состоит прежде всего в том, чтобы культивировать социальное чувство, обеспечивать влияние коллектива на индивида. Таким образом, для Э.Дюркгейма религиозными являются все коллективные представления и верования, если они носят обязательный для всех членов общества характер и тем самым связывают индивида и общество, подчиняют его последнему.
Э.Дюркгейм считает, что религия связана с функционированием в социальном взаимодействии священных объектов. Это придает коллективным верованиям и представлениям обязательный характер, позволяет определенным образом воздействовать на индивидов и общество. Различие в социальной жизни двух различных областей — мирской и священной — является, по Дюркгейму, главным признаком религии. Мирская область — это сфера повседневной жизни, с частными интересами и обычными занятиями. Священное — это отдельная область, которая состоит из особых предметов, верований и обрядов. Священное наделено особым моральным авторитетом и властью. Оно — предмет почитания и поклонения, источник запрета и принуждения.
В религиозных системах представления о священном облекаются в мифологическую форму и выливаются в культовые действия. Э.Дюркгейм в религии придавал решающее значение не верованиям и догматическим формулам, а ритуалам и обрядам, то есть культовым действиям. По его мнению, сущность культовых действий состоит в том, что через них социальная общность открывает себе дорогу к священным объектам и затем обеспечивает возвращение в обычный мир.
Культовые действия всегда совершаются коллективно. И принимая во внимание этот факт, Э.Дюркгейм предлагает такое истолкование религиозного феномена: священное — это почитание в качестве святого главной социальной ценности данного общества — самого этого сообщества. А совершение культового действия — это акт, через который данная социальная общность каждый раз утверждает себя в качестве данной общности, иначе говоря осознает самотождественность. В соответствии с таким подходом Э.Дюркгейм дает следующее определение религии: «Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, то есть к вещам особым, запретным, это система таких верований и обрядов, которые объединяют в единую моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды».
Э.Дюркгейм дает расширенную трактовку религии, по сути дела, отождествляя социальное и религиозное. «Священные объекты» он трактует как символы общественного единства. У австралийских туземцев в качестве такого символа выступает тотем — животное или растение, которое рассматривается той или иной социальной общностью как общий предок — покровитель и связь с которым отличает данную общность от другой. Для христиан таким символом выступает Иисус Христос. В современном обществе появились новые мифы и символы, связанные с научным объяснением мира.
Исходя из этой предпосылки, Э.Дюркгейм выдвигает требование конкретно-исторического подхода к оценке ее роли и влияния: «Вначале — пишет он, — все, что социально, религиозно — оба символа синонимы. Потом мало-помалу функции политические, экономические и научные освобождаются от религиозных и получают все более ярко выраженный светский характер». Таким образом, Э.Дюркгейм признает наличие непрерывного процесса освобождения всех сфер общественной жизни от влияния религии. Однако развитие этого процесса не означает конца религиозности. Религия, по его мнению, будет существовать вечно. Не может существовать общество, которое не испытало бы потребности ре-
гулярно оживлять и подкреплять коллективные чувства и идеи, утверждающие его единство и индивидуальность. Э.Дюркгейм верил в то, что в результате данного процесса на смену религии существ и богов продет «религия человечности».
ЛИТЕРАТУРА
1. Религии мира / Под ред. Щапова Я. Н. М.: Просвещение, 1994.
2. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П., Щипаное Н.И., Яновский Р.Г. Социология.М.: Мысль, 1990.
ТЕМА: РУССКИЕ ФАШИСТЫ
— Да здравствует Россия! Единым фронтом на борьбу против Сталина и кровавого коммунизма!
— Русские люди! Вставайте в ряды русской фашистской партии во имя спасения России от жидо-коммунистического ига!
— Каждый русский патриот должен понять, что главные враги России — евреи и коммунисты!
— Русские фашисты осуществляют свою величайшую на страницах мировой истории миссию — воссоздания российского державного национального дома!
Лозунги русских фашистов.
Те политические организации российской эмиграции послеоктябрьского периода, которые ставили себе целью борьбу за уничтожение советской власти и строительство на месте СССР другого государства (монархического, национально-трудового, фашистского и т.д.), долгие годы вели против СССР тайную войну. При этом использовались разнообразные методы — засылка на территорию СССР агентов с пропагандистской литературой, с целью разведки, террора, диверсий, организации подпольных групп и т.д.
Первую русскую фашистскую партию — Национальную организацию русских фашистов (НОРФ) основали в 1924г. в Сэрбии белоэмигранты профессор Д,П. Рузский и генерал П,В. Черский. В 1927 году эта организация издала свою программу, которая «исходила из общих положений итальянского фашизма, но соответственно русским условиям намечала путь революционной борь-
бы с большевизмом и будущий ход восстановления освобожденной от коммунистов России». Вскоре она прекратила свое существование.
В конце 1926 — начале 1927 года в Харбине кубанский казак Ковган создает организацию под названием «Рабоче-крестьянская казачья оппозиция, или Русские фашисты» (РККО-РФ). Сохранились две его книги — «Еврейство и Сатанизм» и «Записки
Неуча».
В своей программе члены этой немногочисленной организации декларировали: «...Сама партия Рабоче-крестьянская казачья оппозиция, или русские фашисты, состоит из рабочих, крестьян и казаков с лозунгами и девизами, отражающими желания народных масс. Можно сформулировать так, что РККО-РФ — это три кита, на которых Россия стояла 300 лет. Опираясь на эти три главные силы России с их лозунгами и желаниями, есть полная возможность свергнуть настоящих узурпаторов жидо-коммунистов, поработивших Россию на началах Федерации — Штатов — Республики во главе с Президентом, то есть полное народоправство и самоопределение народов». РККО-РФ действовала до середины 30-х годов, большой популярностью среди российских эмигрантов она не пользовалась.
Русские фашисты существовали и в США. В 1933 году русский эмигрант Анастас Вонсяцкий создает Всероссийскую фашистскую организацию (позже переименована во Всероссийскую национал-революционную партию). В 1934 году он пытается объединить свою организацию с Русской фашистской партией в Маньчжурии (об этой организации речь пойдет ниже) — для «создания единого антикоммунистического фронта в Русском Зарубежье». Но спустя год этот союз распадается — в частности, потому что «Вонсяцкий был противником антисемитизма», — отмечает американская энциклопедия. Во второй половине 30-х годов он разослал по всему свету около 3 млн номеров издаваемой им газеты «Фашист»(1933—1941) и бесчисленное количество фашистских листовок и открыток. И тем не менее число его сторонников было крайне малым.
«Бурной» деятельностью Анастаса Вонсяцкого заинтересовалось правительство США. 9 мая 1942 года ФБР устроило обыск в его имении, конфисковало оружие и большое количество фашистской литературы. 22 июня 1942 года Вонсяцкого приговорили к 5 годам тюремного заключения и штрафу 2 тысячи долларов. После освобождения он отошел от политической деятельности.
Наиболее сильные оппозиции были у Всероссийской фашистской партии в Маньчжурии, созданной в 1925 году и сменившей за
годы своего существования несколько названий. В 1925—1932 гг. она именовалась «Российская фашистская организация»; в 1932— 1935 — «Русская фашистская партия»; в 1935—1937 — «Всероссийская фашистская партия»; в 1937—1943 гг. — «Российский фашистский союз». Руководителем организации, ее генеральным секретарем, а затем «главой» с начала 30-х годов до ее закрытия (1943) был К.В. Родзаевский.
В Харбин он приехал 18-летним юношей в августе 1925 года. Поступив на юридический факультет, уже в начале 1926 года вступает в Русскую фашистскую организацию и вскоре становится членом актива РФО. В 1927 году он организовал первые русские фашистские профсоюзы в Харбине — «Союз национальных синдикатов русских рабочих фашистов Дальнего Востока»(СНС). СНС напрямую подчинялся Центральному Комитету Русской фашистской организации.
Здесь были русские учебные, культурные и иные общественные заведения. При юридическом факультете, созданном русскими профессорами-эмигрантами, работало Русское студенческое общество, объединявшее также студентов и из других высших учебных заведений Харбина. К 1924 году внутри Общества сплотилась небольшая конспиративная группа, в которую вошли бывший офицер белой армии А. Покровский, сын генерала белой армии В. Голицын, сын казачьего офицера П. Грибановский, сын генерала белой армии М. Матковский, сын крупного банковского чиновника В. Олесов, эмигрант Б. Ливенцов, эмигрант Б. Румянцев. В качестве идеологической основы для борьбы с коммунизмом Покровский предложил идеи итальянского фашизма. В 1925 году из членов этой группы и других русских студентов была создана Русская фашистская организация (РФО).
Руководство Всероссийской фашистской партии в своих документах: программе, уставе, так называемой «Азбуке русского фашизма» — выделяло три этапа деятельности организации: «этап собирания сил — подготовки» (работа в эмиграции по организации партии); «этап наступления — активной борьбы», которая должна была завершиться «национальной революцией» (работа в эмиграции и перенос ее в СССР); и, наконец, «последний этап, после свержения коммунистической власти — национальное строительство, воплощение наших идей и программы в жизнь» —деятельность в России, создание «Великой Российской Фашистской Империи». Как известно, до третьего этапа дело
не дошло.
Как у любой серьезной организации, у Всероссийской фашистской партии высшим органом был съезд. Их прошло четыре. Прав-
да первым посчитали информационное совещание, вторым — переговоры между Всероссийской фашистской организацией Вонсяц-кого и РФП. А вот третий можно по праву назвать важнейшим событием в жизни партии...
До съезда были выработаны проекты Программы, Устава, план антисоветской «внутрисоюзной» работы, подготовлены отчет о проведенной работе и финансовый отчет. Военная миссия дала добро на съезд и предоставила помещение. Съезду предшествовали бесконечные заседания ЦК ВФП. Программа прошла единогласно «План Новой России» как общенародного государства, базирующегося на «советах без коммунистов и евреев», предложенный Родзаевским, был принят единогласно. Проекты Устава партии и плана «трехлетки» на предварительных заседаниях ЦК вызвали разногласия и были перенесены на съезд.
3-й Всемирный съезд ВФП состоялся в июле 1935 года. Проект Программы был принят с незначительными поправками и обнародован последующими двумя изданиями в виде «Новой программы ВФП», проект Устава — подавляющим числом голосов. Съезд провозгласил К.В. Родзаевского главой Всероссийской фашистской партии и избрал предложенный им состав Верховного Совета ВФП, Центральной Контрольной Комиссии и Центральной Ревизионной Комиссии. Не вызвал возражений и «план фашистской трехлетки».
Любопытно, что российские фашисты позаимствовали у большевиков не только понятие «генеральная линия», но и, подобно советским пятилеткам, установили «фашистскую трехлетку». В частности, в рамках 1 мая 1935 -1 мая 1938 г. они ставили перед собой задачу свергнуть коммунистическую власть в России. «Российские фашисты обязаны выполнить эту задачу или погибнуть!» — говорилось в «Азбуке русского фашизма».
Путь осуществления «трехлетки» виделся им через максимальное развертывание «внутрироссийской работы»: в течение трех лет всю Россию намечалось покрыть «сетями не связанных друг с другом ячеек», которые, по сигналу, в 1938 году должны были поднять повсеместное единовременное восстание. В обязанности «русских подъяремных активистов» входила широкая пропаганда идей программы и тактики российского фашизма. Каждая созданная в России революционная фашистская ячейка должна образовать несколько аналогичных революционных ячеек путем распространения фашистских листовок, устной пропаганды, террора, повстанчества и т.д.
Подробный план осуществления «трехлетки» был опубликован К. В. Родзаевским в брошюре с сакраментальным названием «Что
делать?», которую российские фашисты пытались распространять среди российской эмиграции. Все организации ВФП, особенно в странах, граничивших с СССР, были подробно инструктированы: переправлять в СССР фашистскую литературу, стараться заслать людей, распространяющих ее, с целью создания там фашистских ячеек. Фашистскую литературу пытались пересылать в СССР и с советскими гражданами, выезжавшими в 1935—1937 гг. после продажи КВЖД правительству Маньчжоу-го.
Впоследствии Родзаевский напишет:
«...Я абсолютно верил, что большинство русских людей настроено против власти, что Советская власть держится исключительно террором ЧК—ГПУ—НКВД, блестящей организации сыска, которая делает невозможной централизованную внутреннюю организацию, но что внутри страны — в армии, в партии, в самом НКВД, в народе — идет кровопролитная внутренняя борьба, существуют многочисленные мелкие организации, их террор и контртеррор власти. В организационном отношении объединить эту борьбу невозможно, но возможно объединить в идейном отношении, разрозненные выступления не принесут пользы, но если заблаговременно назначить отдельный срок единовременного выступления и широко оповестить об этом сроке население СССР, то задача, может быть, будет достигнута и Россия будет «спасена». Так думал я тогда, ослепленный своим недоверием и ненавистью к власти, которая в моем представлении «губила» русский народ, а на самом деле вела его к рассвету и привела к неслыханной мощи.
Я считал, что методом работы должна быть посылка внутрь СССР через все границы листовок, пропагандирующих «трехлетку», повсеместный посев тайных, не связанных друг с другом и с нами оппозиционных, революционных, национал-революционных, и фашистских ячеек с одновременным повсеместным их выступлением 1-го мая 1938 г.».
(
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 1596 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!