Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Ибо он – или из‑за столь великого несчастья, сделавшего его нечувствительным, или радуясь за удел сына, сохранял твердость духа. И мать преодолела свое женское естество и, по примеру мужа, отказавшись от слез и сетований, возвысила свое горе до истинного величия. {292}
После этого Хрисанфий продолжал заниматься своими обычными делами; и когда многочисленные великие беды обрушивались на людей и весь мир, повергая души в ужас, он один оставался невозмутим, так что, глядя на него, можно было подумать, что он живет не на земле. В это‑то время и явился к нему Геллеспонтий; так, с некоторым опозданием, они сошлись для беседы. Это знакомством настолько захватило Геллеспонтия, что он, отказавшись от всего, готов был поселиться под одной крышей с Хрисанфием и вернуться в юность, став его учеником. Так он сожалел о потерянном времени, о том, что стал стариком, не научившись ничему полезному. К этому и устремил он все свои помыслы. Но однажды Хрисанфий проколол себе вену (что он и прежде делал), автор этих строк присутствовал при этом по его настоянию. Когда врачи намеревались выпустить как можно больше крови, автор, заботясь о правильном лечении, счел дальнейшее кровопускание неразумным и велел прекратить его (ибо был отнюдь не невеждой в науке врачевания). Услышав о случившемся, тут же явился Геллеспонтий, с негодованием восклицая, что для человека настолько пожилого, как Хрисанфий, большая потеря крови обернется во зло. Когда же он услышал голос Хрисанфия и увидел его вполне здоровым, то обратился к автору этих строк со словами: «Весь город обвинял тебя в чем‑то ужасном, но теперь все замолчат, увидев, что Хрисанфий здоров». Автор ответил ему, что он прекрасно знает, какое лечение будет полезным. После этого Геллеспонтий собрал свои книги, словно собираясь идти заниматься к Хрисанфию; в действительности же он покинул город. Но внезапно он заболел желудком и, придя в Апамею Вифинскую, расстался с жизнью, убедив Прокопия, своего друга, бывшего с ним, восхищаться одним лишь Хрисанфием. Прокопий, явившись в Сарды, так и поступил; он же рассказал обо всем случившемся.
Между тем Хрисанфий по прошествии года, в начале лета, вновь прибег к тому же средству, и хотя автор этих строк предупредил врачей, чтобы они, как обычно, дождались его прихода, те приступили к лечению без него. Хрисанфий протянул руку, и начавшееся кровотечение было столь сильным, что его конечности ослабели, возникла боль в суставах, и он не смог подняться с ложа. Тогда был призван Орибасий. Он приложил все усилия и все свои необыкновенные знания, чтобы спасти Хрисанфия, стараясь победить недуг с помощью горячих и размягчающих ма‑ {293} зей, и почти вернул силу иссушенным членам. Но старость взяла свое. Ведь Хрисанфию было восемьдесят лет, а сильный жар усугубил влияние возраста. Проболев так четыре дня, он отошел в лучший мир. Последователями Хрисанфия как философа были Эпигон из Лакедемона и Бероникиан из Сард, мужи, достойные имени философов. Кроме того, Бероникиан обладает особым даром общения с людьми, ибо приносил жертвы Харитам.[201]Да продлятся его дни! {294}
[1]Диогеном Лаэртским Евнапий пренебрегает. Сотион, философ‑перипатетик конца III века до н. э., написал сочинение, в котором рассказывает о последовательном преемстве глав философских школ; им пользовался Диоген Лаэртский.
[2]Об этой метафоре см. Филострат. Аристид, 585.
[3]О Евфрате см. Филострат. Жизни софистов, 488.
[4]То есть, «Златоустом».
[5]В IV в. н. э. представители других философских школ, особенно неоплатоники, недолюбливали и презирали киников, отчасти за их образ жизни, который в чем‑то походил на христианский. Этот Карнеад по другим источникам неизвестен; некоторые отождествляют его с Карнеем (Кинулцием) в «Дейпнософистах» Афинея.
[6]Имеется в виду философов.
[7]Евнапий, кажется, подразделяет философов на три группы: тех, кто жил до Платона, тех, кто жил после Платона, и тех, кто жил со времени Клавдия I (41–54 гг.) до времени Септимия Севера (193–211 гг.). Он не упоминает ни об одном из них и свое собственное сочинение начинает с Плотина, который родился незадолго до смерти Септимия Севера.
[8]Для обозначения титула «император» Евнапий в основном использует слово «василевс», реже – «автократор» (самодержец).
[9]То есть, Евнапий привязывает жизнеописания философов к правлениям императоров.
[10]Буквально «Плотин был философ из Египта». Однако по‑русски сюда привносится дополнительный смысл. Трудно сказать, предполагает ли греческий текст какую‑либо «египетскость» его как философа. В любом случае речь здесь в первую очередь идет о происхождении Плотина.
[11]Русский перевод см.: Порфирий. Жизнь Плотина / Пер. М. Л. Гаспарова // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 2 изд. М.: Мысль, 1986. С. 427–440.
[12]Царь по‑сирийски malka.
[13]То есть, пурпур. Порфирий описал этот случай в «Жизни Плотина». 17. {372}
[14]Ср. Фукидид. История, 4. 21. Имеется в виду Мессинский пролив.
[15]Илиада, 6. 202. (Здесь и далее перевод П. Гнедича).
[16]Илиада, 10.515.
[17]Лоренцианская рукопись имеет здесь лакуну примерно в 12 букв.
[18]Евнапий не совсем точно описывает данный случай, о котором сам Порфирий рассказывает в своей «Жизни Плотина». 11.
[19]Такого текста в дошедших до нас сочинениях Плотина (отредактированных Порфирием) не существует. Евнапий, возможно, имеет в виду совет не поддаваться несчастью, который Плотин дает в «Эннеадах» 3.2. Может быть, источником Евнапия были несохранившиеся комментарии к «Эннеадам» самого Порфирия.
[20]Ср. Юлиан. Речи, V. 170, VII. 217.
[21]Ср. Илиада, 8.19. Золотая цепь символизировала для неоплатоников преемственность близких им по духу философов, как об этом пишет Марин в сочинении «Прокл, или О счастье», 26.
[22]Дж. А. Бартон считает, что Кавсата – это сирийское Kenestha, что одновременно означает и «очищающий», и «грязный». Вот почему, этот случай, скорее всего, произошел в Сирии, а не в Риме.
[23]В «Жизни Плотина», 16 Порфирий вовсе не называет Аквилина своим учеником, но говорит, что он был христианским гностиком, который своими учениями сбивал других с истинного пути. Упомянутый здесь Ориген и знаменитый христианский учитель Ориген – разные лица.
[24]У Марцеллы было пять дочерей и два сына.
[25]От «Всеобщей истории» Дексиппа сохранилось лишь несколько фрагментов. История заканчивалась правлением Проба (269 г.) и была продолжена Евнапием. Дексипп также известен как полководец, который в 267 году, во время захвата Афин готами, собрал небольшую армию и нанес готам ряд поражений.
[26]Равнинной, Низменной или Дальней Сирией называлась территория между горами Ливан и Антиливан.
[27]Ср. Диоген Лаэртский, 4.6.
[28]Поразумевается обычная в античности манера чтения, когда слушатели, в данном случае ученики философской школы, слушали читаемый одним из них какой‑нибудь текст в присутствии наставника.
[29]Это Сопатр Старший, который был казнен Константином; его сын, носивший то же имя, переписывался с Ливанием и был другом императора Юлиана.
[30]Феодор Аксинский, автор комментария на «Тимей» Платона. Возможно, это тот Феодор, о котором Юлиан в одном из своих писем говорит, что он критиковал учение Ямвлиха.
[31]В соответствии с пифагорейской традицией, ученики называются «друзьями».
[32]Ср. Филострат. Жизнь Аполлония Тиансксго, 3.15, где похожая способность левитации приписывается индийским брахманам.
[33]Ср. Платон. Федон, 64в.
[34]Ср. Плутарх. О гении Сократа, 580.
[35]Согласно пифагорейскому учению, похороны оскверняют тех, кто в них участвует.
[36]Излюбленное в платонизме сравнение.
[37]Ср. Гораций. Послания, 1.1.85: «Нет уголка на земле милей, чем прелестные Байи» (пер. Н. С. Гинцбурга). {373}
[38]Это, несомненно, магическая формула. Об Эросе и Антэросе см. Фемистия, 304d.
[39]Глагол drao регулярно использовался для описания магических ритуалов.
[40]В «Тимее», 36 Платон говорит, что в Мировой Душе заключено тело космоса.
[41]Ср. Платон. Пир, 194в.
[42]Справедливость считалась в неоплатонизме одной из важнейших добродетелей.
[43]Похожую историю рассказывает об одном юноше, имени которого oн не называет, Элиан (фрагм. 1038).
[44]Языческих.
[45]Евнапий намекает на комедию Аристофана «Облака».
[46]Демосфен. О венке, 87 говорит о зависимости Афин от поставок хлеба из Византия.
[47]То есть, не было нужного ветра, и корабли с продовольствием не могли прийти в Константинополь.
[48]Ср. Одиссея, 10.20.
[49]Евнапий использует греческий титул «эпарх двора».
[50]Mathema обозначала искусство составления гороскопов.
[51]Рим.
[52]То есть, Константинополь.
[53]Илиада, 5.83. Пурпурная смерть, то есть, смерть кровавая. Вместе с тем пурпур – цвет императорских одежд. Этот стих «Илиады» цитировал Юлиан, когда его провозгласили цезарем, имея в виду ту же игру смысла: oн опасался, что Констанций расправится с ним (Аммиан Марцеллин. XV. 8).
[54]Обычная процедура после подобного видения: см. Аристофан. Лягушки, 137; Эсхил. Персы, 201.
[55]Провинция.
[56]Константин отправил Евстафия с посольством в Персию, о чем рассказано ниже. Однако описанные здесь события в Антиохии на самом деле произошли гораздо раньше, в правление Галлиена, около 258 года нашей эры. (Аммиан Марцеллин. XXIII. 5).
[57]Евнапий дает греческое название должности – стратопедарх.
[58]Риторическое общее место. Ср. Юлиан. 33а, 426в.
[59]Сапор – греческая форма персидского Шапур (Sahpuri), имя ряда царей династии Сасанидов. Здесь речь идет о Шапуре II (309–380 гг.).
[60]Грубый плащ считался непременным артибутом философа.
[61]Маги – жрецы зороастрийской религии.
[62]Это посольство также описывает Аммиан Марцеллин. XVII. 5.
[63]Ср. Платон. Федр, 247а: «...зависть – вне сонма богов». Высказывание имеет характер риторического общего места.
[64]Форма выражения согласия.
[65]Буквально «прикусив язык».
[66]Управляющий домом, хозяйством.
[67]Учение, изложенное главным образом в сочинении «Халдейские оракулы». Cм.: Oracles chaldaiques. Texte établi et traduit par Edouard des Places. Paris, 1971.
[68]Одиссея, 17. 485–486 (здесь и далее пер. В. А. Жуковского).
[69]Западный океан (гомеровский dzophos, «мрак Запада») всегда считался местом, посвященным умершим героям и сверхъестественным силам вообще. {374}
[70]Луна считалась местом обитания благих демонов, героев и т. п. Удел Сосипатры выше, то есть, сфера Солнца.
[71]Антонин умер около 390 года; Серапеум был разрушен в 391 году.
[72]Утраченная поэма Гесиода, в которой каждая тема начиналась словами е oie «Или подобна она...». Во мн.ч. е oie – е oiai.
[73]«Евтифрон». Царский портик – место, где заседал архонт‑басилевс.
[74]О преследовании тех, кто подозревался в колдовстве, см. Аммиан Марцеллин. XXVIII. 1.
[75]Феофил был епископом Александрии. См. Зосим, 5. 28; Феодорит, 5.22.
[76]Одиссея, 7.59.
[77]Евнапий дает греческое название должности: «архонт политической (гражданской) власти».
[78]Созомен. 7.15 дает христианскую версию обращения Серапеума в церковь.
[79]Ср. Ливаний. О храмах, 474.
[80]Ср. Платон. Федон, 81 d; Юлиан. Мисопогон, 344а. Против галилеян, 335 с. Христианские церкви часто строились на могилах мучеников.
[81]Ср. Платон. Горгий, 524е.
[82]Ср. Юлиан. Речи, VII. 228с.
[83]То есть, как изречение оракула.
[84]Общее место. См. прим. 58.
[85]Некоторые исследователи полагают, что этот Клавдиан был отцом латинского поэта Клавдиана (ок. 400 г. н. э.), однако для этого нет достаточно ясных свидетельств.
[86]Имеется в виду из мужчин. Ливаний. Письма, 606 весьма хвалит Максима за то влияние, которое он оказывал на Юлиана.
[87]У Констанция II и Юлиана был общий дед, Констанций I Хлор, но разные бабки – Елена и Феодора соответственно. Константин I – отец Констанция II, и Констанций, отец Юлиана, были братьями по отцу.
[88]Сам Юлиан (Послание к афинянам, 273в) говорит о материальных средствах, которыми он тогда располагал, прямо противоположное.
[89]Телохранители.
[90]Укус этой змеи вызывал нестерпимую жажду. На это указывает ее греческое название «дипсада», то есть «сухая», «иссушающая», «вызывающая жажду». Описанные события происходили, скорее всего, в 350 году.
[91]Ср. со знаменитым высказыванием Порфирия о Плотине: «Плотин, философ нашего времени, казалось, всегда испытывал стыд от того, что жил в телесном облике» (Жизнь Плотина, 1), а также с тем, что сам Евнапий пишет о Порфирии.
[92]О Приске см. ниже, а также Аммиан Марцеллин. XXV. 3 и Юлиан, письма. После смерти Юлиана в походе против персов Приск возвратился в Антиохию и осенью 363 года находился в этом городе. К моменту нашествия Алариха Приск был еще жив; он скончался в 395 году в возрасте примерно девяноста лет. Приск состоял в переписке с Ливанием. Из переписки императора Юлиана известно, что жену Приска звали Гиппия и у них было несколько детей.
[93]Буквально «друзей».
[94]Деметра и Персефона, с которыми связаны Элевсинские мистерии.
[95]Лукиан (Lexiphanes, 10) упоминает о том, что разглашение имен иерофанта и факелоносцев мистерий считалось преступлением.
[96]Наследственные жрецы культа Деметры в Элевсине. {375}
[97]То есть был жрецом Митры; буквально «был отцом».
[98]То есть христианских монахов. Об этом вторжений готов в 395 году н. э. упоминается также ниже в жизнеописании Приска.
[99]Об этом сам Юлиан пишет в «Послании к афинянам».
[100]Об Орибасии см. ниже.
[101]Констанций умер в ноябре 361 года, Юлиан с триумфом вошел в Константинополь в декабре того же года.
[102]«Плавать» Кобе добавляет, опираясь на Платона. Законы, 689d.
[103]Илиада, 1.218.
[104]Ни одно из этих писем Юлиана не сохранилось.
[105]Илиада, 9.184.
[106]См. Юлиан. Письмо к Ливанию (55), написанное в Антиохии в начале 363 года, где Юлиан жалуется на то, что Приск медлит со своим приездом.
[107]Они оба были свидетелями смерти Юлиана (Аммиан Марцеллин. XXV. 3).
[108]После смерти Юлиана в Персии в июне 363 года полководец Иовиан был провозглашен армией императором.
[109]Иовиан умер в 364 году.
[110]Евнапий имеет в виду, что Юлиан стал богом.
[111]Валентиниан I (364–375), Валент II (364–378).
[112]Подробно эта казнь описана у Плутарха, Артаксеркс. 16: подвергавшегося наказанию сажали в корыто и выставляли на солнце до тех пор, пока он не умирал.
[113]Страбон. 3. С. 147 со слов Посидония сообщает о том, что женщины племени артабров в Лузитании добывают золото при помощи мотыгообразных лопат. Цец. Хилиада, 10.885 опирается на этот фрагмент Евнапия. В 3. С. 165 Страбон повествует о том, что женщины многих иберийских племен рожают на поле и после этого не покидают полевых работ.
[114]Клеарх был префектом Константинополя (398–402). Он состоял в переписке с Ливанием.
[115]В 364 году Валентиниан отбыл в Медиолан (совр. Милан) согласно договоренности между императорами, к которой они пришли во время встречи в Нэссе (совр. Ниш в Сербии) весной того же года.
[116]В 365 году на востоке империи вспыхнул мятеж Прокопия, претендовавшего на престол на основании того, что он доводился родственником Юлиану.
[117]«Эпарх двора» в передаче Евнапия.
[118]Ему, когда он был префектом Галлии, Юлиан адресовал свои 4 и 8 речи. В греческом тексте его имя читается как «Салютий», часто употреблявшееся вместо Саллюстий. Его официальное имя, судя по надписям – Секунд. После смерти Юлиана ему предложили трон, но он отказался. После смерти Иовиана в 364 году трон предложили уже ему и его сыну, и Саллюстий опять отказался. В 365 году он был префектом Востока, но вынужден был уйти в отставку из‑за вражды с Клеархом, проконсулом Азии.
[119]Никий – афинский полководец, который во время Пелопонесской войны проводил политику «бдительного выжидания».
[120]Возможно, Евнапий имеет в виду вторжение готов около 398 года или восстание в Антиохии в 387 году.
[121]3осим, IV.10.
[122]Текст сильно испорчен и его значение не совсем понятно. «И... снискал себе славу» утрачено. Многие вместо «заняться безвредным видом теургии» читают «вернуться к применению своих теургических способностей». {376}
[123]Валент. О казни Максима в Ефесе в 371 году. см. Аммиан Марцеллин. XXIX. 1; Зосим. IV. 15.
[124]О Фесте см. Аммиан Марцеллин. XXIX. 2.
[125]Аммиан Марцеллин.XXIX. 2: nес postea repertus est usquam. Речь идет о битве при Адрианополе в 378 году с готами. Позднеантичные авторы часто называют их скифами.
[126]Даймон.
[127]Под именем Немезиды в Азии были известны две богини, особенно почитаемые в Смирне.
[128]Готы в 395 году.
[129]Этот конфликт между городом и учащимися, возможно, усиливали религиозные различия между ними, поскольку большинство горожан были христианами, а большинство риторов и их учеников – язычниками. Юлиан Каппадокийский родился примерно в 275 году в Кесарии Каппадокийской. Около 330 года он блистал в Афинах как учитель риторики. Умер Юлиан Каппадокийский приблизительно в 340 году в Афинах.
[130]О междоусобных войнах между софистами и их учениками часто упоминает Ливаний. См. также Гимерий. Речи, IV. 9, XIX, где он обращается к тем ученикам, которые так увлечены этой борьбой, что ради нее пренебрегают его занятиями. Случай, который Евнапий описывает здесь с таким живым интересом, произошел за семьдесят лет до того, как он написал свои «Жизни».
[131]«Спартанская рука», Laconica manus, – поговорка, выражающая насильственные действия. В данном случае она указывает еще на происхождение Апсина.
[132]Антипат.
[133]Тускиан, должно быть, уже очень старый, когда с ним общался Евнапий, состоял в переписке с Ливанием. Он занимал ряд должностей на Востоке и одно время вместе с Анатолием управлял Иллириком.
[134]Евнапий употребляет греческое слово «тебеннос» для обозначения римской тоги или трабеи. О таком поведении как жесте одобрения см. Филострат. Жизни софистов, 626 (Гелиодор).
[135]Ср. предсмертные слова Александра Македонского, ставшие крылатыми; Диодор Сицилийский. XVII. 117, Арриан. VII. 26, Плутарх. Изречения царей и полководцев, 181е: «Вижу: великие будут жертвы над моею могилою!» (Пер. М. Л. Гаспарова).
[136]Ученики софистов вербовали новых учеников для своих учителей, ожидая у входа в порт их прибытия. В данном случае сам капитан оказался вербовщиком учеников для Проересия.
[137]То есть солнце уже прошло точку осеннего равноденствия.
[138]«Ночная охота»: возможно, Евнапий имеет в виду, что за ними будут охотиться вербовщики разных школ. Но слово nyntereia может означать и просто «ночлег», тогда предложение будет иметь тот смысл, что они не заночевали в гостинице в Пирее, а пошли в Афины.
[139]Таков был обычай встречи новичков старыми учениками. См. Григорий Назианзин. Речи, XIX, 328 в.
[140]То есть, по‑видимому, делать вскрытие и расчленение.
[141]Евнапий употребляет слово высокого стиля из Илиады, 1.313.
[142]Буквально «дрожите за него».
[143]Платон. Законы, 730в. Эти слова цитирует Юлиан. Речи. VI. 188в.
[144]Софист, живший во времена Константина. Не имеет ничего общего со знаменитым юристом конца II – начала III века н. э. Ульпианом (ум. 228 г. н. э.). {377}
[145]Трибоний – грубый плащ, который носили философы.
[146]Месапотамия и Сирия.
[147]Тиран Афин, дважды изгонялся. Даты жизни: 605–527 гг. до н. э.
[148]Пословица, ведущая происхождение от игры остракинда, в которой подбрасывали черепки и смотрели, какой стороной они упадут. Соотв. русскому «орел стал решкой». Здесь Евнапий также намекает на процедуру остракизма, существовавшую в древних Афинах.
[149]Эти слова Аристида приводит Филострат. Жизни софистов, 583. Они стали пословицей.
[150]Гермоген. Об изобретении, 3. 13 дает пять видов определения (horos). Аргументация, относящаяся к каждому виду определения, была тщательно и искусно разработана и представляла собой часть экспозиции. См. Квинтилиан, 7.3.
[151]Евнапий называет их hoi taheos graphontes. Обычное же название tahugraphoi.
[152]То есть это скорописцы, работающие в суде. Фемида – богиня правосудия.
[153]Последнее определение впервые использовал Аристид для характеристики Демосфена. Оно стало риторическим общим местом. Ср. Юлиан. Речи, VII. 237 с.
[154]Этому Анатолию, когда он был префектом Иллирика, Гимерий адресовал свою 32 эклогу. Афины Анатолий посетил примерно в 345 г. н. э. Берит – совр. Бейрут. Анатолий состоял в переписке с Ливанием; он был префектом Египта, а затем с 356 года – Иллирика. Скончался Анатолий приблизительно в 360 году.
[155]Что данное слово означает, ни один источник не объясняет. Это прозвище в IV столетии встречается очень часто. Его употребляли вплоть до VI века, когда оно из отрицательного превратилось в довольно нейтральное.
[156]Берит, современный Бейрут, по описанию Ливания, был знаменит своей школой римского права. Берит по‑гречески женского рода,
[157]«Проблема» в риторике – предложенная для обсуждения тема, лат. quaestiо.
[158]Мужество состояло в том, что империей управляли христианские императоры, Констанций и Констант.
[159]«Разделения» – diaireseis. лат. partitiones: разделение речи на части и озаглавливание каждой из них.
[160]Постановка темы – стасис; лат. status, constitutio. Точное определение «стасиса» как риторического термина было в среде риторов предметом постоянного обсуждения. Много места определению стасиса уделяет Гермоген («Об идеях, или О видах слога», «Об изобретении», «О постановке основного вопроса»). Квинтилиан, 3. 6 говорит, что эквивалентом «стасиса» являются латинские qiaestio, constitutio или status. «Стасис» – это процедура постановки и определения темы оратором. Выше Евнапий употребляет примерно в том же смысле термин «катастасис».
[161]Здесь Евнапий, кажется, стремится подражать Филострату. Жизнь Адриана, 589. Филострат описывает похожую реакцию людей, не знавших греческого языка.
[162]Это напоминает платоновский рассказ о Сократе в «Пире», 220а,b: «Точно так же и зимний холод – а зимы там жестокие – он переносил удивительно стойко, и однажды, когда стояла страшная стужа и другие либо вообще не выходили наружу, либо выходили, напялив на себя невесть сколько одежды и обуви, обмотав ноги войлоком и овчинами, он выходил в такую {378} погоду в обычном своем плаще и босиком шагал по льду легче, чем другие обувшись» (Пер. С. К. Апта).
[163]Ливаний, письмо 278, упоминает об этой статуе, находившейся в Риме, а также о другой такой же, которая была в Афинах.
[164]Эта должность, изначально военная, в IV веке стала обозначать контролера продовольствия. См. Юлиан. Речи, 1. 8с, где Юлиан говорит о том, что император Константин не побрезговал занять эту должность. В 345 году Анатолий из Берита, префект претория, приехал в Афины, где утвердил Проересия в должности контролера продовольствия (стратопедарха).
[165]Фраза, имеющая характер пословицы. Ее часто употребляют Лукиан и Юлиан. См. также Платон. Теэтет, 183d: «Вызывать Сократа на разговор – это все равно, что звать ездока в чистое поле» (Пер. Т. В. Васильевой).
[166]О Милесии см. выше.
[167]По мнению Райта, слово «эллины», возможно, указывает здесь на приверженцев язычества.
[168]Райт полагает, что имеется в виду общение Проересия с иерофантом Элевсинских мистерий.
[169]См. выше. Проересий скончался в 367 году. Его эпитафия была написана Григорием Назианзином.
[170]То есть Проересий часто использовал темы персидских войн в качестве общих мест.
[171]Парнасий упоминается выше. По другим источникам он неизвестен.
[172]В 336 г. н. э.
[173]Ливаний прибыл в Константинополь в 340 году, а покинул его в 343.
[174]Сам Ливаний пишет, что провел в Никомедии пять лет, которые были счастливейшими в его жизни.
[175]Евнапий ничего не говорит о втором визите Ливания в Константинополь.
[176]Приспособляемость полипа к любым условиям была излюбленным общим местом. См. Филострат. Жизни софистов, 487; Лукиан. Морские разговоры, 4: «К какой бы скале полип ни приблизился и ни приладил к ней, присосавшись, чашечек своих щупальцев, он становится подобен ей и меняет свою кожу, делая ее похожей на цвет камня; таким образом полип укрывается от рыбаков...» Пер. С. Лукьянова.
[177]В свете того, что Ливаний считался величайшим оратором своего времени, эта критика со школьных позиций выглядит не совсем состоятельной.
[178]Евнапий пытается несправедливо обвинить Ливания в пристрастии к псевдо‑аттикизированию, которое в свое время высмеял Лукиан, Lexiphanes.
[179]Аристофан, Птицы. 1569. У Фукидида, 8.86, Лесподий – афинский военачальник. И Лесподия, и Дамасия комические поэты высмеивали за их длинные ноги. Плутарх в «Застольных беседах», 712А говорит, что для того, чтобы сделать понятным этот фрагмент Евполида, необходим искушенный грамматик.
[180]Здесь: император Юлиан.
[181]Евнапий называет это несохранившееся сочинение Ливания Peri eyphyias. Акакий из Кесарии состоял в переписке с Ливанием, и письма последнего сообщают об этом человеке сведения, о которых Евнапий не упоминает. Акакий был старше Ливания и происходил из семьи потомственных риторов. Сначала он преподавал в своей родной Финикии, а затем – в Антиохии, после – в Палестине. Ливаний был не столь дружественно настроен по отношению к Акакию, как о том пишет Евнапий: в Антиохии они были сопер‑ {379} никами; в 361 году Ливаний одержал над ним верх, и Акакий покинул Антиохию; с этого времени и началась их переписка. Вскоре они пришли к примирению. Со сведениями их писем трудно согласуется сообщение Евнапия о том, что Акакий скончался молодым.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 131 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!