Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Четыре благородные истины



Будда изложил основы своего учения в виде четырёх тезисов, которые он назвал благородными истинами:

Вот, о монахи, благородная истина о страдании: рождение – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, пребывание с немилым – страдание, недостижение желаний – страдание, и, словом, вся пятеричная привязанность к земному есть страдание.

Вот, о монахи, благородная истина о происхождении страдания, это – Тришна (жажда), ведущая от возрождения к возрождению, вместе с радостью и вместе с желанием, которое находит здесь и там свою радость: жажда бытия, жажда тленности.

Вот, о монахи, благородная истина об уничтожении страдания: полное освобождение от этой Тришны, конечная победа над страстями, их изгнание, отвержение, оставление.

И вот, о монахи, благородная истина о пути, ведущем к угашению всякой скорби; это поистине священный восьмичленный путь: правые взгляды, правая решимость, правая речь, правое поведение, правый образ жизни, правое усилие, правое направление мысли, правое созерцание”.

Цепь причинного возникновения зла, учил Будда, состоит из 12-ти членов:

  1. страдание жизни обусловлено рождением;
  2. рождение – стремлением к жизни;
  3. стремление к бытию – умственной привязанностью к объектам;
  4. привязанность к объектам – жаждой, желанием вещей;
  5. жажда – чувственным восприятием;
  6. чувственный опыт – чувственным соприкосновением с объектами;
  7. чувственное соприкосновение – шестью органами познания;
  8. шесть органов познания – эмбриональным периодом развития организма, состоящего из разума и тела;
  9. эмбрион не может развиться без первоначального сознания;
  10. первоначальное сознание обусловлено впечатлениями прошлой жизни;
  11. эти впечатления обусловлены двенадцатым звеном цепи –
  12. неведением истины.

Эту схему, называемую “колесом сансары”, можно изобразить следующем виде:

    1. Неведение (авидья) Прошлая жизнь
    2. Впечатления (самскара)
    3. Первоначальное сознание эмбриона (виджняна)
    4. Тело и разум эмбриона ((нама-рупа)
    5. Шесть органов познания (шад-аятана) Настоящая
    6. Чувственное соприкосновение (спарша) жизнь
    7. Чувственное восприятие (ведана)
    8. Жажда (тришна)
    9. Привязанность (упадана)
    10. Стремление к бытию (бхава)
    11. Повторное рождение (джати) Будущая
    12. Старость и смерть (джара-марана) жизнь

Будда изложил это учение, и таким образом “повернул колесо Дхармы”. Он говорил:

Отверзите ваши уши, о монахи, избавление от смерти найдено! Я поучаю вас, я проповедую Дхарму. Если вы будете поступать сообразно поучению, то через малое время вы получите то, чего ради благородные юноши уходят на чужбину: вы получите высшее исполнение священного стремления, вы в этой ещё жизни познаете истину и узрите её лицом к лицу”.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 278 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...