Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рационализм как важнейшая характеристика философии эпохи Просвещения



XVIII век вошел в историю как эпоха Просвещения. Именно в этот период развивается общественная мысль, обеспокоенная взаимоотношениями народа и государственной власти. Философия этого периода окончательно отказывается от схоластического наследия, встает на позиции материализма, рационализма, атеизма.

Эпоха Просвещения началась с тотального сомнения в существовании Бога или, по крайней мере, в его непосредственном участии в мирских делах. Именно на этой почве в Англии началась критика религии с точки зрения деизма (деизм — философское учение, согласно которому, мир сотворен Богом, который более не принимает участие в его делах) (Герберт Чербери, Джон Толанд, Антонии Коллинз). Однако среди просветителей были как деисты, так и откровенные материалисты.

Наиболее ярко дух Просвещения нашел свое выражение во Франции. Здесь можно говорить о двух этапах просветительской философии.

Первый этап (20—40-ее гг. XVIII в.) представлен именами Шарля Монтескье (1689—1755) и Франсуа Мари Аруэ Вольтера (1694—1778). Эти мыслители заложили основы просветительской философии. Монтескье («Персидские письма» 1721) критиковал абсолютизм и стал одним из создателей теории разделения властей. Законодатель, по мнению Монтескье, должен учитывать дух народа, стремясь воплотить идеал справедливости, а сама справедливость (т.е. идея равенства) достигается за счет разделения властей.

Вольтер оказал огромное влияние на последующее развитие философской просветительской мысли. Философия, по его мнению, это великое орудие разума в борьбе против неразумного. Это неразумное фактически олицетворяется церковью, о которой Вольтер сказал резко: «Раздавите гадину!». При этом мыслитель осознавал общественное значение религии: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать», другими словами, Вольтер признает регулятивную роль религии в жизни общества.

Именно Вольтер является основоположником философии истории, согласно которой, историю королей, сражений и проч. должна заменить история развития цивилизации.

Второй этап (40—80-ее гг. XVIII в.) связан с деятельностью энциклопедистов Жана Д`Аламбера (1717—1783) и Дени Дидро (1713—1784) и других просветителей Жюльена Ламетри (1709—1751), Клода Гельвеция (1715—1771), Поля Гольбаха (1723—1789), Жан-Жака Руссо (1712—1778).

Вершиной этого периода стало издание «Энциклопедии» (1751—1780), объемного труда, в котором была дана оценка с просветительских позиций всех достижений человека.

Для философии Просвещения характерен рационализм как общее направление. Рационализм понимается как широкое идейно-теоретическое течение, выражающее взгляды, потребности, общественные настроения определенных социальных классов, слоев, групп на определенном этапе общественного развития. Для него характерны возвеличивание человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа.

Разум рас­сматривается в рационалистических системах в качестве источника всей субъективной деятельности человека. Человек — это разумное существо.

Можно выделить два направления рационализма эпохи Просвещения:

Идеалистический рационализм мисти­фицирует рациональный аспект взаимоотношений человека с ми­ром и стремится доказать, будто бы разумное, рациональное существует вне и независимо от человеческой деятельности и ее объективизации. Разум, таким образом, принимает черты субстанции, наделяется самостоятельным существованием, то есть объек­тивируется.

Представители же материалистического рационализма субстанциональное, законосообразное устройство мира связывают с внутренне присущими материи свойствами.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 700 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...