Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древнейшее устройство римского государства



В Италии, как и в Греции, государство получило вид городской общины, и рано стали возникать городские союзы. Рим был тоже такой городской общиной. Первоначальные жители Рима делились на три трибы, что указывает на образование Рима из общин, бывших раньше самостоятельными. Эти трибы в свою очередь делились на курии, которых было по десяти в каждой трибе, а каждая курия состояла из отдельных родов. Все роды, курии и трибы имели своих главарей («отцы», курионы, трибуны), бывших вождями на войне и представителями перед богами, потому что каждая такая часть народа имела и своих богов. Члены одного и того же рода носили общее имя, указывавшее на происхождение от общего родоначальника. Отдельные семьи каждого рода находились под безусловною властью своих отцов. Домовладыка имел безграничное право распоряжаться и личностью, и имуществом всех членов семьи, мог продавать их в рабство и казнить. Отцовская власть прекращалась лишь со смертью домовладыки, и взрослые сыновья, даже если они были женаты и сами имели детей, находились в полном у него подчинении. Когда отец умирал, сыновья сами становились же домовладыками и получали право опеки над матерью и незамужними сестрами: женщины были до конца своих дней сохраняли юридическую несамостоятельность. Домашний культ тоже находился в руках домовладык. Только отцы семейств могли участвовать в народных собраниях, которые происходили по куриям и назывались поэтому сходками курий или куриатными комициями.

Первые два с половиной века римской истории (753 – 510 гг. до н.э.) приходятся на так называемый царский период. Во главе государства стоял царь (гех), бывший как бы отцом всего государства, его высшим жрецом, военным вождем и судьей. Власть царя была пожизненной, однако она не передавалась по наследству. После смерти царя и новый правитель выбирался особым заместителем царя, интеррексом, после чего утверждался народом. Обо всех важных делах царь совещался с собранием родовых старейшин (или «отцов»), называвшимся сенатом; по числу родов в римском сенате таких «отцов» было триста. Это собрание могло быть собрано лишь по инициативе царя, и его решения не были обязательны для царей, в основном правители прислушивались к решениям сената. Куриатные комиции тоже созывались царями, но могли только давать ответы на предложенные вопросы, не входя в их обсуждение. Древнеримские источники насчитывали 7 царей, включая легендарного основателя Рима Ромула. Однако практически почти все сведения об этих царях относится к области легенд, а не достоверной истории. Второй после Ромула царь из сабинов (Нума Помпилий) воспринимался римлянами в качестве родоначальника религиозного культа, считалось, что именно он установил обряды и учредивл жреческие коллегии понтификов, авгуров и весталок. Трем следующим царям (Туллу Гостилию, Анку Марцию и Тарквинию Приску) приписывались завоевание Альбы-Лонги и других латинских городов, а также возведение первых больших построек в Риме и т. п.

Полноправными гражданами Рима первоначально считались только потомки первых жителей города. Однако уже в очень древние времена в Риме жило немало переселенцев из других мест, которые вынуждены были становиться под защиту и покровительство какого-либо римского рода, становясь при этом как бы частью этого рода и даже принимая его общее имя. Такие люди назывались клиентами («послушными»), и по отношению к ним каждый покровитель был как бы отцом, патроном. Со временем, когда число переселенцев увеличилось, и римляне подчинили себе население ближайших к городу сельских округов, население государственной общины распалось на полноправных граждан (патрициев) и свободный, но бесправный люд (плебеев). Плебеи, по-видимому, считались клиентами царя, но в состав плебса вошли, вероятно, и клиенты патрицианских родов. Во всяком случае, плебеи стояли вне государственной общины, т.е. не участвовали ни в куриатных комициях, ни в сенате, не могли занимать никаких должностей, зависели от патрицианского суда. В Риме существовали общинные земли, которыми распоряжались одни патриции; только от них могли получать к этим землям доступ плебеи, желавшие обрабатывать поле или держать скот. Плебеи обязаны были нести военную повинность и платить подати.

В середине VI в. до н. э. сделана была первая известная нам попытка упорядочить взаимные отношения между обеими частями населения Рима. Она связана с именем царя Сервия Туллия, который считался шестым от основания Рима. Его реформа имела сходство с законодательством Солона, потому что в её основу были положены разделение населения на имущественные классы независимо от происхождения, распределение между ними обязанностей сообразно достатку и предоставление бóльших прав более зажиточным. Весь народ был разделен на пять классов (с имуществом в 100 тыс., 75 тыс., 50 тыс., 25 тыс. и 12 тыс. ассов). И патриции, и плебеи вместе, каждый в своем классе, должны были участвовать в новых народных собраниях, так называемых центуриатных комициях. Это название связано с разделением народа на 193 центурии (сотни), из которых 98 приходилось на первый класс, по 20 на второй, третий и четвертый, 30 на пятый, 4 на ремесленников и одна на всех неимущих (пролетариев), полностью освобожденных от службы и налогов. Решения на центуриатных комициях принимались большинством голосов, причем большинство голосов в каждой центурии считалось за общий голос этой комиции. Следовательно, всех голосов в центуриатных комициях было 193, и большинство всегда было обеспечено за первым классом, который располагал 98 голосами. Таким образом плебеи были включены в состав граждан и получили доступ в народное собрание. При этом богатые плебеи могли принадлежать к первому классу, а обедневшие патриции – к одному из низших.

Создав новую организацию, Сервий Туллий, однако, не разрушил старой и не уравнял плебеев с патрициями в правах. Высшие государственные должности по-прежнему могли занимать только патриции. За ними также сохранилось право распоряжения государственными землями. Браки между патрициями и плебеями были запрещены.

В 510 г. до н. э. царская власть в Риме была отменена. Последний римский царь, Тарквиний Гордый, по преданию захватил власть незаконно, убив своего предшественника. Римские источники сообщают, что Тарквиний Гордый был тираном, что и привело к его изгнанию, произошедшему, судя по всему, в результате заговора знати. Источники также сообщают, что после изгнания Тарквиния Гордого римляне решили не выбирать больше царя, а передать высшую государственную власть двум консулам, избиравшимся сроком на один год.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 305 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...