Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общая схема решения



Основной принцип решения задачи многокритериальной оптимизации с помощью теоретико-игрового подхода состоит в поиске компромиссного вектора X 0 в следующем виде:

, (2.2.1)

где вектор, оптимальный для i -го критерия, l i – весовые коэффициенты.

Можно выделить следующую последовательность шагов решения задачи.

1. Решаем k задач линейного программирования (с помощью симплекс-метода), в которых имеется по одной функции цели и общая область ограничения. Таким образом, получаем k оптимальных векторов (для каждого критерия). Подробнее решение задач линейного программирования с помощью симплекс-метода рассмотрено в [2, 5].

Примечание. Если в системе ограничений имеются ораничения-равенства, то при решении задачи оптимизации с помощью симплекс-метода сначала требуется исключить все 0-строки.

2. Найдем меру неоптимальности каждого вектора X*i для остальных целевых функций:

(2.2.2)

где Cj ‑ вектор коэффициентов j-го критерия,
X*i – вектор, оптимальный для i-го критерия. Таким образом, qij – мера неоптимальности вектора для j -го критерия. Например, мера неоптимальности вектора для 2-го критерия


где ,

3. Сформируем квадратную матрицу, строки которой соответствуют k оптимальным векторам X*i , а столбцы ‑ k целевым функциям CjX ®ext .

    C 1 X CkX  
  X* 1 q 11 q 1 k  
  (2.2.3)
  X*k qk 1 qkk  

Теперь сформулируем задачу в виде игровой. В качестве игрока P1 выберем совокупность оптимальных векторов X*i , а в качестве игрока P2 – совокупность критериев оптимальности Zj . Тогда матрица (2.2.3) (с обратным знаком элементов) может рассматриваться как платежная матрица прямоугольной (матричной) игры двух партнеров X* и Z с нулевой суммой, которая определена множеством стратегий X* ={ X* 1, …, X*k } первого игрока и множеством стратегий Z ={ C 1 X, …, CkX } второго игрока. Элементы платежной матрицы должны иметь отрицательные знаки, так как они имеют смысл меры неоптимальности вектора, оптимального для какого-то из критериев, полученной при его подстановке в другой критерий, т.е. в игровой постановке – проигрыш первого игрока.

Тогда задача формулируется следующим образом: необходимо найти смешанную стратегию первого игрока, она и будет представлять искомые весовые коэффициенты l i для компромиссного вектора X 0.

Рассмотрим далее решение игровой задачи путем сведения ее к паре взаимно-двойственных задач линейного программирования.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 225 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...