Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные жанры европейской профессиональной музыки



Заметно превышает протяженность прелюдии токката. В XVI - XVIII веках («старинная» токката) для нее была типична свободная композиция с чередованием пассажно-виртуозных и напевно-декламационных разделов, с резкими контрастами, в том числе и темповыми; патетические высказывания перемежались эпизодами устремленного движения. Как правило, токката в те времена была частью циклической формы (И. С. Бах. Токката и фуга d-moll). В XIX -XX столетиях («новая» токката) форма этого жанра концентрируется либо в контрастную трехчастность со спокойным, певучим средним разделом, либо в насквозь однородное построение, единообразием мелодического рисунка, фактуры, равномерным ритмом в быстром темпе напоминая этюд, но отличаясь от него подчеркнутым динамизмом.

Жанровых разновидностей пьесы достаточно много: это ноктюрн и рапсодия, рондо и вариации, поэма и фантазия. Одни из них обладают характерными отличиями и узнаваемы на слух по их языковым средствам (танцевальная фактура и метроритмика) или по особенностям тематического развития (варьирование одной темы, чередование неизменной темы с каждый раз новыми). Другие не имеют специфических комплексов выразительных средств, позволяющих уверенно определять их на слух. Таковы прелюдия, интермеццо, музыкальный момент, экспромт, фантазия, каприччио.

Существует четко выраженная тенденция объединять отдельные небольшие пьесы в более крупные образования. Это могут быть просто «тетради» или «альбомы» («Лирические пьесы» Грига; альбомы Шумана, Свиридова, Щедрина). Иногда они скреадены только обшей смысловой темой - «Времена года», «Детская музыка». Возможны, однако, и более тесные, содержательные связи сочинений. Тогда они будут восприняты как части многочастного, циклического произведения. Уже в XVI веке люди, услышав павану, знали, что за нею воспоследует гальярда. В XVI -XVIII столетиях бытовала старинная сюита, а в XIX-XX - новая сюита. XVIII век сформировал сонатный (сонатно-симфонический) цикл, появились сольные сонаты и сонаты-дуэты, камерные ансамбли (трио, квартеты, квинтеты и т.д.), инструментальные концерты и симфонии.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 917 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...