Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
является «символическая представленность пространства и времени в конкретном процессе общения»1.
В публикациях последнего времени теория культуры интерпретируется как наука, исследующая феномен культуры на достаточно высоком уровне абстракции и ищущая ответы на вопросы: Что есть культура? Почему и для чего возник такой неизвестный природе способ существования людей? Каково строение культуры? Какие функции она выполняет? Что собой представляют законы развития культуры? Как связан между собой мир природы и мир культуры? Как сказываются изменения в культуре на жизни общества? К каким метаморфозам массового сознания приводят изменения базовых
структур культуры?
Ни одна из частных наук о культуре не способна найти ответы на эти вопросы, ибо их масштаб таков, что они не могут быть осмыслены в рамках, предположим, семиотики, искусствознания или этнологии. Для того чтобы ответить на них, необходимо выйти за пределы компетенции частных наук, подняться на более высокий уровень обобщения, чем тот, на котором работают филологи и литературоведы, лингвисты и антропологи, социологи и историки.
В круг задач, которые должны решаться теми, кто специализируется в области теории культуры, по мнению авторов, придерживающихся вышеизложенной трактовки, входит также прояснение смысла таких понятий, как: «цивилизация»; «культурный прогресс»; «кризис культуры»; «диалог культур»; «тип культуры»; «взаимодействие культур»; «культурный образец»; «мировая культура»; «традиционная культура»; «массовая культура»; «элитарная культура»; «поп-культура»; «народная культура»; «городская культура»; «региональная культура»; «национальная культура»; «молодежная культура»; «уровень культуры»; «целостность культуры»; «динамика культуры»; «культурный смысл истории»; «культурный лаг»; «культурная диффузия»; «культурное наследие»; «преемственность культуры»; «культурный регресс»; «культурная дифференциация»; «культурная политика» и ряда Других, широко используемых культурологами для описания тех процессов, которые происходят как в культуре отдельной нации, так и в мировой культуре в целом. Для того чтобы наполнить эти и Другие понятия конкретным содержанием, также необходимо подняться на тот уровень обобщения, который не свойственен ни одной науке, изучающей различные культурные формы, но не культу-
1 Сильвестров ВВ. Указ. соч. С. 13.
Раздел II. Предмет, метод социологии культуры..
ру как некую целостность, развивающуюся и функционирующую по особым законам.
Раскрытие содержания базовых понятий далеко не последняя задача, которую призваны решать теоретики культуры. Осмысление проблем, выдвинутых социальной практикой, поиск ответов на те кардинальные вопросы, что тревожат сегодня массовое сознание, являются не менее важными. Можно ли рассматривать кризис культуры как свидетельство исчерпанности творческого потенциала западной цивилизации или он явление преходящее, временное? Какая взаимосвязь существует между такими феноменами, как культура и природа, культура и язык, культура и история? Каковы структура, функции, принципы типологии культуры?
Много вопросов поставила перед культурологами-теоретиками и практика социальных преобразований в России. К их числу относятся следующие:
1. Является ли Россия особым типом цивилизации или нет?
2. Возможно ли перенесение на российскую почву той модели
развития, что была выработана в лоне западной цивилизации, характерными чертами которой являются рыночная организация экономики, представительская демократия, правовое государство, развитые структуры гражданского общества, приоритет прав личности или Россия в силу специфики своего «культурного кода» и особенностей исторического развития обречена на поиск особого пути, не имеющего аналогов в мировой истории?
3. Совместимы ли в принципе базовые ценности евразийской и
других цивилизаций, а если нет, то к каким социальным последствиям может привести механическое заимствование чужого опыта социального и культурного развития и игнорирование своего?
4. Есть ли основание утверждать, что за годы существования
социализма в СССР, как считают многие отечественные авторы, была создана особая (социалистическая) цивилизация, исчезновение которой может сказаться (и уже сказывается) самым негативным образом на судьбах других цивилизаций и культурных миров?
5. Можно ли говорить о существовании единой мировой куль
туры, и если да, то каковы исторические инварианты устройства и функционирования социокультурных систем, присущих Древнему Египту и, например, абсолютистской Франции, республиканскому Риму и Киевской Руси, советскому государству и современной Японии?
6. Действительно ли XXI век будет веком «столкновения циви
лизаций», как об этом пишет С. Хантингтон, чреватым всеобщим 257
Глава 3. Место социологии культуры в системе научного знания
Апокалипсисом или в обозримой исторической перспективе сохранится относительно мирное сосуществование цивилизацион-
ных миров?
7. Есть ли основания утверждать, что сегодня происходит заме
на, как писал П. Сорокин в своей известной работе «Социальная и культурная динамика», сенсативного типа культуры культурой идеациональной или уже в ближайшее время мы столкнемся с всевластием масскульта, где чувственное начало явно доминирует?
8. Является ли кризис, переживаемый русской культурой, след
ствием ее надлома, исчерпанности творческого потенциала русской
нации или он существует только в сознании рафинированной ин
теллигенции и политиков, находящихся в оппозиции к существую
щему режиму и болезненно воспринимающих те перемены, кото
рые происходят в стране?
9. Каковы характерные черты русской культуры, чем она отли
чается о других национальных культур?
10. Правы или нет те, кто считает, что ее специфика определя
ется антиномичностью, проистекающей из соединения в ней различных начал, и которая обусловливает постоянно возникающие разломы в «живом теле» русской культуры?
11. Какая судьба ожидает русскую культуру в условиях все на
растающей вестернизации российского общества и смены векторов исторического развития?
Поставленные вопросы явно требуют теоретического осмысления, которое может быть осуществлено только в рамках теории культуры. Она же может быть определена как наука о природе, функциях, законах развития культуры как общих, действующих на протяжении всей человеческой истории, так и частных, описывающих становление и функционирование культуры в условиях той или иной цивилизации. Сверхзадачей, стоящей перед теми, кто занимается теоретической культурологией (если использовать выражение великого реформатора театра К.С. Станиславского), является создание общей теории культуры, по отношению к которой все разработанные концепции культуры выступают в качестве частных
случаев.
Так видится сегодня «проблемное поле» теории культуры. Если исходить из ранее изложенного понимания теории культуры, то становится ясным, что теория культуры и социология культуры — это разные науки. Если те, кто работает в области теории культуры, ставят и решают задачи общего плана, большинство из которых в недавнем прошлом ставилось и решалось философами культуры, то социологи культуры_
Раздел II. Предмет, метод социологии культуры...
концентрируют свои усилия на решении частных задач, связанных с прояснением становления и развития культуры конкретного общества. В то же время социологи, занимающиеся культурологической проблематикой, широко используют выводы и положения, содержащиеся в трудах их коллег-теоретиков, не только на стадии осмысления полученного эмпирического материала, но и на этапе подготовки социологического исследования, когда возникает замысел, определяется основное противоречие и формулируется комплекс гипотез.
3.4. Социология культуры и психология искусства: общее и особенное
Остановимся теперь на раскрытии взаимосвязи социологии культуры с психологией искусства.
Психология искусства принадлежит к числу наиболее разработанных отраслей психологического знания. У ее истоков стоял Л.С. Выготский, один из наиболее крупных психологов современности, внесший огромный вклад в развитие и становление психологии. Его книга «Психология искусства» по праву считается классическим трудом, не утратившим своего значения до сегодняшнего дня.
С точки зрения JI.C. Выготского, главной задачей, которая должна решаться в рамках психологии искусства, является выяснение психологических механизмов эстетической реакции людей, воспринимающих произведение искусства. Центральной идеей психологии искусства, утверждал ученый, является идея о «преодолении материала художественной формой, или, что то же, признание искусства общественной техникой чувства». Методом исследования этой проблемы, по его мнению, является аналитический метод, исходящий из анализа художественного произведения как совокупности эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбудить в людях эмоции1.
Тех, кто занимается психологией искусства, по мнению Выготского, должны интересовать вопросы, связанные с исследованием:
• искусства как процесса познания, позволяющего в образно-
чувственной форме отражать окружающую реальность;
• психологии литературного героя, его чувств, эмоций, жела
ний;
Глава 3. Место социологии культуры в системе научного знания 259
• роли, которую бессознательное играет в создании и воспри
ятии художественного произведения;
• психологической природы катарсиса;
• закономерностей формирования эмоциональных реакций в
зависимости от таких социальных факторов, как уровень
культурного развития индивида, установок социальной среды,
типа нервной системы и различных порогов эмоциональной
возбудимости и т.д.
В работах современных авторов психология искусства трактуется, как наука, которая изучает психологические механизмы художественной деятельности и особенности проявления личности человека при создании и восприятии произведений искусства. Главными проблемами, которые должны исследоваться в рамках психологии искусства, по их убеждению, являются проблемы художественного творчества на всех его этапах: особенностей процесса возникновения художественного образа; переработки впечатлений личностного опыта как самого художника, так и зрителя, слушателя, читателя; закономерностей формирования и проявления творческого воображения и мышления; активизации творческого потенциала; особенностей формирования критериев эстетической оценки; эстетических ценностных ориентации художественного вкуса; выявления факторов, способствующих развитию таланта, особенностей детского творчества. Центральной проблемой современной психологии искусства, с их точки зрения, является проблема восприятия художественного произведения как сотворчества1.
Не трудно заметить, что «проблемное поле» психологии искусства в современной интерпретации значительно более широко, чем «проблемное поле» психологии искусства в трактовке Л.С. Выготского, который считал, что психологи, занимающиеся проблемой искусства, должны исследовать прежде всего процессы создания художественного произведения и его восприятия аудиторией. Занимающихся психологией искусства сегодня интересуют в первую очередь такие проблемы, как состояние эстетических ценностных ориентации различных социальных и социально-демографических групп, степень развитости художественного вкуса у тех или иных общественных субъектов, мотивы, которыми руководствуются представители различных социальных или социально-демографических групп при выборе тех или иных художественных ценностей, наличие или отсутствие у них потребности в художественно-творческой деятельности и т.д.
1 Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1968. — С. 17.
Краткий психологический словарь. — М., 1986. — С. 278.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 190 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!