Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 3.Место социологии культуры в системе научного знания 253



Несколько позже, на рубеже 50—60-х годов появились работы А. Крёбера, который предложил свое видение предмета теории культу­ры. Согласно его представлениям, теория культуры — часть антропо­логической науки, аккумулирующей в себе знания более высокого по­рядка, чем полученные эмпирическими методами. С точки зрения американского культурантрополога, теоретики культуры должны рабо­тать не над тем, чтобы раскрыть «тайну культуры», а искать законо­мерности ее генезиса. По мнению Крёбера, культура представляет фе­номен, развивающийся под влиянием данного ему изначально им­пульса. Постижение законов самодвижения культуры, утверждал он, является главной задачей теории культуры. К числу других задач, стоящих перед теоретиками культуры, он относил поиск ответов на

вопросы:

1. Когда наступают пики расцвета культуры?

2. Какова длительность периода расцвета культуры и от чего
этот расцвет зависит?

3. Происходит ли расцвет культуры в целом или только ее от­
дельных частей?

4. Может ли культура, пройдя весь цикл своего развития,
вновь повторить его или это будет уже другая культура?

5. Вызываются ли циклы и «взрывы» внешними причинами
или они являются следствием внутреннего развития культуры?

6. Как связаны материальная и духовная культуры?

7. Почему сплошь и рядом в истории мы наблюдаем ситуации, ко­
гда взлет культуры наступает при экономическом спаде?

В дальнейшем свою лепту в осмысление предмета теории куль­туры внес Д. Фейблман, который свою точку зрения по этому во­просу изложил в книге «Теория человеческой культуры», вышедшей в свет в 1968 году. Полемизируя с теми, кто настаивает на принци­пиальной невозможности создании теоретической науки о культуре, американский исследователь приводит ряд аргументов в обоснова­ние другой — прямо противоположной — позиции. По его мнению, пока существуют такие науки, как физика, химия, биология, психо­логия и т.д., занимающиеся исследованием различных феноменов природы, параллельно существует и наука о культуре, целью кото­рой является изучение феноменов мира, созданных в результате це­ленаправленной деятельности человека как родового существа. Он подчеркивает, что практически все те, кто когда-либо размышлял о культуре, не сомневались в том, что есть область научного знания, где концентрируются все сведения о том, что такое культура, как она возникает и развивается.


Раздел II. Предмет, метод социологии культуры...

С точки зрения Фейблмана, теория культуры не относится ни к гуманитарным, ни к общественным наукам. Она представляет эле­мент естественнонаучной системы знания и в силу этого пользуется теми же методами и исследовательскими приемами, что и другие естественные науки1. О «проблемном поле» теории культуры в трактовке Фейблмана можно судить по структуре его основного труда, где рассматриваются проблемы типологии культуры, ее гене­зиса, кризиса культуры и т.д.

В отечественной культурологической литературе вопрос о пред­мете теории культуры решается по-иному. В работах В.М. Межуева, начавшим первым разрабатывать данную проблему в конце 70-х го­дов, теория культуры определяется как отрасль философского зна­ния, где исследуются природа, функции и исторические формы ду­ховного производства. В трудах Э.С. Маркаряна теория культуры интерпретируется как наука, в рамках которой:

• исследуются проблемы возникновения, генезиса культуры;

• раскрывается связь между культурой и деятельностью, культу­
рой и природой, культурой и обществом, культурой и лично­
стью;

• описываются особенности формационных и локальных исто­
рических типов культуры;

• проводится анализ противоречий практики культурного строи­
тельства в условиях социализма;

• разрабатываются прогнозы развития культуры на ближнюю и
дальнюю историческую перспективу.

В книге В.В. Сильвестрова «Философское обоснование теории и истории культуры» теория культуры определяется как наука, главной задачей которой является

не описание факта целенаправленной деятельности челове­ка, как индивидуальной, так и общественной, а в раскрытии тайн происхождения идеалов, ценностей, на которые ориенти­руется деятельный человек2.

Философской основой теории культуры, по его представлению, выступает диалектика целеполагания. Предметом теории культуры

1 См.: Фейблман Д. Концепция науки о культуре // Антология исследований
культуры. В 2 т. Т. 1. - М., 1997. - С. 156-159.

2 Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. — М.,
1990. - С. 10.


i 3. Место социологии культуры в системе научного знания





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 218 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...