Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методология исторического исследования (понятия, категории, принципы)



«Все существующие типы философии истории включают в свой теоретико-концептуальный аппарат группы вопросов, которые традиционно принято называть методологическими, ибо они связаны с проблемой исторического метода, т.е. с анализом определенных способов и приемов исторического исследования.

Метафизическая (онтологическая) модель философии истории основное внимание уделяет методологии познания исторического бытия, способам его реконструкции.

Эпистемологическая модель философии истории в качестве центральных методологических проблем исторического исследования рассматривает логико-гноселогические вопросы исторического творчества, ремесла историка.

Антропологическая модель философии истории концентрирует свое внимание на методах организации исторического исследования, ведущих к реконструкции и раскрытию человеческого содержания исторических феноменов и процессов (19 – 32,33).

«В одной из методологических дискуссий, проходившей в 1970-е годы, были высказаны следующие три точки зрения:

- методология истории – часть исторической науки, и поэтому ее основное содержание определяется историографической практикой;

- методология истории – часть философии, и ее нецелесообразно выделять в особую дисциплину…;

- методология истории тесно связана и с исторической наукой и с философией, но существует при этом в качестве специальной, относительно самостоятельной дисциплины.

Тогда большинство участников высказалось в пользу третьей позиции» (19-62,63).

«Существуют различные определения научной методологии. Резюмируя их, сущность методологии можно выразить следующим образом. Методология есть теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного познания. В гноселогии методология выступает как учение о методах познания, т.е. как теория методов, ибо именно она, опираясь на онтологическое и гносеологическое знание, преобразуя и перенося его в исследовательскую сферу, определяет и характер постановки проблем, и выбор адекватных путей (подходов) и принципов ее решения, и перевод этих принципов в систему нормативных и регулятивных требований» (5- 45).

«Таким образом, методология выступает как теория методов научного познания. Но в методе теория приводится в действие посредством методики, которая принципы и требования методологии переводит в логические правила и процедуры» (5-48).

Существуют различные подходы к определению предмета методологии истории. Одно из них дано Б.Г.Могильницким: «Методология истории изучает природу, принципы и методы исторического познания» (7-4).

К вопросам природы исторического познания относятся следующие:

· определение «специфики исторического познания в отличие от естественно-научного или художественного, а также самого предмета исторической науки, взаимосвязи истории и современности и социальных функций исторической науки

· проблемы, характеризующие структуру исторического исследования, своеобразие исторических источников и их познавательные возможности, а также принципы и методы исторического познания» (7-7).

«Методология истории раскрывает основные понятия науки и показывает их роль в процессе познания. К этим основным понятиям относятся категории и принципы.

Категориями называются наиболее общие понятия, концентрирующие знания о важнейших отношениях, свойствах и связях окружающего мира (историческое время, исторический факт, локально-исторический и т.д.» (7-7,8)

«В качестве принципов выступают исходные понятия науки, определяющие основные способы решения научной проблемы» (историзма, объективности, ценностный подход). «Содержание того или иного принципа выражается в определенных требованиях, которыми должен руководствоваться каждый исследователь в своей области науки» (7-8).

«Методология истории тесно связана с эпистемологией, занимающейся проблемами познания в науке в целом. Поэтому изучение историком методологических проблем своей науки требует глубокой подготовки в области философии и социологии. В первую очередь это вызывается необходимостью разработки целого ряда понятий, актуальных для всех социальных наук.

Существуют тесные связи методологических и историографических исследований. Методологический и историографический подходы отражают два пути в изучении значения и функций исторического познания. Первый – со стороны его внутренней структуры и особенностей в сравнении с другими формами познания. Второй – конкретные этапы развития исторического знания в связи с общественной эволюцией. Плодотворное решение методологических проблем может быть успешно осуществлено только на солидной историографической базе. Точно так же методология сотрудничает с источниковедением в решении вопросов, касающихся гносеологических функций источника и методов работы с ним» (7-9,10).

Существуют разные определения понятия методология исторического исследования. Нам кажется наиболее технологичным определение И.Д.Ковальченко. Методология – это совокупность основополагающих подходов и принципов (т.е. тех же идей) изучения объекта познания, на основе которых вырабатываются или избираются конкретные методы исследования, включающие в себя кроме этих принципов и подходов еще и определенные правила и процедуры его проведения (методики исследования) и соответствующие материальные и духовные орудия и инструменты (техника исследования) (1- 457).

Разработка методологии начинается на основе теорий, предлагаемых философией истории и макросоциологией, при наличии определенной источниковой базы. Содержанием методологии выступают следующие составные элементы:

§ Проблема (постановка проблемы в рамках определенной процедуры)

§ Теория (принципы): - выбор подходов и принципов решения проблемы; - определение основной идеи теории, принципов, категорий (с применением эпистемологии)

§ Методика (методы): - перевод принципов в нормативные требования (логические правила и процедуры методов); - определение методики (выбор конкретно-проблемных методов под специфику объекта с использованием методологии источниковедения)

§ Технология – создание технологии (необходимые приемы, материальные и духовные орудия и инструменты для использования методов, оформления хода и результатов научного исследования); - реализация общей теории (подхода), методики и технологии.

Специфика и сложность методологии заключается в том, что это система теоретических, мировоззренческих положений, с одной стороны, проистекающих из требований научного анализа, а, с другой, выступающих как средства познания конкретной действительности (система законов, понятий, выводов используемых учеными в качестве познавательных принципов, идей в научно-исследовательской работе).

Важную роль в формировании теоретической концепции исследования играют принципы объективности и историзма, а также ценностный подход. В историографическом плане объективность как теоретический принцип требует всестороннего анализа исторических фактов, событий, процессов. Его познавательные функции –

· Правильно определить предмет исследования, его место среди других вопросов

· Реконструировать объект как целое, единое явление, включающее его прошлое и настоящее. Элементы целостности сами достигаются состоянием зрелости, развитости, отражая и воплощая в себе процессы, свойственные системе в целом.

Принцип историзма ввели представители историографии романтизма в начале Х1Х века, сегодня он является общеметодологическим. Формулировка этого принципа содержится в работе В.И.Ленина «О государстве»: «Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений, - самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это – не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» (Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т.39. С.67).

В теоретико-познавательном отношении историзм связан с конкретным анализом явлений общественной жизни, он обеспечивает возможность применения общенаучной истины для характеристики именно данных, а не каких-либо иных социальных явлений, к которым вполне применима эта истина. Принцип историзма требует конкретного изучения общественных явлений в их развитии и изменении, всестороннего исследования связей и взаимодействия каждого из этих явлений с другими и проверки сделанных выводов и оценок «уроками истории».

Следует отметить, что с точки зрения марксистско-ленинской методологии важнейшим методологическим принципом был принцип партийности, который по своему значению превосходил все иные. Утверждалось, что принцип партийности отражает социальное, классовое содержание общественно-исторического познания; предполагает определенную оценку изучаемых явлений и процессов и обеспечивает последовательное научное описание истории. В сравнении с этим принципом объективность виделась лишь как буржуазный объективизм.

Сегодня это утверждение выглядит как определенная идеологическая установка, не имеющая ничего общего с научным познанием. Однако в нем есть важный компонент, который следует учитывать в историческом исследовании. Он позволяет проследить влияние на исторический процесс и его оценку субъективной установки исследователя, а также любого человека – объекта исторического исследования, связанного с интересами определенной социальной группы, класса, партии, историографического направления, школы. По своему содержанию и функциям принцип партийности соответствует объективности и поэтому может специально не выделяться исследователем.

В историографической практике реально функционирует и категория ценности. «В процессе научного познания ученый прибегает к двум основным способам освоения объекта исследования: научно-познавательному (логическому) и ценностно-ориентационному. Первый господствует в естествознании, второй характерен для социальных наук…В объекте, кроме всего прочего, историка интересует индивидуальное, выделение и оценка которого связаны с разделяемой ученым системой ценностей. Поэтому ценностный подход существует объективно и основывается на необходимости получения двух типов информации об объекте: научной и ценностной. От оценочной деятельности историка прямо зависят результаты исследования» (7-152, 153).

«Так или иначе, научный и ценностный подходы тесно взаимосвязаны и дополняют один другого, давая исследователю возможность избегать субъективизма в отборе фактов. «Лишь комбинируя понятия о ценности и о действенности индивидуального, - указывал А.С.Лаппо-Данилевский, - историк получает основание признать за ним историческое значение; такое сочетание и служит ему в качестве критерия выбора исторических фактов».

Комбинирование исследователем научного и ценностного подходов облегчается тем, что в истории всеобщие ценности – наука, нравственность, искусство, семья, церковь и пр. – оказываются и общими понятиями. Таким образом, ценностный подход позволяет дополнить установленную связь фактов в эволюционном процессе их значимостью для человечества» (7 – 158).

По мнению авторов минского пособия по методологии, «…ценностный подход не должен доминировать в исследованиях, а субъективно-индивидуальная точка зрения имеет право на существование только при соблюдении принципов историзма и объективности» (7 – 159).

Говоря о принципах исторического исследования, следует помнить слова Ф. Энгельса: «Принципы не исходный пункт исследования, а его заключительный результат…Не природа и человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории» (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. Соч. Т.20. С. 34).





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 1809 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...