Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Публичное одобре­ние, награды, премии и стипендии



Дру­жеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доб­рожелательное расположение, аплодисменты, слава,-почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных ка­честв, улыбка.

Лишение гражданских прав, тюремное заклю­чение, арест, увольнение, штраф, конфиска­ция имущества.

Порицание, за­мечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отноше­ния, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба

Теория социального контроля начинает зарождаться в конце XIX века, термин «социальный контроль» ввел в употребление Г.Тард в работе «Коммуникация и социальное влияние» (определяя его как «средство, инструмент возвращения лиц с антиобщественным поведением к общественно значимой деятельности»)

Т. Шибутани о сути социального контроля: люди «не свободны поступать так, как им хочется» 66. Однако, «отрицание социального контроля» приведет не к свободе, а к анархии.

П. Сорокин сформулировал теорему - существует обратная зависимость между уровнем развития общества и степенью интенсивности санкций. То есть, чем ниже ступень развития общества, тем выше степень интенсивности кар и наград, и наоборот, «чем более культурно данное общество и чем более однородна психика и поведение его членов – тем менее жестки кары и менее интенсивны награды.

В ходе истории методы социального контроля усложняются. Для обеспечения социального контроля в масштабе общества сложились целые институты – от традиционных (семья и община, жречество и регилигии) – до современных (государство с его силовыми органами, право, система образования, СМИ, политические органы управления). Обладатели ресурсов, имеющие цел сохранить как можно дольше свое влияние и власть, - элиты, выступающие субъектами социального контроля с масштабе общества или этноса, используют в качестве инструмента и агента воздействия на массы аппарат государственного управления. Задачей социального контроля является поддержание сложившейся социальной иерархии и уменьшения конкурентной борьбы за ресурсы. Чиновники здесь – орудие. Но элиты делятся частью ресурсов за эту услугу по поддержанию порядка и обеспечению социального контроля с наемными административными группами.

Ф.Энгельс: «Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы общества, над обществом. Свободного, добровольного уважения, с которым относились к органам родового общества, им уже недостаточно, даже если бы они могли завоевать его; носители отчуждающей от общества власти, чиновники вынуждены добывать уважение к себе путем исключительных законов, в силу которых они приобретают особую святость и неприкосновенность. Самый жалкий полицейский служитель цивилизованного государства имеет больше «авторитета», чем все органы родового общества, вместе взятые; но самый могущественный монарх и крупнейший государственный деятель или полководец эпохи цивилизации мог бы позавидовать тому не изпод палки приобретенному и бесспорному уважению, которое оказывают самому незначительному родовому старейшине. Последний стоит внутри общества, тогда как первые вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним».

Социальное управление с первых мгновений прихода к власти социальных элит подразумевает разделение социальной элиты на две взаимозависимые группы – «властителей» и «функционеров»; «Властители» находятся вне сферы социального управления и контроля, обладая реальной информацией о его источниках, механизмах и функциях. Они обладают всей полнотой прав и возможностей для формирования и реализации как своих индивидуальных потребностей, так и потребностей других членов общества, и потому являются правящей элитой любого общества. А «Функционеры» обеспечивают работоспособность сферы социального управления и контроля. Они не обладают полной информацией об источниках и механизмах социального управления. Социальная зависимость делает их самих объектом социального контроля. Однако, в отличие от остального общества, этот контроль осуществляется не в сфере внешнего формирования субъективного мировоззрения, а благодаря естественной зависимости их от социальных институтов. На функционеров ложится основная работа по осуществлению социального контроля над обществом, т. е. убеждения членов общества в том, что существующие социальные отношения самые справедливые, а члены социальных элит – самые достойные представители общества. От функционеров требуется соблюдать формальные признаки социальной справедливости в отношении себя и правящей элиты.

Элиты не могут открыто высказывать свои взгляды и организовывать свою частную жизнь по собственному усмотрению. Они вынуждены подстраиваться под насаждаемые ими в обществе социальные нормы.

По мнению А. Грамши, элита непосредственно или через своих ««приказчиков» (функционеров, служащих)» осуществляет организацию внешней среды (от общества вообще до государственного аппарата в частности) «в силу необходимости создавать более благоприятные условия для расширения собственного класса».

Социальные институты и объект приложения их усилий в лице конкретных рядовых членов общества находятся не в равном положении, поскольку в распоряжении большинства членов общества (в отличие от противостоящих ему социальных институтов) есть лишь свои собственные потребности и интересы. Степень удовлетворения этих потребностей определяет степень управляемости общества.

Любой орган социального контроля – фабрика по созданию социальных иллюзий. По мнению Г.В. Осипова, идеи, лежащие в основе иллюзий, сплачивают людей и создают особые межличностные связи.

Методы социального принуждения в виде правовых норм также как и социальные иллюзии, служат средством социального контроля над обществом

Когда общество отказывалось подчиняться социальному контролю, или когда возникает борьба элит за ресурсы и механизмы манипуляции приоткрываются, осознаются населением (тем более в ходе борьбы одни элитные кланы часто намеренно демонстрируют эти механизмы элит-конкурентов, пытаясь вызвать возмущение масс и руками масс свергнуть оппонентов) – общество в этих условиях может выйти из под социального контроля и отказаться подчиняться контролю элитной группе, насаждаемым ею социальным «правилам» - в таком случае к власти приходит более мобильная социальная элита, которая довольно скоро начинает выстраивать новые социальные мифы и восстанавливать разрушенные ею же инструменты социального контроля.

Глупость и порча элит проявляется в неумении поддержать в общественном сознании социальные мифы, обеспечивающие существующий порядок. Социальные отношения ослабляются и разрушаются там, где общество утрачивает социальные иллюзии, сопутствующие этим моделям. По мнению Г. Лебона, иллюзии – это «едва ли не самый могущественный» фактор из всех факторов развития цивилизаций.

Субъекты социального контроля:

- элиты, которые являются властвующими общностями, удовлетворяющими в процессе социального управления индивидуальные потребности.

- Социальные институты (семья, конфессия, государство, экономическая среда, наука и образование, право) выступают для них в качестве механизма, обеспечивающего удовлетворение индивидуальных потребностей. - Формально социальный контроль над обществом осуществляется от имени социальных институтов. Псевдосамостоятельные субъекты социального контроля (политические, культурные, религиозные и др.), действующие в сфере идеологического влияния на общество являются разновидностью административных агентов социального контроля. В настоящее время они не обладают ни собственными ресурсами, ни самостоятельностью в принятии кадровых решений.

Как можно заставить женщин принять на себя тяжелую и неблагодарную домашнюю работу? Только социализировав их таким образом, чтобы они хотели иметь мужа, детей и домашнее хозяйство и чувствовали себя несчастными без них.

Как заставить человека со свободной волей подчиняться законам и нравственным нормам, ограничивающим его свободу, часто тяжелым для него? Только культивируя у него те чувства и стремления, которые добровольно подчинят его законам общества.

Отслуживший в армии мужчина, знающий о традициях землячества или дедовщине на собственном опыте, нередк считает правильным, чтобы все мужчины прошли именно через подобный опыт подчинения традициям, т.к. он «полезен», учит жизни.

- Административный аппарат выступает в качестве агента социального контроля. (Социальный контроль - функция административного аппарата. Основными методами контроля над административным аппаратом являются регулирование размера оплаты труда, предоставление специальных льгот, премий и социального обеспечения в старости. Социальная практика свидетельствует, что деятельность административного аппарата социальных институтов государственного и муниципального уровней управления оплачивается гораздо выше, чем деятельность сотрудников иных функциональных подразделений (учителей, врачей, милиционеров)

- Глобальные субъекты социального контроля (ООН, МВФ, МОК и др.), 1) выступают проводниками интересов глобальных элит, делегировавших им часть полномочий государственного уровня социального управления; 2) имеют свои интересы

Субъекты социального контроля изначально находятся в более выгодном положении относительно объектов (население), поскольку обладают несопоставимо большими ресурсными, организационными и информационными возможностями. Население в своей массе, - Объекты соц. Контроля - отделено от ресурсов, дезорганизовано и информационно зависимо. «Разделяй его и властвуй»

Методы контроля:

1) убеждение – например, методы 1 группы - социальные иллюзии – (например, социальный миф о равноправности общества и социальных институтов как участников социальных отношений, «Миф об автономном гражданском обществе, вырастающем независимо от государства») Такие иллюзии формируются в результате мер социального контроля политического, религиозного, культурного, идеологического характера. Они утрачивают свою действенность тогда, когда формируемые социальные иллюзии входят в противоречие с социальной реальностью (практикой управления).

2) принуждение - Принуждают к требуемому поведению объекта, но не детерминируют его сознание. Когда воздействие ослабевает, поведение объекта выходит за пределы граничных рамок, устанавливаемых в процессе социального управления.

3) методы косвенного воздействия (применяются к объектам, в отношении которых не могут быть применены методы прямого воздействия (например, экономические элиты, обладающие высокой степенью гарантированной законодательством самостоятельности), либо это объекты, прямое воздействие на которые связано со слишком значительными издержками субъектов социального контроля (например, этнические элиты, чье влияние на общество и стремление к власти делает слишком рискованным применение методов прямого воздействия).

Методы косвенного соц.контроля

А) Социоэкономический контроль посредством искусственного ограничения ресурсной обеспеченности объектов социального контроля с целью предотвращения нежелательного поведения и включения их в сложившуюся систему социального управления. В отношении общества контроль осуществляется через регулирование социальных выплат (заработной платы, пенсий, пособий и т. д.) и социальных платежей (квартплаты, налогов, сборов и др.), аналогична сущность социоэкономического контроля в отношении административного аппарата и осуществляется посредством регулирования уровня заработной платы, премирования и денежных взысканий.

Элитарные сообщества контролируются через предоставление источников финансовых ресурсов (формально или неформально) или отстранения от них; контроль над социальными институтами осуществляют социальные институты вышестоящего уровня управления посредством финансового регулирования их деятельности.

Глобальные институты контролируются через финансирование их деятельности в целом или отдельных программ (например, взносы США в ООН). Кто барышню кормит, тот ее и танцует. - владелец ресурсов обеспечивает себе стабильное положение вне зависимости от внешних обстоятельств. Поэтому фактор наличия или отсутствия ресурсов определяет характер субъектобъектных отношений.

Б) Правовой контроль, он основан на принуждении к участию в социальных отношениях посредством формальных общеобязательных норм и правил поведения, нарушение которых влечет за собой ограничение индивидуальных прав и возможностей. Социальный контроль производится на основе формализованных правовых норм, обусловливающих правила их поведения, в соответствии с которыми они рассматриваются следующим образом: а) экономические объекты как объекты социального контроля, чья деятельность регулируется общеобязательными нормами действующего законодательства; б) общество, поведение членов которого определяется социальными потребностями и регулируется общеобязательными нормами действующего законодательства. Методы правового контроля эффективны для всех субъектов социального управления, за исключением социального контроля над элитарными сообществами, деятельность которых выходит за рамки правового регулирования.

В) политический контроль общества путём предложения ему в качестве альтернативных субъектов (агентов) политического контроля институционализированных социальных элит, а этнические элиты путем предоставления им возможности институционализации и трансформации в социальные элиты.

Г) Перехват управления конкурирующих элит обычно сопровождается разрушением и дискредитацией в общественном сознании прежних социальных мифов и институтов социального контроля (идеологии, образовательной системы, религиозных убеждений и проч.) – и созданием и насаждением новых. Что и происходит на наших глазах в мире и в Росссии. религиозный контроль, социокультурный, образовательный контроль и идеологический над обществом – формирование идеалов, иллюзорных целей, ориентирующих членов общества на выполнение соответствующих социальных ролей; замещение объективных потребностей общества субъективными социальными потребностями. Так, Религиозный контроль основан на использовании религиозных догматов, религиозных ценностей, нормы и установок. Но условием эффективности религиозного контроля является подверженность общества религиозному влиянию. Религиозный контроль применим только к верующим или тем, кто признает значимость религиозных ценностей как морального регулятора.

Социокультурный контроль в виде обычаев и традиций, культуры используется субъектами социального контроля в качестве инструмента информационного воздействия на индивидуальное сознание объектов социального контроля. Культура представляет собой обобщенную модель общественного образа жизни и мировосприятия.

Образовательный контроль заключается в замещении межличностных процессов индивидуального научения социально обусловленными процессами обучения и воспитания. Обучение, т. е. привитие профессиональных навыков, позволяющих выполнять определенные социальные роли. С другой стороны, эта разновидность социального контроля подразумевает воспитание, т. е. привитие моделей поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, характерных для объектов социального контроля

Идеологический контроль. Он основан на пропаганде социальных ценностей и приоритета интересов субъектов социального управления во всех сферах общественной жизни. Идеологический контроль направлен на мобилизацию общества и внедрение идеологических установок в массовом сознании. Агентами идеологического контроля выступают СМИ, псевдообщественные движения и организации и др.). Источником идеологического контроля является социальная элита общества, предлагающая обществу мифологизированную модель, идеалистически оправдывающую социальные отношения и связанное с ними неравенство. «Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями, – писал К. Маркс, – это значит, что тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в тоже время и его господствующая духовная сила».

Рамки традиций и норм контролируют поведение людей, т.к. в их сознании, благодаря идейной обработке и социализации происходит замещение индивидуальных ценностей ценностями групповыми, клановыми, институциональными. Усвоение и исповедование этих норм и традиций служит способом адаптации к группе, Приверженцы принятой в организации политики обычно награждаются», а неприятие социальных ценностей как своих собственных приведет к отторжению инакомыслящего.

Социальный контроль ведет к подмене потребностей личных - социальными потребностями. Интересы личности, трансформируясь в интересы социальные, сохраняют примат личностных приоритетов в поведении.

Общество постоянно отбирает наиболее знающих, способ­ных, тренированных, лояльных индивидов и отбраковывает дезадаптантов (не­знающих, неспособных и нелояльных). "Удачники социализации" получают доступ к престижным должностям и профессиям, орденам, званиям и высокой зарплате. "Неудачники социализа­ции" скатываются на социальное дно или периферию общественной жизни. Но большинство социальных ролей люди играют неудачно не потому, что они не способны выполнить определенные ролевые требования, а потому, что они либо не принимают содержание ролей, либо не хотят их исполнять.

Уклонение от групповых или культурных норм или дезадаптация – девиация.

К формам девиантного поведения относят уголовную пре­ступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосек­суализм, азартные игры, психическое расстройство, само­убийство. Девиантами считали и гениев и злодеев, и очень и ленивых, трудоголиков, как нищих так и богачей.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 349 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...