Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель- монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии. 6 страница



ОПАСНАЯ ЭРА НАНОТЕХНОЛОГИЙ

Наступление эры нанотехнологий так же неизбежно, как наступление эпохи двигателей внутреннего сгорания после века паровых машин. Георгий Малинецкий готов это доказать.

Пожалуй, высшая стадия нанотеха – создание крохотного ассемблера-сборщика, который сможет из атомов собирать все необходимые вещи на нанофабрике размером с комнату. На Западе уже ходит теория «Двухнедельной технологической революции». Ее компоненты:

· Принципиально новые устройства могут быть созданы в маленькой лаборатории. Стоимость новых форм живого – 200 тыс. $

· Возможность редактировать геном (евгеника)

· Наноассемблеры позволяют производить все желательные вещества очень быстро

· Плотность записи информации 1015 / см2 (сейчас – 108/см2)

· Принципиально новые растения, животные, другие формы жизни (например, выведенная в одном из наших научных центров суперсосна, растущая в несколько раз быстрее, чем обычная)

· Универсальные анализаторы. Постоянный мониторинг состояния организма

· Распад цивилизаций (все можно произвести на месте)

По словам Г.Малинецкого, страна, первой совершившей такой прорыв, моментально обгонит все прочие страны и превзойдет их так же, как европейцы превосходили ацтеков и инков. Такой нанотех – основа и для революции в военном деле: он позволяет создать совершенное и чистое, абсолютное оружие. Тех же микророботов и целые их сообщества. Впрочем, очертания такой революции уже видны: взгляните на миниатюрный беспилотный разведчик-«шмель» израильского производства.»

Тема 19. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА. Теории прогресса.

В социологической науке сформировались три подхода к рассмотрению процессов развития общества.

1. Развитие общества имеет линейновосходящий характер.Предполагается, что общество проходит ряд последовательныхстадий, причем на каждой из них используются особые способы

накопления и передачи знаний, коммуникации, добываниясредств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности

структур общества. К сторонникам данного подхода развития общества следует отнести марксистов, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма,Ф. Тенниса и др.

2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер. В данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом

и природой. Одним из примеров циклических процессов в жизниобществ можно считать исторические циклы, которые проходятвсе цивилизации, — от их возникновения через расцвет к распа

ду. Представители данного подхода — Н. Данилевский, О. Шпенг<лер, Л. Гумилев и др.

3. Нелинейное развитие общества. Реальный ход событийв мире, особенно в последние десятилетия, показал, что нелинейное видение социальных изменений и социального развития бо

лее всего соответствует происходящим в обществе процессам.Ученые выделяют «точку изменений» — бифуркацию, т. е. такуюповоротную точку, после которой изменения и в целом развитие

может пойти не в прежнем, а в совершенно ином, возможно даже54

непредвиденном направлении. Нелинейность социального развития означает наличие объективной возможности многовариантного хода событий.

Таким образом, выбор той или иной последовательности развития зависит от социального субъекта. Сторонниками нели

нейного развития общества являются С. Л. Франк, М. Хетчер, Д. Коллмэн и др. По своему характеру социальное развитие подразделяется на эволюционное и революционное. Характер того

или иного социального развития зависит прежде всего от способасоциальных изменений. Под эволюцией понимают постепенныеплавные частичные изменения общества, которые могут охваты

вать различные сферы общества — экономическую, политическую, социальную, духовную.

Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, предполагающих проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной

жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основсоциальной системы общества, а лишь изменяют ее части и структурные элементы.

При этом следует помнить, что эволюция каждого обществавсегда уникальна, так как основывается на генетической преем

ственности традиций.Под социальной революцией понимаются относительно бы

стрые всесторонние, коренные изменения общества. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представля

ют собой переход общества из одного качественного состоянияв другое.

Социальная революция всегда связана с насильственным разрушением одних социальных отношений и утверждением других.

Большинство ученых видят в социальной революции аномалию,отклонение от естественного хода истории. Однако, по мнениюряда российских социологов, эволюционные и революционные

изменения представляют собой сопряженные стороны социального развития и взаимосвязаны.

Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретноисторических условий

государства и эпохи.Процесс социального развития неразрывно связан с термином

«социальный прогресс». Социальный прогресс — это направлениеразвития, характеризующееся переходом от низшего к высшему,55

к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.

Для определения прогрессивности того или иного обществав социологии традиционно использовались два наиболее общихкритерия:

1) уровень производительности труда и благосостояния населения;

2) степень свободы личности.Однако в современных условиях данные критерии прогресса

нуждаются в некотором уточнении. Первый критерий в целомпродолжает сохранять свое значение в качестве показателя, отражающего экономические и социальные сферы жизнедеятельно

сти общества. Второй же критерий, по мнению современных ученых, теряет

свою актуальность.

Линию общественого развития видят по разному:

1) Философы античности рассматривали путь человечества как циклическое или возвратное движение.

2) В Новое время сложилось представление о динамике общественного движения как о восходящей линии (прогрессе): считалось, что общество развивается по поступающей, восходящей линии.

Позже уточнили, что линейное движение как способ развития проявляется между переломных для обще-ва ситуациях выбора, а в переломные периоды определяется дальнейшая тенденция общественного развития: консолидация, поступательное и нисходяще движение.

3) После Маркса считается, что линейный тип развития характерен в периоды между одним качественными изменениями (скачками)

4) в Новейшее время (после Гегеля) общественное развите стало восприниматься рядом социологов и философов как движение по спирали (но это не единественный тип, а один из типов). Спираль м.б. и восходящая и нисходящая.

5) Сейчас история показывает, что историческое развитие неравномерно. Оно совмещает в себе этапы линейного (непрерывного), циклического (прерывного, неравномерного) движения. Кроме периодов поступателльного развития (прогресса) есть элементы и периоды регресса - возвращения общественного организма к пройденным этапам. Социальное развитие происходит петлеобразно, зигзагами, с отклонениями в сторону и возвратами назад.

Признаки общественного прогресса.

Развитие (саморазвитие) общества включает в себя как прогресс, так и регресс. Регресс характеризуется распадом связей, упрощением структуры, сужением возможностей к сморазвитию, упрощение и разрушение системы. Прогресс означает усложнение и рост устойчивости структуры, увеличениевнутренних связей внутри общества, увеличение приспособления и жизнеспособности системы.

Однако среди философов и ученых не было однозначной оценки - прогрессирует или деградирует человечество, или этот процесс не однонаправлен, а изменчив:

В поздней античности считали, что человечество уже прошло свой золотой век и чем дальше, тем больше деградирует.

Детерминизм признает и направленность и прогресс обще-ва.

Гегель, Маркс также считают, что человечество развивается по спирали

Ф.Ницше, считал, что в обществе законы природы, открытые дарвином, одинаково дейстуют как в природе так и в обществе: и там и здесь “Наиболее приспособленные- это как раз не наилучшие, а средние, посредственные...” ”Человек как вид не прогрессирует. достигуются более высокие типы, но они не сохраняются, уровень вида н поднимается. Весь животный и растительный мир не развивается от низшего к высшему”. Эту идею Ницше экстраполирует и на общество, усматривая в истории регресс и декаданс общества.

Ряд философов видят прогресс в экономике, политике, науке, но не видят прогресса в морали (т.к. нет критериев морального совершенствования). Так К.Ясперс писал, что прогрессирует знание, техника, но не сам человек; движение, которое мы рассматриваем как прогресс общества, в действительности состоит в том, что “все великое гибнет, все незначительное продолжает жить”. Т.о. говоря о прогрессе, следует учитывать и гуманистическую меру прогресса.

К.Поппер считает, что восприятие истории человечества как непрерывного прогресса - это ошибка, неточная, одностороняя оценка, т.к. с одной стороны историю можно считать прогрессом с точки зрения борьбы с рабством, - но регрессом - с т.зр. угнетения цветных рас белой. Т.е. согласно Попперу, критерии прогресса - субъективны, объективных же нет.

Критериев прогресса-регресса (т.е. необходимых и достаточных условий того, чтобы общество считалось прогрессирующим) нет. Нет даже универсальных показателей прогресса общества, потому что наличие одного признака, который считается признаком прогресса - может сочетаться одновременно с признаками регресса:. Например, нарастание эффективности промышленного призводства, в т.ч. валовой рост продуктов потребления в стране - прогрессивный признак - может с другой стороны приводить к регрессу некоторых ценностей, к ухудшению экологии, сопровождаться политическим (и финансовому) дисбаллансом - поэтому факт роста промышленного производства - не показатель. Или см. довод Поппера выше.

Однако социологи, философы предлагают свои признаки социального прогресса:

1) марксисты - связывают с прогрессом развитие материального производства, а также уменьшение всех видов отчуждения (хотя это утопическая установка - с нарастанием структурной сложности общества, т.е. с прогрессом, может происходить только рост отчуждения в разнообразных формах);

2) Поппер признаком и фактором развитости общества называет его открытость.Основная идея работы Поппера - оправдание капиталистического общества, как самого оптимального общественного устройства. Закрытым общ-вом Поппеер называет общ-во основанное по тоталитарному принципу на основе авторитарно установленных и неизменных норм. Открытые общество - не только терпит, но и поощряет инакомыслие, интеллектуцальную свободу индивидуумов и соц.групп, направленную на решение социальных свобод. Главные характеристики открытого общ-ва, по Попперу:

- законность свободного обсуждение, фактическое влияние результатов публичных дискуссий политику

- наличие общественных институтов, содействующих свободе тех, кто не ищет выгоды.

3) Сейчас в качестве признака прогресса общества предлагается принять уровень гуманизации общества (это обобщенный, интегративный признак). Он проявляется в том, какое положение заимает личность в обществе, какова степень ее экономической, политической, социальной свободы и прав; каков уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Наряду с этим признаком прогресса предлагается учитывать другие:

- рост демократических тенденций;

- рост объединительных, интегративных тенденций - вместо роста политической напряженности и межнационального противостояния;

- освобождение от насилия, угнетения;

3) определенный уровень развитие науки и техники - также рассматривается как признак социального прогресса.

4) Концепции технологического детерминизма (20 век) - критерием прогресса считают НТП (по сути отождествляют НТП и общественный прогресс, что неверно).

Технологический детерминизм пытается найти прямую причинную связь между глобальными проблемами, сферой материального проивзодства - и другими сторонами жизни общества - политикой, культурой, экономикой, наукой. Существует ряд концепций такого философского рассмотрения этих связей:

- теория единого индустриального общества (Арон)

- теория стадий роста (Ростоу)

- различные периодизации истории, выделяющие этапы по техногенному признаку:

· индустриального общества (Гелбрейт)

· постиндустриального общества (Белл) или сверхиндустриального общества (Тоффлер) или информационного (Абдеев и др.)

· технотронного общества (Бжезинский).





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 474 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...