Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Искусство эпохи Возрождения



ИТАЛИЯ

НИДЕРЛАНДЫ

ГЕРМАНИЯ

N


Возрождение


Введение


ВВЕДЕНИЕ. Возрождение — новый этап в истории мировой культуры. В это время

были заложены основы современной науки, в частности естествознания, высокого уровня достигла литература, получившая с изобретением книго­печатания невиданные ранее возможности распространения. В это же вре­мя сложилась реалистическая система в искусстве. По образной характе­ристике Ф. Энгельса, «это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти "и харак­теру, по многосторонности и учености» '.

Термин «Возрождение» начал применяться еще в 16 в. по отношению к изобразительному искусству. Автор «Жизнеописаний наиболее знамени­тых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) художник Джорджо Вазари писал о возрождении искусства в Италии после долгих лет упадка в период средневековья. Позже понятие «Возрождение» приобрело широ­кий смысл.

Культура Возрождения (Ринашименто — на итальянском, Ренессанс — на французском языке) возникла в Европе, в тех экономически наиболее развитых областях, где раньше всего созрели предпосылки для перехода от феодализма к начальной стадии капитализма.

С особой последовательностью и силой новая культура проявилась в итальянских городах, которые уже на рубеже 14—15 вв. вступили на путь капиталистического развития; значительное распространение она полу­чила в нидерландских, а также в некоторых прирейнских и южногер­манских городах 15 в. Однако круг влияния культуры Возрождения был гораздо шире и охватывал территории Франции, Испании, Англии, Чехии, Польши, где новые тенденции проявились с разной силой и в специфиче­ских формах.

В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма, утвержде­ния достоинс-тва и красоты человека, его разума и воли, его творческих сил. В отличие от культуры средневековья гуманистическая жизнеутверж­дающая культура Возрождения носила светский характер. Освобождение от церковной схоластики и догматики способствовало подъему науки. Стра­стная жажда познания реального мира и восхищение им привели к ото­бражению в искусстве самых различных сторон действительности и сооб­щили величественный пафос и глубокую проникновенность наиболее зна­чительным творениям художников.

Важное значение в становлении искусства Возрождения имело по-ново­му понятое античное наследие. Воздействие античности сильнее всего ска­залось на формировании культуры Возрождения в Италии, где сохрани­лось множество памятников древнеримского искусства.

«В спасенных при падении Византии рукописях,— писал Ф. Энгельс.— в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным За­падом предстал новый мир — греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил не­виданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском клас­сической древности и которого никогда уже больше не удавалось до­стигнуть» 2.

Победа светского начала в культуре Возрождения была следствием со­циального утверждения набирающей силы буржуазии. Однако гуманисти­ческая направленность искусства Возрождения, его оптимизм, героиче­ский характер образов объективно выражали интересы не только молодой буржуазии, но и всех прогрессивных слоев общества в целом.

Искусство Возрождения формировалось в условиях, когда устои фео­дального уклада жизни были расшатаны, а буржуазно-капиталистические

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 346.

2 Там ж е, с. 345—346.


Возрождение Введение

отношения со всей их торгашеской моралью и бездушным лицемерием еще не сложились. Еще не успели проявиться пагубные для развития личности последствия капиталистического разделения труда* смелость, ум, находчи­вость, сила характера еще не утратили своего значения. Это создавало иллюзию бесконечности дальнейшего прогрессивного развития способно­стей человека. В искусстве утверждался идеал титанической личности. «Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными. Наоборот, они были более или медее овеяны характерным для того времени духом сме­лых искателей' приключений» '. Всесторонняя яркость характеров людей Возрождения, нашедшая свое отражение и в искусстве, в значительной мере объясняется именно тем, что «герои того времени не стали еще ра­бами разделения труда, ограничивающее, создающее однобокость, влияние ' которого мы так часто наблюдаем у их преемников» 2.

Искусство эпохи Возрождения носило общественный характер. Именно эта черта сближает его с искусством' классической Греции. И в то же вре­мя в искусстве Возрождения, особенно в поздний период, нашел вопло­щение образ человека, в котором черты индивидуального своеобразия со­четались с социально-типическими качествами.

Небывалый до того времени расцвет переживала живопись, которая раскрывала огромные возможности в изображении жизненных явлений, человека и окружающей его среды. Развитие наук, разработка линейной, а затем и воздушной перспективы, изучение пропорций и анатомии чело­века — все это способствовало утверждению в живописи реалистического метода.

Новые требования, стоящие перед искусством, обусловили обогащение его видов и жанров. В монументальной итальянской живописи господство­вала фреска. С 15 в. все большее'место занимает станковая картина, в раз­витии которой особую роль сыграли нидерландские мастера. Наряду с су­ществовавшими ранее жанрами религиозной и мифологической живописи, наполнившимися новым смыслом, выдвинулся портрет, зародилась исто­рическая и пейзажная живопись.

В Германии и Нидерландах, где народные движения вызывали потреб­ность в искусстве, быстро и активно откликающемся на происходящие события, широкое распространение получила гравюра, которая часто ис­пользовалась в художественном оформлении книг.

Завершился начатый в средние века процесс обособления скульптуры: наряду с декоративной пластикой, украшающей здания, появилась само­стоятельная круглая скульптура — станковая и монументальная. Декора­тивный рельеф приобрел х.арактер перспективно построенной многофигур­ной композиции.

Идеалы гуманизма выразились и в архитектуре, в ясном гармоническом облике сооружений, в классическом языке их форм, в их пропорциях а масштабах, соотнесенных с человеком.

Изменился характер прикладного искусства, заимствовавшего формы и мотивы орнаментики в жизни и в античности и связанного не столько с церковными, сколько со светскими заказами. В его общем жизнерадостном характере, благородстве форм и красот? сказалось то чувство единства стиля, которое присуще всем видам искусства эпохи Возрождения, состав­ляющим синтез искусства на основе равноправного сотрудничества всех его видов.

Искусство Возрождения прошло этапы раннего (15 в., соответствует вре­мени зарождения капиталистического производства в отдельных городах Италии, Германии, Нидерландах), Высокого (90-е гг. 15 в.— первая

1 Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 346,

2 Т а м ж е, с. 347.

иинятмяммм^^


Введение

треть 16 в.) и позднего Возрождения (вторая половина 16 в.). В разных странах оно проявило себя по-разному. Так, например, в Нидерландах не было этапа Высокого Возрождения. Классической страной Возрождения была Италия, где ясно выделяются периоды так называемого Проторенес­санса (предвестия Возрождения), раннего, Высокого и позднего Возрожде­ния, причем в рамках позднего Возрождения наряду с гуманистическим искусством распространение получает упадочное маньеристическое на­правление, не способствующее познанию действительности.

Во второй половине 16 в. в Западной Европе наступает кризис духов­ной культуры, обусловленный глубокими общественными потрясениями — так называемой революцией цен, вызвавшей далеко идущие социальные ■сдвиги,— пауперизацию народных масс, разрушение феодальных ^сосло­вий, гражданские войны во Франции, политические столкновения, связан­ные с нидерландской революцией, яростный натиск Контрреформации. В раздробленной Италии, как и в Германии, утверждается мелкодержав­ный княжеский деспотизм. В Европе объявляется поход против гуманизма во всех его проявлениях. Однако гуманизм был слишком могучим и жиз­ненным явлением, чтобы угаснуть без героической борьбы за свои высокие идеалы. В этих условиях позднего, завершающего этапа Возрождения, возникает «трагический гуманизм», раскрывающий более глубоко проти­воречия между человеческой личностью и окружающим ее обществом, осознается жестокий разрыв между ренессансными идеалами и враждеб­ными антигуманистическими силами, начинающими побеждать в обще­стве. Стадию позднего Возрождения проходят, кроме Италии, Нидерланды, Франция и Англия. Эта стадия порождает наиболее богатые и зрелые пло­ды Ренессанса в искусстве и литературе — в них достигает расцвета пре­исполненный внутреннего трагизма реализм.


Возрождение


Италия:


ИТАЛИЯ


Итальянское искусство эпохи Возрождения носило своеобразный характер и на всех этапах почти трехвекового развития дало высокие ре­зультаты. Грандиозный размах культуры Воз­рождения, огромное количество выдающихся произведений сравнительно с небольшими тер­риториями, где они были созданы, до сих пор вызывает удивление и восхищение. Все виды искусств переживали бурный подъем. В раз­личных областях Италии сложились местные школы живописи, выдвинувшие художников,


чьи творческие искания нашли высшие претво­рения в искусстве титанов Возрождения — Лео­нардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Ти­циана.

Громадную роль приобрело искусство в об­щественной жизни, оно стало насущной потреб­ностью людей того времени. Возведение общественных построек рассматривалось как дело государственной важности, открытие монументов превращалось во всенародные-праздники.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 620 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...