Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Искусство Древнего Китая слагается из ряда этапов и охватывает длительный период, начиная с 4 тыс. до н. э. вплоть до 3 в. н. э.
Культура расписной керамики-. Уже в 4 тыс. до н. э. в Китае, на территории плодородных речных, равнин, существовали многочисленные древние поселения, строившиеся на высоких холмах, чтобы обезопасить жилье от наводнений. От этого времени сохранились тонкие, пра-
вилыгой и благородной формы глиняные сосл ды, выполненные на гончарном круге. Они был искусно расписаны узорами в виде ромбов, се ки, спиралей или зигзагов черных, красных, б< лых и фиолетовых тонов, умело сочетавшихс с формой сосуда. Узоры имели магически смысл и связывались с представлениями о х> рошем урожае, громе и молниях, пожарах.
Расписные сосуды получили название «Яг шао», но месту первоначальных раскопок, тогд
едние века
Китай
:К найденные в большом количестве блестяще, черные, топкие, как яичная скорлупа, чаши кубки названы «Луншань», также по месту евних стоянок. Многие формы этих предметов: евнего гончарного искусства, например трех-гие «ли» и амфоры, сохранились в Китае в -чение последующих веков.
2 — середина 1 тыс. до н. э. (периоды Шан-Инь и Чжоу)
Во 2 тыс. до н. э. на территории Китая воз-!кло первое государство Шан (Инь), назван-е по имени племен, его населявших, появились рода с характерной для Китая правильной анировкой. В это же время складывается и уг основных символов и мифов, отраженных узорах, украшающих ритуальные сосуды, в опзведениях скульптуры и росписях стен по-■бений. Великолепные бронзовые сосуды это-времени, предназначавшиеся для быта знати жертвоприношений, отличались изощрен-етью декора и разнообразием размеров (весом нескольких граммов до 600 кг). Они выплав-лись в полых глиняных огнестойких формах,: - изнутри был оттиснут узор. Миниатюрные сосуды так же богато украшать орнаментом, как и тяжелые чаши и чаны., 'метрический узор каждого изделия отлился графической тонкостью и состоял из сети;пх сложных, многократно повторяющихся шй и завитков, что мастерство их изготовит и сейчас изумляет зрителей. Фантастиче->е рельефные фигуры драконов, символизи-ющих водные стихии, птиц, символизирую-х ветер, вырастали на фоне более плоского амента, напоминая то плавники диковинной "ы, то рогатых ящериц, высунувших острые ды из древесного дупла, то быков, то тигров, лчас узор приобретал собирательный-смысл, ■'ражая страшную звериную условную маску еглазого обжоры «таоте», в которой соеди-нсъ черты тигра, барана, дракона. Связан-с тотемизмом, верой в общее происхожде-человека с каким-либо из животных, яв-• щимся его духом-покровителем, культом лков и пышными церемониями погребений, лзовые сосуды как бы собирали в себе все иство народных верований и представлений игре. Строгость расположения орнамента, четрия и ритм, сочетающиеся с фантасти-. определяют и в дальнейшем особенности " шского искусства. Помимо бронзовых сосу-ч захоронениях знати найдены и очень топ-рорисованные сосуды из матовой белой гли-иохожие по узору на бронзовые.
Сами захоронения являли собой большие подземелья, где хранились украшения и утварь. Входы караулили выточенные из камня, грубые, тяжеловесные фигуры приземистых человеко-тигров, стоящих н'а коленях в устойчивых позах и оскаливших страшные пасти. Как "и бронзовые сосуды, эти -фигуры украшались орнаментом. Они должны были отпугивать злых духов.
В 11 в. до н. э. государство Шан (Инь) было завоевано племенем Чжоу. В истории китайской культуры этот длительный этап, завершившийся борьбой за власть на протяжении так называемого периода Чжаньго (Воюющих царств, 5—3 вв. до н. э.), ознаменовался сложением основных философских направлений, появлением многих памятников литературы и искусства. Наиболее значительные перемены начались с середины 1 тыс. до н. э., когда вслед за переходом к железным орудиям изменилась техника земледелия, вошли в обращение монеты, улучшилась техника ирригационных сооружений и градостроительства. Накопились и под-' верглись обобщению научные сведения, почерпнутые из наблюдений над природой, составлялись лунные календари, каталоги звезд. Неразрывно сплетенные с религией и мифологией, эти. познания вместе с тем положили начало попыткам древних осмыслить явления природы. Возникли и важнейшие философские учения — конфуцианство, даосизм и другие, пытавшиеся обосновать и обобщить представления о мире и отношениях между людьми. Эти учения, во многом противостоящие друг другу, в совокупности оказали большое воздействие на развитие китайской культуры.
Следом за крупными сдвигами в хозяйственной жизни страны, развитием ремесел произошли и заметные перемены в художественном сознании, возникли новые виды искусства, родились новые образы.
Именно на протяжении периода Чжоу развились принципы градостроительства с четкой планировкой городов, обнесенных высокой глинобитной крепостной стеной и разделенных прямыми, пересекающимися с севера на юг, и с запада на восток улицами, разграничивающими торговые, жилые и дворцовые кварталы.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 355 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!