Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пример 8.3. Функция переключения контекста в ядре Linux/x86 4 страница



Таблица 9.4. Список команд SCSI, поддерживаемых всеми устройствами, цит. по www.t10.org commands]

Имя команды Код Тип Описание
CHANGE DEFIKTTION 40h O Изменить версию протокола, используемого устройством
COMPARE 39h O Сравнить данные
COPY 18h O Копировать данные внутри устройства или между устройствами
COPY AND VERIFY 3Ah O Копировать данные с проверкой
INQUIRY 12h M Проверить наличие устройства, его тип и поддерживаемые им операции
LOG SELECT 4Ch   Включить сбор статистики
LOG SENSE 4Dh O Считать собранную статистику
MODE SELECT(6) 15h Z Выбор режима работы устройства
MODE SELECT(10) 55h Z  
MODE SENSE(6) 1Ah Z Считывание режима работы
MODE SENSE(10) 5Ah Z  
MOVE MEDIUM ATTACHED A7h Z Для устройств с автоматической сменой носителя
PERSISTENT RESERVE IN 5Eh Z Управление режимом блокировки устройства
PERSISTENT RESERVE OUT 5Fh Z  
PREVENT ALLOW MEDIUM REMOVAL 1Eh 0 Заблокировать сменный носитель в устройстве
READ BUFFER 3Ch 0 Чтение данных
READ ELEMENTSTATUS ATTACHED B4h Z Для устройств с автоматической сменой носителя
RECEIVE DIAGNOSTIC RESULTS 1Ch O Получить результаты самотестирования устройства
RELEASE (6) 17h Z Разблокировка (освобождение) устройства
RELEASE (10) 57h z  
REPORT LUNS A0h O Считывание списка логических устройств
REQUEST SENSE 03h М Считывание статуса устройства
RESERVE(6) 16h Z Блокировка (захват) устройства
RESERVE(10) 56h Z  
SEND DIAGNOSTIC 1Dh M Запрос самотестирования устройства
TEST UNIT READY 00h M Проверка готовности устройства
WRITE BUFFER 3Bh O Запись данных

Здесь:

Устройства графического вывода

Если устройства графического ввода (сканеры, видеограбберы, цифровые фотоаппараты) пока еще относительно редки (хотя, по мере развития цифровой фотографии, положение быстро меняется), то устройствами графического вывода снабжается каждый современный настольный и переносной компьютер. Многие встраиваемые приложения также имеют хотя бы небольшие, но дисплеи, чаще всего жидкокристаллические.
Два основных практически применяемых типа дисплейных устройств — это электронно-лучевые трубки, используемые в кинескопах телевизоров и мониторах настольных компьютеров, и уже упоминавшиеся жидкокристаллические дисплеи. Устройства других типов — матрицы светодиодов и газоразрядные ("плазменные") панели пока что дороги в производстве, либо не всегда приемлемы по качеству, поэтому — во всяком случае, на момент написания этой книги — еще не находят массового применения.
Принцип действия ЭЛТ широко известен. Изображение в этих устройствах формируется катодным лучом — пучком электронов, испускаемых отрицательно заряженным электродом. Вспомогательные электроды и электромагниты фокусируют луч, а два набора управляемых электромагнитов — катушки горизонтальной и вертикальной развертки — отклоняют этот луч по вертикали и горизонтали (рис. 9.24). Попадая на лицевую поверхность трубки — экран — электроны заставляют светиться нанесенный на нее краситель-люминофор, формируя, таким образом, изображение. Изменяя напряжение на катоде, можно управлять яркостью луча и, соответственно, яркостью участка изображения. Люминофор светится еще какое-то время после ухода луча с него. За счет этого, а также за счет инерционности человеческого восприятия, изображение воспринимается как более или менее подвижная двумерная картинка, а вовсе не как быстро движущийся световой "зайчик".

Рис. 9.24. Электронно-лучевая трубка

Для формирования цветного изображения используются три фокусируемых со смещением катодных луча и маски, обеспечивающие попадание каждого из лучей на участки предназначенного для него цветного люминофора.
Чтобы изображение занимало весь экран, луч (или тройка лучей) проводится по сложной траектории, которая приведена на рис. 9.25. Генерация этой траектории достигается простой подачей пилообразного напряжения на катушки развертки. При этом частота "пилы" горизонтальной развертки называется частотой строчной развертки, а вертикальной, соответственно, частотой кадровой развертки. Соотношение кадровой и строчной частот равно количеству строк в кадре (несколько строк приходится на кадровый гасящий импульс, поэтому видимых строк на экране чуть меньше, чем следует из соотношения частот).

Рис. 9.25. Развертка ЭЛТ

Катушки развертки не могут мгновенно изменить направление магнитного поля, поэтому и обратный ход луча как по вертикали, так и по горизонтали происходит не мгновенно. Чтобы луч на обратном ходе не был виден устройство управления ЭЛТ должно генерировать кадровый (для вертикально обратного хода) и строчный гасящие импульсы (рис. 9.26).

Рис. 9.26. Строка развертки ЭЛТ

Вертикальное разрешение изображения соответствует количеству видимых строк на экране. Горизонтальное разрешение определяется двумя факторами: частотой, с которой схемы управления ЭЛТ способны модулировать луч и, у цветных мониторов, разрешением маски кинескопа. Второй параметр указывают в паспортных данных кинескопов под названием размер точки (dot pilch). У большинства мониторов первый параметр обычно более или менее соответствует второму. Электронно-лучевые трубки громоздки, создают сильные электромагнитные помехи и сами чувствительны к ним и, наконец, имеют высокое энергопотребление, но они во много раз дешевле всех альтернативных способов генерации изображений высокого качества и высокого разрешения.
Жидкокристаллические экраны основаны на способности некоторых органических соединений — жидких кристаллов — менять свою прозрачность и другие оптические свойства под воздействием электрического поля. Жидкокристаллический экран представляет собой две стеклянные или прозрачные пластиковые пластины (обкладки), на которые нанесены полупрозрачные металлические электроды. Пространство между пластинами заполнено жидким кристаллом. За пластинами находится подложка — у черно-белых дисплеев зеркальная или черная, у цветных дисплеев — цветная. Для повышения контрастности изображения подложка нередко подсвечивается.
Подавая напряжение на электроды, контроллер ЖКД может избирательно делать прозрачными те или иные участки экрана и, таким образом, формировать различные изображения. Изменяя напряжение, можно в определенных пределах управлять яркостью, или, скорее, контрастностью изображения. В современных дисплеях высокого разрешения используется более сложный способ формирования цветного изображения, чем просто разноцветная подложка: в таких дисплеях используется жидкий кристалл, поворачивающий плоскость поляризации проходящего через него света. Этот угол зависит от напряжения на электродах и от частоты световой волны. Снабдив обкладки экрана поляризационными фильтрами, можно управлять цветом участка экрана.
Формы электродов ЖКД отличаются большим разнообразием. Нередко применяются прямоугольные матрицы точек, позволяющие создавать произвольные растровые изображения. Однако многие приложения — часы, калькуляторы, простые дисплеи — не требуют произвольных изображений, поэтому часто изготавливают пластины с электродами сложной формы, соответствующей элементам цифр и букв и/или различным пиктограммам.
ЖКД низкого разрешения дешевы, компактны, имеют низкое энергопотребление и находят широкое применение в самых разнообразных устройствах — сотовых и стационарных телефонах, калькуляторах, часах, измерительных и бытовых приборах. Однако высококачественные цветные ЖКД большой площади представляют собой весьма дорогостоящие устройства, цена которых составляет более половины цены современных портативных компьютеров.
Подача напряжения на каждую пару электродов ЖКД отдельным контроллером недопустимо дорога. К счастью, пара электродов представляет собой конденсатор, который способен некоторое время без вмешательства извне сохранять электрический заряд и, следовательно, изображение. Наличие у пиксела электрической емкости позволяет свести поддержание изображения на жидкокристаллической матрице к аналогу развертки ЭЛТ — периодическому сканированию электродов с подачей на них напряжения, соответствующего яркости элемента изображения (рис. 9.27).
При изменении изображения емкость элементов матрицы скорее вредна — быстрая перезарядка элемента требует больших токов, поэтому многие ЖКД, в том числе и дисплеи старых переносных компьютеров, обладают высокой инерционностью изображения. В современных высококачественных дисплеях каждый пиксел экрана снабжается собственной усилительной схемой, способной быстро перезарядить электроды. Такие экраны называются активной матрицей. Широкое распространение получили активные матрицы с усилителями, реализованными на основе TFT (Thin Film Transistor— тонкопленочный транзистор), нанесенных на обкладки экрана.
Несмотря на коренное различие физических способов формирования изображения в электронно-лучевых трубках и жидкокристаллических панелях, функции контроллера этих устройств весьма похожи и сводятся к передаче значений яркости элементов изображения с частотой, соответствующей частоте развертки дисплея. Контроллер, предназначенный для работы с ЭЛТ, должен уметь также делать в потоке данных
паузы, соответствующие строчным и кадровым гасящим импульсам и должен быть несколько сложнее. Однако общая структура графически контроллеров для дисплеев различных типов удивительно похожа.

Рис. 9.27. Схема формирования изображения на жидкокристаллическом дисплее

Типичный графический контроллер (рис. 9.28) состоит из:

Структура видеобуфера определяется цветовой глубиной дисплея. У черно-белых дисплеев обычно один бит соответствует одному пикселу, а один бант видеобуфера — восьми последовательным пикселам изображения. У черно-белых с градацией яркости ("черно-бело-серых") и цветных дисплеев видеобуфер должен иметь по несколько битов на пиксел.

Рис. 9.28. Схема графического контроллера

Это достигается двумя способами. Первый состоит в организации битовых плоскостей, когда в видеобуфере последовательно хранятся сначала младшие биты значений пикселов, затем — вторые и т. д. (рис. 9.29). При этом восемь последовательных пикселов описываются несколькими байтами, размещенными в разных частях видеобуфера. Эта, немного странная на первый взгляд, логика кодирования изображения удобна тем, что облегчает перенос программного обеспечения, предназначенного для работы с черно-белыми дисплеями, на цветные дисплеи.
Второй подход, чаще применяемый при больших цветовых глубинах, состоит в кодировании одного пиксела одним или несколькими последовательными байтами видеобуфера. Графические контроллеры современных персональных компьютеров имеют цветовую глубину 24 или 32 бита, что соответствует трем или четырем байтам на пиксел. Этого хватает, чтобы (с учетом Диапазона яркости современных дисплеев) представить любой цвет, который человеческий глаз способен отличить на дисплее от другого.
Контроллеры с такой цветовой глубиной обычно предоставляют по одному байту для кодирования каждой из трех цветовых составляющих цветного изображения. Устройства с меньшими цветовыми глубинами часто реализуют более сложную схему кодирования цвета, называемую отображением цветов (color mapping). Значение пиксела при этом представляет собой индекс в специальной таблице, палитре. Элементы палитры — это значения компонентов пиксела.

Рис. 9.29. Битовые плоскости

Большинство контроллеров включают в себя также более или менее сложную логику управления содержимым видеобуфера со стороны центрального процессора. Простейшим случаем такого управления является отображение видеобуфера на адресное пространство системной шины. Это, привлекательное во многих отношениях, решение не всегда применимо, например, если адресное пространство процессора слишком мало или плотно занято, либо устройство не подключается непосредственно ни к системной, ни к периферийной шине (например, контроллеры жидкокристаллических дисплеев, предназначенных для использования во встраиваемых приложениях, используют для общения с микропроцессором шину PC или нестандартные протоколы последовательных портов).
При простой нехватке адресного пространства нередко видеобуфер отображают на адресное пространство не целиком, а частями, банками. При этом контроллер должен иметь специальный регистр — селектор банка.
Более радикальное решение, применимое даже при подключении через последовательный порт, состоит в том, чтобы предоставить процессору два регистра — адрес в видеопамяти и регистр данных, соответствующий ячейке видеопамяти по этому адресу. Это решение можно считать вырожденным случаем банков видеопамяти, когда банк имеет размер один байт. При этом требуется всего два регистра в адресном пространстве ввода-вывода (этот метод редко применяется с видеобуферами объемом более 64 Кбайт), и доступ к видеобуферу замедляется минимум вдвое. При использовании последовательных шин и портов адрес и данные передаются последовательно. Многие графические контроллеры с такой организацией предоставляют различные способы доступа с автоинкрементом, позволяющие передать в буфер последовательность байтов без явного доступа к регистру адреса.
Контроллеры с битовыми плоскостями часто предоставляют групповые операции над байтами, кодирующими биты смежных пикселов.
Контроллеры, применяемые в современных персональных компьютерах и рабочих станциях, содержат более или менее сложные видеопроцессоры, способные без участия ЦПУ рисовать в видеобуфере различные графические примитивы, начиная от прямых линий и окружностей, и заканчивая проекциями и/или фотореалистичными изображениями трехмерных объектов, описываемых языком OpenGL.
Видеоконтроллеры представляют собой довольно сложные устройства. Подробные описания современных видеоконтроллеров можно найти во многих доступных книгах, например в [Гук 2000]. В документе [www.microchip.com PICMicrol описывается встроенный контроллер жидкокристаллического дисплея микроконтроллера PIC.

Запоминающие устройства прямого доступа

  Приобрел себе винчестер у дороги во кустах Обнаружились бэд-блохи в восемнадцати местах Ахх Ю. Нестеренко

Как уже говорилось, основную массу устройств этого типа составляют диски — жесткие и гибкие, магнитные, магнитооптические и оптические. Ассоциация между понятиями "постоянное запоминающее устройство прямого доступа" и "диск" столь плотно укоренилась в общественном сознании, что запоминающие устройства, основанные на иных принципах, например, банки флэш-памяти, иногда называют "твердотельными дисками". В этой главе мы будем рассматривать преимущественно устройство магнитных дисковых накопителей. Принцип устройства дискового накопителя широко известен [Гук 2000].
Для хранения данных служит диск, покрытый ферромагнитным слоем. В современных накопителях запись осуществляется на обе стороны диска. Многие приводы с неудаляемыми дисками имеют несколько дисков. Диск может быть как гибким, так и жестким. Диск насажен на ось, называемую шпиндель.
В зависимости от способа крепления, диски делятся на съемные (удаляемые) и несъемные (фиксированные). В действительности, съемность накладывает серьезные ограничения не только на крепление диска к оси, но и на конструкцию блока головок и привода в целом, а также предъявляет определенные требования к контроллеру — тот должен отслеживать наличие диска в приводе и факт его замены. Несъемные диски, как правило, помещаются в герметичный корпус, защищающий головки и поверхность диска от пыли и других вредных атмосферных воздействий.
Включение двигателя и раскрутка шпинделя до рабочей скорости обязательно производятся до начала форматирования диска или обмена данными с ним. Контроллеры съемных дисков обычно останавливают мотор в то время, когда накопитель не используется, контроллеры же дисков несъемных обычно останавливают шпиндель только при выключении питания.
Запись на магнитный диск и считывание данных с него осуществляется головкой чтения-записи, по принципу действия похожей на головку обычного бытового магнитофона. Головка состоит из ферромагнитного сердечника, на который намотан провод. Сердечник имеет разрез, как раз в той части, которая ближе всего к поверхности диска. Подавая ток по проводу, можно создавать в сердечнике и, соответственно, в разрезе сердечника магнитное поле, которое будет намагничивать диск. Таким образом, осуществляется запись данных. С другой стороны, когда направление намагниченности проходящего под головкой участка диска меняется, в проводах возникает индуктивный ток — детектируя его, можно осуществлять считывание. В отличие от простой передачи по проводу, головка считывает не сам записанный сигнат, а его производную по времени (в аналоговых магнитофонах это компенсируется аналоговым интегрированием сигнала).
Способ кодирования нулей и единиц при такой записи представляет собой несколько более сложную задачу, чем при немодулированной передаче данных по проводу. Видно, что записать на диск постоянное высокое или низкое напряжение (соответствующее последовательности нулей или единиц в принципе, можно — в виде участка дорожки с постоянной намагниченностью, но такая последовательность не может быть считана головкой. Считывать можно только изменения намагниченности. Таким образом, использовать простые изменения напряжения для кодирования единиц и нулей невозможно, и мы должны изобрести более сложную схему кодирования.
Выбирая схему кодирования, мы должны обязательно решить также вопрос о способе синхронизации считывания: добиться высокой стабильности от мотора, вращающего шпиндель, невозможно. Кроме того, в приводах низкоскоростных, особенно гибких, дисков приходится считаться с опасностью механического заедания подшипников и самого диска, а в приводах жестких дисков с высокой скоростью вращения — с механическими вибрациями всей конструкции, которые могут повлиять на скорость прохождения диска под головкой даже при стабильной средней угловой скорости шпинделя.
На лентопротяжных устройствах с несколькими головками нередко используется отдельная синхродорожка, но на дисковых устройствах ее введение потребовало бы существенного усложнения и недопустимого утяжеления блока головок, поэтому обычно применяются схемы кодирования с совмещенным синхросигналом.
Простейшая форма такого кодирования, называется DFM (Double Frequency Modulation — модуляция с двойной частотой). Видно, что при записи нуля мы осуществляем одно изменение направления тока за интервал кодирования одного бита, а при кодировании единицы — два, причем первое из этих изменений смещено относительно начала интервала. Такое кодирование использовалось на 8-дюймовых гибких дисках.
Несколько более сложная схема кодирования, использовалась на 5- и 3-дюймовых гибких дисках низкой плотности. Эта схема называется модифицированной фазовой модуляцией. На жестких дисках в 80-е годы использовались частотная и модифицированная частотная Модуляция. Современные жесткие диски используют сложные схемы группового кодирования, когда одно изменение фазы или частоты намагничива-кодирует несколько битов.

Рис. 9.32. Простая и модифицированная фазовая модуляция

Головка чтения/записи может перемещаться вдоль радиуса диска шаговым электродвигателем. У жестких дисков головка обычно размещена на рычаге, напоминающем звукосниматель граммофона. У гибких дисков головка движется по направляющим под действием червячной передачи, а у CD-ROM — зубчатой рейки. Накопители, имеющие более одной рабочей поверхности, имеют столько же головок, сколько и поверхностей, но подача этого блока головок все равно осуществляется одним двигателем.
Когда блок головок неподвижен, каждая головка может считывать данные, записанные на диске в виде кольцевой дорожки (track). Совокупность дорожек всех поверхностей, соответствующих одному положению блока головок, образует цилиндр (cylinder). Количество цилиндров у накопителя определяется шириной магнитной головки (и обусловленной ею шириной намагниченной полосы) и точностью, которую может обеспечить механика подачи головки. Стандартные приводы 3-дюймовых дискет имеют 80 дорожек. Количество цилиндров у современных жестких дисков достигает нескольких тысяч. При всех перечисленных выше, а также при более сложных современных способах модуляции запись данных на дорожку осуществляется блоками или секторами. Секторы аналогичны кадрам, которыми осуществляется передача данных через последовательные порты и шины. Сектор состоит из заголовка и блока данных. Заголовок обычно содержит номер дорожки (чтобы контроллер мог убедиться, что правильно позиционировал головку) и сектора на дорожке, а иногда также и поверхности. Кроме того, заголовок практически всегда содержит контрольную сумму или иногда две отдельных контрольных суммы — для заголовка и для данных. Пространство между секторами заполнено специальными зонами, служащими для выравнивания и синхронизации (рис. 9.35 и табл. 9.5). Нередко используются также специальные маркеры — последовательности изменений сигнала, которые не могут появиться при принятой схеме модуляции. Маркеры используются для отметки начала дорожки или, реже, начала сектора.

Рис. 9.35. Структура дорожки дискеты с двойной плотностью

Перед тем, как диск может быть использован для записи данных, он должен быть отформатирован или, как говорили раньше, размечен — на его дорожки должны быть записаны заголовки секторов с правильными номерами дорожки и сектора, а также, если это необходимо, маркеры. Как правило, при этом же происходит тестирование поверхности диска для поиска дефектов магнитного слоя. Не следует путать эту операцию — физическое форматирование диска — с логическим форматированием, созданием файловых систем. Современные жесткие диски конструктивов АТА и SCSI обычно требуют физического форматирования в заводских условиях.

Таблица 9.5. Структура сектора дискеты с двойной плотностью, цит. по [МикроЭВМ 1988]

Длина в байтах Описание
  Зона синхронизации
  Адресный маркер
  Номер дорожки
  Номер стороны
1 т Номер сектора
  Длина сектора
  Циклическая контрольная сумма
  Зона типа 2 (см. рис. 9.35)
  Зона синхронизации
  Маркер данных
256/512/1024 Данные
  Циклическая контрольная сумма
36-116 т Зона типа 3 (см. рис. 9.35)


Зона типа 1 длиной 32 байта отмечает начало дорожки, а зона типа 4 длиной от 118 до 266 байт служит для заполнения дорожки до полной длины.
Количество секторов в одной дорожке определяется, с одной стороны, длиной сектора, а с другой — частотой модуляции. Частота модуляции, в свою очередь, ограничена частотной характеристикой схемы управления магнитной головкой, индуктивностью самой головки и параметрами ферромагнитной поверхности диска (размером минимального домена намагничивания). Последний фактор, фактически, ограничивает линейную плотность записи (количество битов на миллиметр или дюйм длины дорожки), поэтому в более длинных внешних дорожках целесообразно делать больше секторов, чем во внутренних (рис. 9.36). Это решение усложняет адресацию секторов и логику контроллера, поэтому начало широко применяться лишь относительно недавно.

Рис. 9.36. Диск с переменным количеством секторов на дорожках

Привод магнитного диска, таким образом, состоит из трех разнородных электромеханических и аналоговых устройств. Управление которыми должно осуществляться в строгом согласовании:

Устройство, управляющее всем этим, называется дисковым контроллером и состоит из кодеров и декодеров используемой схемы модуляции, логики формирующей заголовок сектора при записи или проверяющей его целостность при считывании, буфера данных сектора и сдвигового регистра, подключенного к кодеру и декодеру управления головкой (рис. 9.37). Современные контроллеры обычно содержат более сложную логику, обеспечивающую передачу данных в основное ОЗУ компьютера в режиме ПДП (в том числе и распределение/сборку (scatter/gather) — передачу одного сектора или группы секторов в несмежные участки памяти), очередь обслуживаемых запросов, опережающее считывание, отложенную запись и кэширование данных, переадресацию дефектных секторов и др.

Рис. 9.37. Схема контроллера диска

Контроллер гибких дисков ДВК
В качестве простейшего дискового контроллера рассмотрим микросхему К1801ВП1-097 [МикроЭВМ 1988] (Эта микросхема является советским функциональным аналогом микросхемы контроллера гибких магнитных дисков, разработанной фирмой DEC для использования в мини- и микрокомпьютерах семейства PDP-11. К сожалению, автору не удалось найти маркировку оригинальной микросхемы и ссылку на документацию о ней).
Микросхема допускает подключение четырех приводов 5-дюймовых гибких дисков и содержит в себе порты управления основным и шаговым электродвигателями привода, сдвиговый регистр, модулятор и демодулятор МФМ, логику обнаружения маркеров, генератор циклической контрольной суммы и интерфейс системной шины Q-Bus. У микросхемы есть два 16-разрядных регистра, регистр управления и регистр данных. Описание битов регистра управления приведено в табл. 9.6.

Таблица 9.6. Управляющий регистр К1801ВП1-097

Бит Описание Комментарий
00 (W) Выбор накопителя 0
00 (R) Дорожка 0 Головка чтения/записи установлена на дорожку 0
01 (W) Выбор накопителя 1
01 (R) Накопитель готов
02 (W) Выбор накопителя 2
02 (R) Запись запрещена На дискете установлена защита записи
03 (W) Выбор накопителя 3
  Включение двигателя
  Поверхность Если 1, запись (чтение) происходите верхней поверхности диска
  Направление шага При записи 1, направление к оси диска
07 (W) Шаг При записи 1 в этот бит, головка перемещается на один шаг и бит очищается
07 (R) Данные готовы Контроллер выставляет этот бит, когда считано или записано очередное слово данных. ЦПУ должно прочитать или записать следующее слово сектора
  Частичный сброс  
  Запись маркера  
  Включение внешней схемы прекоррекции фазовых искажений  
  Успех операции 0, если операция завершилась ошибкой
  Начало дорожки  

Видно, что микросхема предусматривает работу с ней центрального процессора в режиме опроса. Более сложный контроллер КМД (Контроллер МиниДисков), основанный на этой микросхеме, содержит микропроцессор, ПЗУ с программой для него и 2Кб ОЗУ (которое может использоваться и для промеж, точных данных программы микропроцессора, и для хранения самих данных передаваемого блока) [МикроЭВМ 1988]. Работа с этим контроллером осуществляется посредством двух регистров, команды/состояния и данных. Центральный процессор записывает в эти регистры команду (табл. 9.7) и адрес блока параметров в основном ОЗУ. Контроллер в режиме ПДП считывает блок параметров и пытается выполнить операцию, передавая данные, если это необходимо, также в режиме ПДП. Указатель на блок данных содержится в блоке параметров. Одной операцией можно прочитать или записать несколько последовательных секторов. После завершения передачи контроллер генерирует прерывание.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 353 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...