Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А. Бронзов Вопрос о "безубойном питании" человека, решаемый с христианской точки зрения 4 страница



Мы видели, таким образом, что вегетарианская точка зрения всецело оправдывается в христианстве, будем ли рассматривать наши обязанности как христиан к животным или к самим себе или к ближним нашим или, наконец, к Богу. А так как этими обязанностями исчерпывается весь круг наших христианских отношений, то вывод отсюда в пользу истинности основных вегетарианских тенденций как оправдываемых христианским духом, не подлежит сомнению, пререканиям… В христианстве все говорит, мы видели, в пользу "безубойного питания".

---------

Теперь подведем итоги всех предшествовавших рассуждений, попутно выскажем несколько наших "pia desideria", бросим взгляд на возможную судьбу вопроса в будущем и проч. И проч.

Мы видели, что право употреблять животную пищу нам дано в христианстве. Но в то же время мы видели, что не всяким правом и обязательно пользоваться только потому, что оно нам предоставлено.

Нам дозволено питаться животною пищею, разрешено, но не приказано (подобно тому, как все разрешено вступать в брак, но не приказано, хотя брак -дело чистое и святое, не безбрачие - более достохвально).

Мы же как свободно-разумные существа должны сами уже разбираться в области дозволенного нам и самостоятельно решать, что для нас лучше, что скорее приведет нас к поставленному нам в Евангелии идеалу: быть "совершенными, как Отец" наш "небесный совершен" (Матф. V, 48). Мы уже видели, что именно для нас лучше в данном случае.

Лучше для нас - вегетарианское питание, а не животное, не "убоина". Таков должен быть истинно христианский взгляд, не омрачаемый никакими лжетолкованиями, никакими тенденциозными, предвзятыми точками зрения. Это - несомненно.

Из истории человечества мы знаем, что дикари ели и едят (в некоторых местах и поныне) человеческое мясо. Постепенно они, однако ж, отказывались от этого рода пищи все более и более, под влиянием проникавших к ним начал христианских и гуманитарных вообще. Мы знаем также, что некогда существовали в Европе инквизиция и подобные ей ужасные, чудовищные учреждения, но постепенно они испарились одни за другими. Прогресс (и не в одном только худшем смысле), несомненно, налицо, и он медленно, понемногу делает свое дело. Если и дальше путь прогресса не повернет назад, разумеем, прогресс не кажущийся, не дрессировку лишь наружную, с какою оказались столь легкомысленно принятые в семью европейских народов цивилизованные разбойники из-за угла - японцы, то постепенное нравственное усовершенствование человечество, близко причастного процессу этому, т.е., прогрессу, будет вне сомнения. Тогда можно будет надеяться на постепенное установление таких человеческих взаимоотношений, при которых все более и более люди станут обходиться без клятв, без судов, без войн и проч., так как все эти явления уже не потребуются там, где будут царить одна лишь правдивость, взаимное доверие, любовь друг к другу, незлобие, независтливость и проч. и проч.. С подобным проникновением христианских начал в плоть и кровь христианских народов эти последние, надеемся, наконец, откажутся и от грубой животной пищи, от столь соблазнительного (извините за выражение) "скотоедства" (слово принадлежит г. редактору-издателю "Вегетарианского Вестника" Б.А.Долячко) - этой причины многих наших физических и душевных недугов. А когда наступит это вожделенное время - будьте уверены, что и отношения животным к людям, несомненно, изменятся: животные станут к нам относиться гораздо доверчивее, так как постепенно приучатся не видеть в нас своих врагов и недоброжелателей.

Припомните, что было сказано нами выше о преп. Серафиме Саровском и медведе. Подобных примеров немало рассказывается в житиях подвижников святой христианской церкви, и они, эти примеры, действительно характерны. Помню, как еще маленьким я читал рассказ об одной девочке - дочери лесника, которая постоянно, оставаясь одна в отцовской хижине, употребляла свой досуг на то, что кормила голубей, ворон, сорок…

Птицы к ней до того привыкли, что всюду сопровождали ее целыми стаями, садились к ней на голову, на плечи. Однажды она заблудилась, упала в снег и, несомненно, замерзла бы, если б те же птицы вплотную не облепили ее и не согревали и если б своим присутствием не указали ее отцу о местонахождении девочки. Под конец решились приходить к ней за пищей доверчиво даже лесные волки.

Скажете, этот рассказ - сплошная сказка? Может быть, но не сплошная, а, быть может, и совсем не сказка: много, очень много от самого же человека зависит установление таких или иных отношений к нему животных! Это несомненно, против чего могут возражать разве те, кто все время жизни провел вне всякого общения с животным миром. Да, во всем проявляется необыкновенная сила человеческой воли, влияния человека на животный мир. Что отношения между животными и человеком могут существенно измениться по воле самого человека, при указанном выше условии, это, повторяем, несомненно, это не утопия, осуществления которой напрасно было бы ожидать.

Припомните, что пишет прор. Исаия о будущих временах. "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе", т.е., не трогая друг друга, "и малое дитя" безбоязненно "будет водить их" (гл. XI, 6). "И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому" (-7) вместо мяса, которым теперь по вине первого человека питается.

"И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи " (-8). "Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, - говорит Господь устами этого пророка, "ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (-9). Конечно, не скоро наступят эти времена, так как не скоро еще "ведение Господа", подобно "воде", проникнет все существо человека, но в свою пору они наступят несомненно. Впрочем, и как им скоро наступить, когда мы живем еще в век господства среди людей грубости, дикости, извращенности самых элементарных нравственных понятий даже в цивилизованном обществе?! Да и как им скоро наступить, когда мы - христиане и культурные люди - лишь с усмешкою встречаем известие о каком-либо кровавом петушином бое, когда мы доселе (напр., в Испании) устраиваем бои быков и наслаждаемся ими до исступления; когда у нас, напр., пишут (как, напр., в "Новом Времени" от 19 янв. 1904 г., № 10.013, стр. 4: "Маленькие заметки" Б.): "Я, - говорит г. Б., - вспомнил…Ф.Е.Корша, с которым когда-то хаживал стрелять ворон за Крестовскую заставу" (в Москве)". "Московский филолог, исследователь славянского юса, был недурным стрелком из ружья и первобытного лука…" Культурные люди, видите ли, еще с удовольствием вспоминают, как они ради прихоти убивали ни в чем не повинных перед ними ворон!... Да что говорить об этом, когда ныне даже некоторые, именующие себя христианскими, народы помогают язычникам против христиан же, обуреваемые злобою, завистью, алчностью и прочими противохристианскими чувствами!.. Да, повторяем, далеко, еще очень и очень далеко то вожделенное время, наступления которого мы желали бы, и о котором мы выше говорили, настолько далеко, что и самый, трактуемый нами вопрос, быть может, и даже, наверное, покажется некоторым лицам смешным, по поводу которого можно только острить и шутить, каламбурить. И пусть себе шутят, паясничают, кому хочется. Мы же считаем данный вопрос весьма важным и довольны будем, если хоть немногие согласятся с нами (о вегетарианцах здесь, разумеется, не говорим, так как их симпатии, надеемся, несомненно будут в общем на нашей стороне).

Мы надеемся, что разумная вегетарианская волна будет расти все выше и выше, пока, наконец, не наполнит собою всего человеческого мира, который с ужасом станет оглядываться на прошедшие времена, когда люди ради своих прихотей убивали и поедали живых существ… Проф. А.Н.Бекетов говорит: "Огромное большинство людей питается не мясною и не смешанною животно-растительною пищею, а чисто растительною (стр. 21 брошюры его "Питание человека в его настоящем и будущем", изд. 2-е; Москва, 1896 г.; ср. у нас выше). Он же говорит, что "в будущем человечество силою вещей (заметьте!), все более и более будет приближаться к идеям вегетарианцев даже и относительно убиения животных, так как оно постепенно превратится из некрофагов - потребителей мертвечины… в потребителей плодов и овощей"… ("Энциклоп. Слов." Брокгауза-Ефрона; полут. 10, СПб. 1892 г., стр. 691-692: "вегетарианство").

"Будущность, - убежденно восклицает Бекетов, - за вегетарианцами" (цитов. брош., стр. 46). "Доказано, - настаивает он, - что в Европе оказалось уже явление, называемое экспекторацией и состоящее в уменьшении относительного числа скота. В Азии это явление уже почти совершилось, особенно в наиболее культурных и населенных ее странах… Таким образом, волею или неволею человечество", по словам Бекетова, "влечется, в более или менее отдаленном будущем, к вегетарианству"… (цитов. полут. "Экн. Сл." Бр.-Ефр., стр. 691). Мы же лично, оставляя в стороне статистические данные, данные физической гигиены и подобные им и имея в виду у себя только данные христианские, только данные высшей нравственности, настаиваем на тех же выводах как на бесспорных и несомненных в глазах свякого благомыслящего и беспристрастного человека…

"Смертные, - говорит Пифагор в "Метаморфозах Овидиевых, - бойтесь тела осквернять непотребною пищей!
Есть на это зерно и плоды, что собственным весом
Ветви склоняют, и есть со вздутыми гроздьями лозы;
Сладкие травы затем, которым пламя и нежность,
Вместе и мягкость дает; от вас ни молочная влага
Не отнята, ни соты…;
Расточая дары, земля нам кроткую пищу
Производит, и яств без убийства и крови подносит.
Звери… не все укрощают голод свой мясом.
Ибо и конь, и овца, и коровы живут лишь травою;
Те ж, чей нрав не обуздан и дик совершенно,
Как то свирепые львы, армянские тигры и волки
С медведями, вот те кровавую любят трапезу.
О, что за ужас во внутрь чужую внутренность прятать,
И, глотая тела, утучнять ненасытное тело,
И животному жить другого животного смертью!
Или средь стольких богатств, что добрейшая нам порождает
Матерь-земля, для тебя ничего нет отрадней, чем зубом
Яростным раны кусать, возвращаясь ко нравам Циклопов?
Неужель, не губя другого, унять ты не можешь
Голода чрева с его воспитанным дурно обжорством?
А ведь древний тот век, что мы золотым называем,
Только плодами древес, да почвой, рожденной травою,
Был совершенно блажен и уст своих кровью не пачкал.
Безопасны тогда летали по воздуху птицы,
И блуждал средь полей повсюду бестрепетный заяц…
Все безо всяких засад, никаких не страшася обманов,
Мирно живали они…

(См. "Овидиевы превращения", кн. XV, ст. 75-103; стран. 741; перев. А.Фета; Москва, 1887 г.).

Так рассуждает, милостливые Государыни и милостливые Государи, еще древний язычник, не просвещенный лучами Христовой веры… Ужели же мы - христиане и люди высшей культуры - останемся позади языческого мудреца?
__________________________






Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 306 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...